Вопрос 11. Суверенитет государства: понятие и основные черты.
Государству присущ также такой признак, как наличие суверенитета. И это понятно, поскольку он затрагивает такие ключевые вопросы, как источник и природа государства и государственной власти. Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. При этом проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в системе мирового сообщества. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевается, что все другие коллективы – общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. – занимают подчиненное по отношению к нему положение.
Суверенитет здесь – это юрисдикция государства, распространяемая на всю свою территорию и на всех граждан, людей, проживающих на этой территории. В этом свете суверенитет государства обладает правом устанавливать связи с другими государствами, защищать и реализовывать свои интересы. Таким образом, суверенное государство представляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также организации и группы, ассоциируемые с данной территорией. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое-то иностранное государство или внешняя сила безнаказанно нарушает границы данного государства или заставляет его руководителей принять решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении суверенитета государства. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и свои государственные интересы.
Думается, что сегодня целесообразно различать внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это право и полномочия повелевать всеми гражданами, живущими на национальной территории, – как гражданами данного государства, так и не гражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внешней среды (государств). В данной связи интерес представляет то, что до появления современного демократического государства власть центра не в одинаковой степени покрывала все население и все находящиеся в его подчинении территории. То, что внешне казалось единым государственным пространством, на самом деле представляло собой множества провинций, княжеств, областей и т.д., чем дальше они отделялись от центра, тем слабее оказывалась сила центра. Так что зачастую на окраинах государства обширные территории в правовом отношении пользовались значительной долей самостоятельности.
Кроме того, исходным элементом международного права является принцип суверенного равенства. В этом плане суверенитет представляет собой международную правовую концепцию, используемую для определения главного субъекта верховной государственной власти в международном сообществе. Такой верховной государственной властью или суверенитетом обладает только государство, оно является единственным или главным носителем прав и обязанностей в системе международного права, единственным законным механизмом применения легитимного воздействия. Только государства имеют право формулировать и реализовывать международную политику. Все другие организации, группы или отдельно взятые лица таким правом не обладают.
Поэтому очевидно, что суверенитет государства не означает, что оно вправе и способно делать все, что хочет, и может действовать изолированно от других членов мирового сообщества. Суверенитет и взаимосвязанность государств в этом смысле не являются противоречивыми категориями. Суверенитет государства означает лишь то, что оно само для себя решает, как справиться со своими внутренними и внешними проблемами, включая и проблемы поиска союзников и помощи извне, тем самым ограничивая собственную свободу.