Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 33 МАТЕРИАЛЫ К НЕНАПИСАННОЙ СТАТЬЕ К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА

МАТЕРИАЛЫ К НЕНАПИСАННОЙ СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»

ЗАМЕТКИ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «К ТЕОРИИ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА»246

NB Заметки на статью Бухарина

(«К теории империалистического государства») К теории империалистического государства.

? (4)

«Социологическая теория государства»: ее дает марксизм... (?) «... государство = наиболее общая (?) организация господствующих классов...»

Лориа247 (7)?

S, 7(248) — цитата из Энгельса

S. 137. 3. Auflage* 1889

S. 180.6. Auflage

(α) неточна

(«in der Regel»**)

сравни S. 178: 6. Auflage

(β) Niederhaltung не = порабощение,

а удержание в подчинении...

(γ) Ausnahmsweise*** случаи...

S. 11 — цитата из Энгельса (3. Auflage, S. 135 = S. 177

6. Auflage)249.

Engels в «Neue Zeit», XXXII, 1, S. 32 (?) («Dell'Autorita»)250.

________

* — издание. Ред.

** — по общему правилу. Ред.

*** — в виде исключения. Ред.

330 В. И. ЛЕНИН

S. 13: государство «отмирает» (а подробнее?).

S. 14: «различный тип» (неточно)... S. 14: государство = «политическое выражение обширной (объемлющей?) общественно-экономической структуры» (???)

S. 15—16: различие марксистов и анархистов в вопросе о государстве неверно (сравни «Anti-Dühring», 3. Auflage, S. 303(251)).

о государственном капитализме. Интересно. Легально, в сути

NB с. 53. «Отсюда определенное тактическое требование: социал-демократия должна усиленно подчеркивать свою принципиальную враждебность государственной власти». (Курсив Бухарина, с. 53)... (Голосовать против бюджета etc.)

? В конце (54—55) упомянуто, что пролетариат «создает свою временную государственную организацию власти» (unklar* : «государственная организация власти...» власти над кем? над обществом в целом? власть над обществом и есть государственная власть. Плеоназм. Тавтология)... пролетариат-де «отменяет свою собственную диктатуру», «вбивая раз навсегда осиновый кол в могилу государства...» (последняя фраза статьи).

Написано не позднее августа 1916 г.

Впервые напечатано в 1932 г. в журнале «Большевик» № 22

Печатается по рукописи

_____

* — неясно. Ред.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» 331

ЗАМЕЧАНИЯ НА СТАТЬЮ Н. И. БУХАРИНА «ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗБОЙНИЧЬЕ ГОСУДАРСТВО»252

не только тактическим Империалистическое разбойничье государство Важнейшим тактическим вопросом нашего времени является вопрос о так называемой «защите отечества», так как здесь лежит разграничительная линия между всем буржуазным и пролетарским миром. Уже в самом слове таится обман, ибо в действительности здесь речь идет не о стране, как таковой, т. е. об ее населении, а о государственной организации, о государстве. Если страна потеряет свою самостоятельность, то это не значит, что ее обитатели потеряют свою самостоятельность (таковой при капитализме они вообще не имеют), а только то, что перестанет существовать государственная организация. Безобидное словечко «страна» прикрывает таким образом отношения господства и подчинения, содержание которых составляют кровь и слезы, порабощение и угнетение, разбой и убийство. Тем «храбрее» многие «переучившиеся», которые — совершенно последовательно, — исходя из точки зрения защиты отечества, стали прославлять государство, петь восторженные гимны В № 25 «Arbeiterpolitik»253 Подзаголовок: Теоретическое (?) к вопросу о вспомогательной службе отечеству неточно

332 В. И. ЛЕНИН



х----х в честь «государственного разума» со всеми его священными атрибутами, начиная от проституированной науки и религии и кончая армией и флотом и даже полицейским насилием и классовой юстицией. Поэтому в высшей степени важно иметь ясное представление о государстве вообще и об империалистическом разбойничьем государстве в частности.
1) действует 2)явление Государство является исторической категорией. Это значит, что государство 1) не представляет собой вечный закон общества, а только преходящую 2) общественную формацию. Другими словами: государство возникает лишь на определенной ступени развития и должно, наоборот, исчезнуть на другой ступени развития. Оно возникает как организация господствующего класса, и в этом его суть. Оно является организацией «наиболее могущественного, экономически господствующего класса, который через его посредство становится и политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Ф. Энгельс: «Происхождение семьи и т. д.», стр. 137). Таким образом, понятие государства имеет своей предпосылкой понятие классового господства. Бесклассовое государство так же бессмысленно, как, например, бесклассовый капитализм или сухая вода.
= не «это»... Карл Маркс выразил это в следующих словах: «Даже радикальные и революционные политики, — пишет он (см. «Критические заметки и т. д.». Литературное наследство, т. 2, стр. 50), — ищут корень зла не в сущности государства, а в определенной государственной форме, вместо которой они хотят установить другую». Совершенно иными являются цели социалистов: «Все социалисты, — утверждает Ф. Энгельс (итальянская статья: «Об авторитете», напечатанная в «Neue Zeit» № 32, 1, стр. 39), — согласны в том, что государство, а вместе с ним и политиче-

________

х — χ выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik» (9. XII. 1916)

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» 333

скии авторитет, исчезнут вследствие будущей социальной революции; т. е., что общественные функции № 3 потеряют свой политический характер и превратятся в простые административные функции, наблюдающие за социальными интересами». Тот же Энгельс пишет в «Анти-Дюринге» (произведении, которое, как известно, было просмотрено, почти редактировано и отчасти написано Марксом), что государство «отмирает». Тот же прогноз ставит он и в «Происхождении семьи». Общество, которое реорганизует производство на основе свободной и равноправной ассоциации производителей, сдаст всю государственную машину туда, где ей и будет место: в музей древностей рядом с прялкой и бронзовым топором (стр. 140)* . № 3 V (услуги)
С уничтожением классового строя будет уничтожено (gesprengt) и его политическое выражение — государство, и возникнет бесклассовое, социалистическое общество, в котором не будет государства. неверно !
Государство есть наиболее общая организация господствующего класса, т. е. объектами эксплуатации здесь являются не только некоторые круги, а весь эксплуатируемый класс. Это колоссальная, чудовищная [высасывающая! машина, которая непосредст- Церковь? и т. п.

_____________

* В этой связи мы хотели бы заметить, что совершенно ошибочно искать различие между социалистами и анархистами в том, что первые — сторонники, вторые — противники государства. верно
Различие в самом деле заключается в том, что революционная социал-демократия хочет сорганизовать новое общественное производство, как централизованное, т. е. технически наиболее прогрессивное, тогда как децентрализованное анархическое производство означало бы лишь шаг назад к старой технике, к старой форме производства. неверно, неполно

334 В. И. ЛЕНИН

  венно сама эксплуатирует народ, а также преследует цель сохранения, защиты и расширения всех условий «нормальной» эксплуатации. В случае какой-либо опасности, государство со всеми своими — в конечном счете военными — силами выступает против «врагов»: вовне это будут войны, внутри — жестокое подавление бунтовщиков. Сила оружия, /убийство/ — таков железный закон государства и всякой государственной формы без исключения. Различна только количественная сторона этого явления, но и она изменяется в зависимости от типа государства, который, в свою очередь, определяется развитием мирового народного хозяйства. Как раз в наше время, с образованием империалистических государств, всеобщая милитаризация принимает колоссальные, небывалые размеры.
Неточно* № 4:«оно представляло, собственно, просто организацию». II Государство — всеобъемлющая организация господствующего класса. В доимпериалистическую эпоху № 4 оно и было, собственно, организацией. Особенно важная область общественной жизни, экономика, находилась в совершенно анархическом состоянии. Индивидуальное предприятие, капиталист, который «работает» самостоятельно и имеет дело только со своими рабочими, которому государство обеспечивает только общие условия его «прав на эксплуатацию», — такова типичная картина прежней экономики. Совершенно по-другому стало теперь. Отдельный капиталист сделался членом союза капиталистов. Быстрое исчезновение среднего сословия и победоносное шествие крупного капитала вызвали к жизни некоторые новые формы экономической жизни, которые, конечно, выступили, как осо-

____________

* Замечание В. И. Ленина относится и к аналогичному термину, употребленному Бухариным в конце данного раздела. Эти слова обведены Лениным и соединены между собою стрелкой. Ред.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» 335

бые формы классовой жизни. Образование союзов предпринимателей, трестов, синдикатов и т. д. и их взаимная связь посредством комбинированных предприятий и крупных банков совершенно изменили прежние формы. И если для доимпериалистической эпохи характерной была индивидуальная капиталистическая собственность, то для современного финансово-капиталистического хозяйства характерна коллективная собственность организационно-объединенных между собой капиталистов. Но этот же процесс можно наблюдать не только в области экономики. Он распространяется на все области классовой жизни. И если рабочий класс создает свои профсоюзы, политические организации, кооперативы, культурно-просветительные кружки и т. д., то буржуазия делает это в гораздо большем размере. Так образуются различные буржуазные классовые организации: в экономической жизни — союзы предпринимателей, тресты и т. д., в политической области — политические партии со всеми ответвлениями; в научной — различные научные организации, которые в нужный момент превращаются в верных и угодливых слуг капиталистического хищника и т. д.; в конце концов государство становится все колоссальнее. Но процесс организации этим еще не кончается. Все эти ряды имеют тенденцию срастаться друг с другом и превращаться в одну-единственную организацию господствующего класса. Это новейший этап развития, который особенно ясно определился во время войны. Важнее всего слияние государственной буржуазной организации с экономическими организациями. Постепенно вводится государственное регулирование производства. Это происходит в двух важных формах: во-первых, путем введения государственных монополий в области производства, что делается главным образом из финансовых (погашение военных займов и т. д.), а также из государственно-военных соображений (нужда в военных материалах); во-вторых,

336 В. И. ЛЕНИН

№ 5 : + Огосударствление рабочей силы, как оно выражено в английском законе о военном снаряжении, в германской «вспомогательной службе отечеству» и т. д., является неизбежным следствием этого процесса развития. ? путем особой системы так называемых «смешанных предприятий», где общими владельцами являются государство и экономические организации предпринимателей. То же самое происходит и в сфере транспорта. Введение государственных торговых монополий, слияние государственных и «частных» кредитных учреждений (банков), твердые цены, вмешательство государства в распределение продуктов — все это означает поглощение экономической жизни государственной организацией. «Народное хозяйство» становится все больше и больше «государственным хозяйством», «государственно-капиталистическим трестом». № 5. Но не только государственная и чисто экономическая организация буржуазии объединяются вместе, ту же самую тенденцию обнаруживают и все другие буржуазные и классовые организации. Наука, партии, церковь, союзы предпринимателей втягиваются в государственный аппарат. Таким образом образуется одна-единственная всеобъемлющая организация, современное империалистическое разбойничье] государство в качестве всемогущей организации господствующей буржуазии, с бесчисленными функциями и гигантской властью, как духовной ( [различные методы одурачивания : религия, печать, школа и т. д.), так и материальной (полиция, войско). Эта сила проникает во все поры финансово-капиталистического общества и накладывает на наше время особый, специфический отпечаток. И мы видим здесь диалектику истории: государство, \ которое было сначала единственной организацией господствующего класса, превращается в организацию, существующую наряду с другими, с тем, чтобы снова превратиться в единственную, впитавшую в себя все другие, организацию. Таково современное чудовище, современный Левиафан государственности* .

___________

* —Прикрываясь сладкими словами о «военном социализме», желтые «социал-демократы» прославляют не что иное, как империалистическое разбойничье государство.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» 337

III Развитие мирового хозяйства ведет к самой резкой борьбе государственно-организованных «народных хозяйств». С другой стороны, империалистические войны оказывают обратное влияние на структуру государств. И если вышеописанный тип представляет собой, так сказать, идеальную № 6 картину империалистического государства, ступень, которой достигли только наиболее развитые государства, то каждый день и, в особенности, каждый день войны, влечет к расширению этого явления. Это ставит перед пролетариатом задачу приспособления к новой ситуации. Ясно, что империалистическое |разбойничье | государство |(мы называем его разбойничьим государством потому, что его культурная миссия вовне заключается в систематическом ограблении слабых наций, колониальных стран и т. д.)| является высшей формой буржуазной классовой организации. Средства насилия этой организации колоссальны. Достаточно вспомнить только современный милитаризм. Таким образом рабочие противостоят объединенным силам всей буржуазии № 6 «реальную» (в № 25) (явно опечатка! ! или описка).
[Они могут сломить эту силу только еще большей силой, и таковой является сила масс, массовые действия — непременное средство победоносной борьбы. Для социал-демократии, которая является или, по крайней мере, должна быть воспитательницей масс, теперь более, чем когда-либо, необходимо подчеркивать свою принципиальную враждебность к государству. Тот является предателем социализма, кто — как теперешние социал-патриоты — толкает рабочих к взаимному истреблению под предлогом защиты отечества, потому что в действительности война есть наступление государ- X X —№ 7 — Вместо всего этого конца в №25 «Arbeiterpolitik» совсем иной конец, что-де «мы леворадикалы» согласны с социал-империалистами в том, что капитал

338 В. И. ЛЕНИН

совершает здесь работу для социализма, но отличаемся от них тем, что признаем необходимой «победу пролетариата над империалистическим государством». (Sic!* ) х----х ства, смертельного врага социалистического пролетариата. Теперешняя война показала, как глубоко корни государственности проникли в души рабочих. Но та же самая война показала, что эта психология все больше и больше отступает на задний план. Это процесс, который имеет известную аналогию в прежней эпохе. Как прежде рабочие, которые жили в патриархальных отношениях со своим хозяином, считали интересы своего эксплуататора своими собственными, так и теперь пролетарий борется за интересы своих эксплуататоров и грабителей. Но точно так же, как фабричный молот разбил эти идиллические отношения, империализм уничтожит холопство рабочих, и под давлением войны, под гнетом бешеного насилия пролетариат объявит единственно «справедливую войну», войну против господства капитала. Нота-Бене

х------х = выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik».

Написано в ноябре, не ранее 18 (1 декабря), и в декабре, не ранее 5 (18), 1916 г на немецком и русском языках

Впервые напечатано в 1933 г. в брошюре: В. И. Ленин «Замечания на статьи Н. И. Бухарина о государстве»

Печатается по тексту газеты «Jugend-Internationale» с замечаниями В. И. Ленина

Перевод с немецкого

________

* — Так! Ред.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА» 339

ПЛАН СТАТЬИ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»254

К вопросу о роли государства Коммунист или социал-демократ?

Социализм и коммунизм. (Полная общность предметов потребления или хотя бы необходимых из них.)

Демократия есть тоже государство. Absterben ... «Отмирание» государства.

Почему не Abschaffung* и не Sprengung**? «Allmähliches Einschlafen»*** одной функции за другой.

Без демократии = без управления людьми.

«Корни государственности в душах рабочих»?

Оппортунизм и революционная социал-демократия.

Диктатура пролетариата.

Употребление государства против буржуазии. Отпор ее попыткам реставрации. Революционные войны. Введение и защита демократии.

Роль демократии:

Воспитание масс

Перевод их к новому строю

Форма соц. революции: союзы 1905 года.

_________

*— уничтожение. Ред.

** — взрыв. Ред.

**— «Постепенное засыпание». Ред.

340 В. И. ЛЕНИН

Империализм: государство и экономические организации капиталистов. «Государственно-капиталистические тресты»...

Демократические реформы империалистов и соц. революция.

Marx в 1844 («Nachlaß», П. Band, S. 50*, конец предпоследнего абзаца)255.

Ничего кроме противопоставления социализма политике. Против чисто политического радикализма Руге. До 1847 года!

Энгельс («Dell'Autorità»** о революции... (+)

об организации...256 (+)

Marx (ebenda*** ) ((«Neue Zeit», 32, I, 1913—1914)) о политическом воздействии и борьбе за уступки — о революционном использовании государственной власти...257

Два направления в политике (политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства), оппортунистическое и революционное,

или два направления в отношении к «государственности»?

Демократия реформистов и демократия революции. Два разных содержания: меньшинство и масса. Успокоение массы? содействие борьбе массы? Подчинение массы авторитету вождей? восстание против вождей? «Низшая масса» у Энгельса versus**** «масса» за оппортунистическими вожаками. Сводится к революции versus оппортунизм.

Написано не ранее 18 ноября (1 декабря) 1916 г.

Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXI Печатается по рукописи

________

* — «Наследство», II том, стр. 50. Ред.

Наши рекомендации