Формирование общекультурных и профессиональных компетенций ( в целом по учебной дисциплине «Конституционное право»)
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
5.1.1. Знать:
● общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
● специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
● источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
● значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
● значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
● основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
● федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
● конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
5.1.2. Уметь:
● обобщать полученные знания в области конституционного права;
● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
5.1.3. Обладать следующими общекультурными компетенциями:
· осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма;
· развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права;
· быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов;
· соблюдать принципы этики юриста;
· анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы;
· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
5.2. Обладать следующими профессиональными компетенциями:
· использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике;
· устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм;
· оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;
· выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения;
· участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы;
· осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных положений;
· демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации;
· преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.
5.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины «Конституционное право»
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) |
1. | Конституционное право как отрасль права | ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-8 ОК-10 ОК-11 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-15 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | 1. ●уметь различать и объяснять соотношение конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; 2. ●демонстрировать понимание места и роли конституционного права в системе российского права; 3. ●владеть основными категориями конституционного права; 4. ●уметь определять предмет конституционного права; ●выявлять особенности конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, распознавать их виды; ●демонстрировать способность юридически правильно квалифицировать юридические факты в конституционном праве; ●анализировать источники конституционного права, классифицировать их и выявлять системные связи между ними; 5. ●давать характеристику конституционно-правовой ответственности, выявлять ее особенности и иллюстрировать примерами из практики; 6. ●понимать значение и место науки конституционного права в системе правовых наук, и демонстрировать знание ее предмета, системы, источников. Определять закономерности развития науки. |
2. | Конституция Российской Федерации и ее развитие | ОК-3 ОК-6 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 | ● формулировать понятие конституции, раскрывать ее сущность; ● выделять основные этапы развития российской конституции и давать им характеристику; ● характеризовать особенности разработки, обсуждения и принятия Конституции 1993г.; ● формулировать юридические свойства Конституции, демонстрировать знание их содержания; ●характеризовать порядок пересмотра Конституции, внесения в нее поправок и изменения ст. 65, проводить различия указанных процедур; ● демонстрировать знание решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции, уметь их объяснять, основываясь на конкретных примерах; ● владеть основными навыками работы с Конституцией РФ, необходимыми при ее применении в конкретных ситуациях; ● уметь толковать нормы Конституции и применять их, основываясь на теоретических знаниях и решениях Конституционного Суда; ● участвовать в разработке проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ в соответствии с поставленным заданием; ● анализировать социально значимые проблемы, связанные с реализацией Конституции РФ; ● владеть навыками обобщения, анализа информации о российской Конституции, проблемах ее реализации; ● воспитывать уважение к Конституции РФ в своей педагогической деятельности. |
3. | Основы конституционного строя Российской Федерации | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-19 ПК-13 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 | ● осознавать социальную и правовую значимость основ конституционного строя Российской Федерации для своей будущей профессии; ● владеть юридической терминологией в области основ конституционного строя Российской Федерации; ● уметь применять нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя Российской Федерации к конкретной ситуации; ● анализировать социально значимые проблемы, связанные с реализацией основ конституционного строя Российской Федерации; ● осознавать как высшую ценность человека, его права и свободы и раскрывать содержание обязанности государства по их признанию, соблюдению и защите; ● давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере реализации основ конституционного строя Российской Федерации; ● раскрывать содержание конституционных характеристик Российской Федерации; ● понимать социальную ценность народовластия. Раскрывать содержание конституционного положения о многонациональном народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти; ●соотносить понятия «народный суверенитет» и «государственный суверенитет»; ●формулировать и раскрывать содержание конституционных принципов российского федерализма; ●анализировать особенности и значение института основ конституционного строя Российской Федерации в системе конституционного права; ● пропагандировать в своей педагогической деятельности основы конституционного строя Российской Федерации, раскрывать их роль в правовом регулировании. |
Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации | ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-19 | ● уметь характеризовать место и роль института основ правового статуса личности в системе конституционного права и всей правовой системе России; ●владеть конституционно-правовой терминологией в области основ правового статуса личности; ●уметь раскрыть значение конституционных основ статуса личности для профессиональной деятельности, формирования правосознания и правовой культуры, подтверждая свои выводы конкретными примерами; ●знать и раскрывать содержание принципов правового статуса человека и гражданина, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; ●уметь показать соотношение национального и международных правовых актов в области прав и свобод личности; ●уметь раскрывать значение норм международного права в признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, подтверждая свои выводы конкретными примерами; ●участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. | |
Гражданство Российской Федерации | ОК-8 ОК-3 ПК-3 ПК-4 ПК-5 К-6 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-16 | ●формулировать понятие гражданства и раскрывать содержание принципов гражданства Российской Федерации; ● выделять и характеризовать основные этапы развития законодательства о гражданстве Российской Федерации; ●владеть юридической терминологией по вопросам гражданства (филиация, оптация, апатриды и т.д.); ●характеризовать и раскрывать содержание полномочий государственных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, иллюстрируя примерами из практики; ●принимать юридически значимые решения и совершать действия в соответствии с законодательством о гражданстве; ●владеть навыками составления юридических документов при приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации; ●уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам гражданства Российской Федерации. | |
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации | ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-9 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-9 ПК-13 ПК-16 П-17 ПК-19 | ●обобщать и анализировать информацию о правовом положении иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, соотечественников; ●анализировать социально значимые проблемы, связанные с положением лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации; ●раскрыть и охарактеризовать структурные элементы правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; ● уметь сопоставлять статус указанных лиц, выявляя отличия в их правовом положении; ●применять нормы законодательства в сфере реализации прав и обязанностей лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации; ●выявлять и анализировать судебную практику по вопросам правового статуса отдельных категорий лиц в России; ●владеть навыками подготовки юридических документов для оформления статуса беженца, вынужденного переселенца, для получения визы и пр.; ●уметь давать квалифицированные юридические консультации по вопросам прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; ●руководствоваться принципом толерантности в своей профессиональной деятельности, в том числе и при преподавании основ конституционного права. | |
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-1 ПК-4 ПК-6 ПК-9 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 | ●уметь классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина, раскрывать их содержание, основываясь на знании Конституции Российской Федерации, законов и решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека; ●сопоставлять конституционные права со свободами, а также с гарантиями и обязанностями человека и гражданина; ●применять материальные и процессуальные нормы, а также судебные решения, связанные с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей; ●уметь обнаруживать факты нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, обосновывая свою позицию; ●давать квалифицированные юридические заключения и консультации при разрешении вопросов о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; ●участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; ●выявлять пробелы и противоречия в законодательстве в области конституционных прав и обязанностей человека и гражданина, уметь конструировать разные варианты регулирования, сопоставлять и оценивать их; ●использовать полученные знания о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина при преподавании основ конституционного права. | |
Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-16 ПК-17 ПК-19 | ●формулировать понятие гарантии конституционных прав и свобод, выделять их виды, анализировать содержание; ● демонстрировать знание особенностей защиты прав и свобод отдельных категория граждан; ● раскрыть и охарактеризовать основные формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, правильно их выбирать в конкретной ситуации; ● применять положения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ в целях использования гарантий прав и свобод человека и гражданина; ● анализировать содержание и основные направления деятельности государственных органов по обеспечению реализации конституционных прав и свобод; ●характеризовать систему негосударственных институтов, обеспечивающих гарантии прав и свобод граждан; ● давать характеристику системы международных гарантий прав и свобод; ● оценивать условия допустимости обращений (жалоб) в государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина; ● владеть основными навыками защиты прав и свобод граждан в типичных правоприменительных ситуациях; ● определять пределы реализации прав и свобод человека; ● оценивать правомерность ограничения прав и свобод в конкретных ситуациях; ● выявлять условия, препятствующие полноценной реализации прав и свобод человека и гражданина; ● выполнять экспертно-консультационные функции в сфере обеспечения беспрепятственной реализации прав и свобод; ● правильно оценивать значимость юридической профессии для обеспечения гарантированности прав и свобод граждан; ● обосновывать ценность добросовестного исполнения профессиональных обязанностей в целях недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина. | |
Федеративное устройство России | ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 | ●владеть юридической терминологией в области федерализма; ●сравнивать признаки, черты федеративного государства и унитарного государства, опираясь на текст Конституции РФ; ●выявлять особенности Российской Федерации, отличающие ее от других федеративных государств; ●выделять и описывать основные этапы становления российского федерализма; ● юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении конституционных принципов федерализма; ●уметь толковать нормы Конституции РФ, закрепляющие основы федеративного устройства России, иллюстрируя их содержание примерами из практики Конституционного Суда РФ; ●выявлять и характеризовать особенности правового статуса Российской Федерации, субъектов РФ; проводить сравнительный анализ правового статуса различных видов субъектов РФ; ●анализировать нормы конституции (устава) субъекта РФ, закрепляющие компетенцию субъекта РФ, их соответствие Конституции РФ; предлагать собственные формулировки соответствующих норм, составлять экспертные заключения по конкретным нормам конституции (устава) субъекта РФ; ● моделировать развитие федеративных отношений в России; ●анализировать основы разграничения полномочий РФ и субъекта РФ. Оценивать эффективность конституционно-правовых норм, разграничивающих компетенцию между Российской Федерацией и ее субъектами; ●характеризовать порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ; ●анализировать тенденции развития федеративных отношений; ●анализировать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, гарантирующие права коренных малочисленных народов; ●анализировать, сравнивать законодательство субъектов РФ об административно-территориальном устройстве; ● владеть навыками обобщения изученного материала о федеративном устройстве России и преподавания его в курсе основ конституционного права. | |
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ПК-2 ПК-4 ПК-6 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 | ●осознавать социальную и правовую значимость конституционных основ системы органов государственной власти в Российской Федерации для своей будущей профессии; ●обладать достаточным уровнем профессионального правосознания для применения конституционных норм, закрепляющих систему органов государственной власти в Российской Федерации; ●делать обзор нормативных правовых источников и литературы по вопросам темы; ●анализировать факторы, влияющие на реализацию конституционных норм, закрепляющих основы системы органов государственной власти; ●выделять и анализировать статус государственных органов, не являющихся органами государственной власти; ● раскрыть роль принципа разделения властей для функционирования системы органов государственной власти; ●выявлять в нормативных правовых актах положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; ●давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам организации государственной власти в Российской Федерации; ● обобщать, анализировать, излагать материалы, касающиеся основ системы органов государственной власти в Российской Федерации в процессе преподавания основ конституционного права. | |
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-9 ОК-11 ПК-7 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 | ●осознавать социальную значимость выборов для своей будущей профессии; ●владеть понятиями и терминами избирательного права; ●описывать порядок организации и проведения выборов, опираясь на законодательство и решения Конституционного Суда РФ; ●анализировать особенности подготовки и проведения различных видов выборов в Российской Федерации; ●применять нормы избирательного права, связанных с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления; ● воспринимать, обобщать, анализировать информацию, связанную с практикой реализации норм избирательного права; ●владеть навыками составления юридических документов, используемых в избирательном процессе; ●давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам избирательного законодательства, избирательных прав граждан, основываясь, в том числе на решениях Конституционного Суда РФ; ●выявлять избирательные правонарушения и предлагать меры по их предупреждению, устранению причин и условий, способствующих их совершению; ●принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции при проведении выборов; ●осознавать значимость и необходимость соблюдения принципов профессиональной этики юриста в избирательном процессе; ●применять знания избирательного права в преподавательской деятельности. | |
Президент Российской Федерации | ОК-9 ПК-1 ПК-5 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 | ● характеризовать положение Президента РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации; ●выявить основные формы взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти; ●выделять основные этапы развития института президента в России и давать им характеристику; ● анализировать отношения, возникающие в связи с организацией и проведением выборов Президента РФ; ●анализировать полномочия Президента РФ в конкретной сфере его деятельности, сопровождая анализ примерами из практики; ●определять место указов Президента РФ в системе источников конституционного права; ●участвовать в разработке проектов правовых актов Президента РФ; ●выделять и комментировать основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ; ●анализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении полномочий Президента РФ; ●давать квалифицированные юридические заключения по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ; ●характеризовать статус и целевое назначение органов при Президенте РФ. | |
Федеральное Собрание Российской Федерации Законодательный процесс в Российской Федерации | ОК-2 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-14 ПК-16 ПК-17 | ●владеть основными категориями и терминами в сфере российского парламентаризма; ●определять место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации; ●анализировать особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания; ●демонстрировать знание порядка выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; ●характеризовать внутреннее устройство палат Федерального Собрания; ●выделять и раскрывать содержание вопросов ведения палат Федерального Собрания и порядок их рассмотрения; ●анализировать основания и порядок роспуска Государственной Думы; ● различать и характеризовать основные стадии законодательной процедуры; ● давать юридическую оценку решениям в сфере законодательной процедуры в точном соответствии с нормативными правовыми актами; ● владеть навыками решения вопросов, связанных с реализацией права законодательной инициативы; ●демонстрировать знание решений Конституционного Суда РФ по вопросам темы; ●участвовать в осуществлении правовой экспертизы федеральных законов и постановлений палат Федерального Собрания; ● составлять и оформлять проекты постановлений Совета Федерации и Государственной Думы в сфере законодательной процедуры; ● владеть основными приемами законодательной техники при составлении проектов федеральных; ● анализировать и правильно оценивать содержание экспертных заключений в сфере законодательной процедуры; ● характеризовать статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы; ● давать квалифицированные консультации в рамках основных направлений деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы; ● применять знания о российском парламентаризме в преподавательской деятельности. | |
Правительство Российской Федерации | ОК-2 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 | ● давать характеристику конституционно-правовым основам деятельности Правительства РФ, ● анализировать статус Правительства РФ и его место в системе органов государственной власти; ● характеризовать порядок формирования и принципы деятельности Правительства РФ; ● демонстрировать знания оснований и порядка отставка Правительства РФ; ● уметь толковать нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», иллюстрируя их содержание примерами из практики Конституционного Суда РФ; ● владеть навыками обобщения, анализа информации о реализации полномочий Правительства РФ; ●участвовать в проведении правовой экспертизы актов Правительства РФ; | |
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7 ОК-9 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-9 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 | ●осознавать социальную значимость судебной власти; ●осознавать значимость и необходимость соблюдения принципы этики юриста в сфере судебной власти; ●уметь находить и анализировать информацию о деятельности судов в Российской Федерации; ●формулировать и раскрывать принципы построения и функционирования судебной системы Российской Федерации, иллюстрируя на конкретных примерах воплощение данных принципов в России; ●выявлять основные проблемы в сфере судебной власти современной России, моделировать варианты их разрешения, включая предложения о совершенствовании законодательства; ●владеть навыками анализа законов, решений Конституционного Суда РФ и выявления в них правовых позиций в отношении судебной власти; ●давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам организации судебной власти в Российской Федерации; ●эффективно осуществлять преподавание конституционных основ судебной власти в Российской Федерации. | |
Конституционный Суд Российской Федерации | ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-9 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-9 ПК-13 ПК-15 ПК-16 | ●осознавать социальную значимость конституционного правосудия и роль юриста в конституционном судопроизводстве; ●понимать и быть готовым соблюдать требования юридической этики, предъявляемой к судьям Конституционного Суда РФ и участникам конституционного судопроизводства; ●уметь публично выступать по вопросам конституционного правосудия, аргументировать свою позицию, стремясь к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ●выделять особенности политико-правовой природы Конституционного Суда РФ, определять его место в системе органов государственной власти России; ● формулировать отличительные черты конституционного судопроизводства; ●демонстрировать знание порядка формирования Конституционного Суда РФ, его компетенцию, виды решений; ●ориентироваться в стадиях конституционного судопроизводства; ●определять подсудность и подведомственность дела Конституционному Суду РФ на основе конкретных фабул дела; ●проводить различия между решениями и правовыми позициями Конституционного Суда РФ; ●квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с обращением граждан в Конституционный Суд РФ; ●владеть навыками составления жалобы в Конституционный Суд РФ; ●составить схему движения конституционной жалобы гражданина в Конституционном Суде РФ; ●давать квалифицированные консультации по вопросу обращения в Конституционный Суд РФ на основе конкретных практических ситуаций. | |
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | ОК-1 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 | ●демонстрировать знания системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ●давать характеристику конституционно-правовой регламентации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации; ●анализировать особенности реализации принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации; ●участвовать в разработке нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ●владеть навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, связанных с формированием и деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ●квалифицировать состав конституционного правонарушения органами и должностными лицами субъектов РФ; ●владеть навыками подготовки юридических документов, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ●толковать правовые нормы, закрепляющие систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ●составлять обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации; ●давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ; ● эффективно осуществлять преподавание основ организации и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. | |
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ПК-19 | ● осознавать социальную и правовую значимость конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации для своей будущей профессии; ●давать определение местного самоуправления и выделять его характерные признаки, опираясь на законодательство и учебную литературу; ●интерпретировать нормы Конституции РФ о местном самоуправлении; ● выделять и раскрывать содержание конституционных принципов организации местного самоуправления в РФ, иллюстрируя примерами из правоприменительной практики, включая судебную; ● давать квалифицированные юридические консультации по вопросам участия граждан в осуществлении местного самоуправления; ●характеризовать предметы ведения местного самоуправления; ●составить схему организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании; ●анализировать и применять решения Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления; ●участвовать в разработке проекта решения представительного органа местного самоуправления; ●использовать знание Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в преподавании основ конституционного права значение и сущность местного самоуправления, принципы его осуществления в России. |
6. Контрольно-оценочная деятельность:
В ходе изучения курса осуществляется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в форме контрольных и практических работ, опроса на семинарских занятиях.
Формами итогового контроля являются зачет (I семестр), а также экзамен (II семестр) и курсовая работа.
Объем требований, предъявляемых на зачете и экзамене, определяется программой курса и отражен в перечне контрольных вопросов (вопросов к зачету и экзамену).
II. Структура и содержание учебной дисциплины
Тематический план для студентов очной формы обучения
Общая трудоемкость – 324 часа.
Всего аудиторных часов – 136 час.
(из них: лекции -48 час., практические занятия – 88 час.)
2 семестр. Лекции – 24 часа, практические занятия – 40 час.
3 семестр. Лекции – 24 часов, практические занятия - 48 час.
Самостоятельная работа – 152 часа.
№ п/п | Раздел (тема) учебной Дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Всего часов | |||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Модуль 1 | |||||||
Конституционное право в системе российского права | 4 час | 4 час | 8 час | 16 час | |||
Конституция Российской Федерации и ее развитие | 4 час | 6 час | 8 час | 18 час | |||
Модуль 2 | |||||||
Основы конституционного строя Российской Федерации | 4 час | 8 час | 14 час | 26 час | |||
Модуль 3 | |||||||
Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации | 2 час | 4 час | 8 час | 14 час | |||
Гражданство Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | 2 час | 6 час | 12 час | 20 час | |||
Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации | 2 час | 4 час | 10 час | 16 час | |||
Модуль 4 | |||||||
Федеративное устройство России | 4 час | 8 час | 14 час | 26 час | |||
Модуль 5 | |||||||
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | 4 час | 6 час | 12 час | 22 час | |||
Модуль 6 | |||||||
Президент Российской Федерации | 2 час | 4 час | 8 час | 14 час | |||
Федеральное Собрание Российской Федерации Законодательный процесс | 4 час | 8 час | 10 час | 22 час | |||
Правительство Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Конституционный Суд Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Модуль 7 | |||||||
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | 2 час | 4 час | 6 час | 12 час | |||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | 2 час | 2 час | 6 час | 10 час | |||
48 час | 88 час | 152 час | 288 час | ||||
Содержание программы