Главные органы в структуре ООН.

1. Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов организации, каждый член которой имеет один голос. Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и выносить по ним рекомендации.

2. Совет Безопасности ООН. Он состоит из 5 постоянных (Россия вместо СССР, Франция, США, Англия и КНР) и 10 непостоянных членов, избираемых на два года. На Совет Безопасности возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Поэтому его решения — обязательные для всех государств организации, и он функционирует непрерывно.

3. Очень важные органы ООН — такие учреждения, как секретариат во главе с Генеральным секретарем, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет; Международный Суд; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Совет по опеке.

В системе ООН действует также около 20 специализированных институтов, таких как МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (ведает вопросами образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), ЮНИСЕФ (детский фонд), Международная метеорологическая организация и др.

Вторая форма институализации международных отношений — нормы и принципы, впервые сформулированные в Уставе ООН (ст. 2). Более целостная их кодификация была сделана в Декларации принципов международного права. Эта декларация фактически является конституцией всех государств. Затем развитие этого документа произошло на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 года. Итоговый документ этого Совещания руководителей европейских стран содержит свод международных обязательств по обеспечению прочного мира. Государства обязались строго соблюдать следующие принципы:

- уважение и равноправие суверенитета стран;

- неприменение силы или угрозы силой;

- нерушимость границ государств, территориальная целостность;

- мирное урегулирование споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- уважение прав человека и основных свобод, в т. ч. свободы мысли, слова, религии и убеждений.

Кроме вышеперечисленных принципов и норм взаимоотношений субъектов международной жизни, существуют еще и правовые кодексы, которые регулируют специфические отрасли международных отношений. Это «договорное право», «дипломатическое право», «морское право», арбитраж, международный суд, охрана прав человека и другие юридические международные правовые документы. Следует учесть, что в международном праве не существует элементов власти, наподобие внутригосударственных, когда с помощью силы применяются соответствующие наказания. Здесь принудительные санкции отсутствуют, за исключением только санкции со стороны Совета Безопасности ООН. Главная гарантия эффективности соблюдения норм международного права — понимание необходимости уважения интересов каждого из участников международной жизни.

Таким образом, к началу ХХI века международные отношения подготовили в процессе своего развития значительную основу для обуздания стихийности и неуправляемости международной жизни и положили начало к признанию общечеловеческих ценностей и установлению равноправных и демократических отношений между странами и народами.

III. После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался новый этап в международной жизни. С первых дней своей независимости она подтвердила с трибуны ООН (1991 г.) свое стремление, сформулированное в Декларации о суверенитете, стать безъядерной и нейтральной державой. Было заявлено, что основные принципы и приоритеты, отражающие жизненные интересы белорусского народа, это:

- достижение реальной независимости, что означает формирование полноценных атрибутов суверенитета Республики Беларусь во внутренней и внешней политике;

- мобилизация международной поддержки в преодолении чернобыльской проблемы. Масштабы последствий этой глобальной катастрофы такие огромные и страшные, что без активной и многосторонней помощи международного сообщества Беларуси ее не разрешить. Белорусский народ не по своей вине оказался перед угрозой деградации и вымирания;

- включение Беларуси в общеевропейский процесс развития цивилизации с гарантиями безопасности, незыблемости границ и сотрудничества. Это дает возможность использовать мировые знания, опыт, ресурсы и делиться своими;

- создание условий для формирования рыночных отношений как фактора дальнейшего экономического развития республики;

- обеспечение свободного взаимодействия культур на основе общечеловеческих ценностей, идеалов и традиций, на беспрепятственном передвижении людей с целью культурного обмена.

С самого начала своей деятельности Республика Беларусь, как суверенный субъект международных отношений, высказалась за безусловную верность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Она без колебаний присоединилась к факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусмотрены для тех случаев, когда нарушаются права личности. В конечном итоге, официальными представителями белорусского государства были поставлены подписи под всеми международными демократическими документами. Все это создало необходимый авторитет нашему государству на международной арене. За короткий срок, до 1994 года, ее признали 123 государства, а 97 из них установили дипломатические отношения. Республика Беларусь стала полномочным членом 60 международных организаций, а за период 1991–1995 гг. было подписано более 600 двухсторонних межгосударственных договоров по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Среди государств СНГ она первой подписала Парижскую хартию для новой Европы, вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. В соответствии с принятыми обязательствами Беларусь стала избавляться от тактического и стратегического оружия массового уничтожения, превращая страну в безъядерную зону. В период 1992–1997 гг. было вывезено в Россию все это оружие вместе со средствами доставки — новейшими ракетами «СС-25» и стратегическими бомбардировщиками «Ту-22м». Таким образом, Республика Беларусь, будучи ядерной державой, первой, и добровольно, отказалась от самого грозного, устрашающего средства международной политики.

Одновременно с укреплением авторитета Беларуси в международных делах стали постоянно приобретать новый качественный характер экономические связи с зарубежными странами. Учитывая свой экономический потенциал и географическое положение, республика стала стремиться к постепенной интеграции в европейское и мировое хозяйство. Эта сфера международного экономического сотрудничества нашей страны была слабо освоена. Традиционным экономическим полем, сложившимся за много десятилетий в условиях сверхкооперированной советской экономики, были страны СНГ, а больше всего — Российская Федерация. Однако разорванные в результате распада СССР кооперативные связи, а также невостребованность продукции ВПК, составляющего более половины промышленной мощи Советского Союза, привели к глубокому комплексному кризису. Для Республики Беларусь, которая была вроде «сборочного цеха» в гигантской промышленности СССР, наступили очень тяжелые времена. Страны СНГ не имели средств для покупки готовой продукции у Беларуси, т. е. товара, представляющего собою конечный продукт всей кооперативной цепи всесоюзного производства. Они также не могли уже производить и поставлять нам для сборки необходимые комплектующие узлы и детали. В свою очередь, в Республике Беларусь быстро увеличивалось количество изношенных станков и оборудования, устаревали технологии производства. Это порождало низкокачественную, неконкурентоспособную продукцию.

Стала остро необходимой модернизация производственных мощностей и приспособление их к рыночным условиям. Для всего этого нужны большие деньги — капиталовложения в виде инвестиций, которые можно было получить только от развитых, передовых стран мира. Именно эти страны располагают новой, современной технологией и богатыми финансовыми возможностями.

Таким образом, необходимость интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество к середине 90-х годов ХХ века приобрела вполне конкретное содержание и четкие контуры. А реализация этой жизненно важной, объективной необходимости стала первостепенным делом внешней политики нашего государства. На 2003 год Республика Беларусь имела дипломатические отношения со 153 странами, в том числе в 45 из них работают Белорусские посольства и консульства.

Внешняя политика всегда зависит от политики внутренней и является ее отражением. Республика Беларусь в этом плане не исключение. Изменение политических приоритетов и ценностей, вследствие установления нового режима власти, после референдума 1996 года, не могло не отразиться на процессе интеграции нашей страны в мировое сообщество. Сосредоточение всей государственной власти в руках Президента, постоянное нарушение прав человека противоречит демократическим принципам, которые являются стержнем политической жизни и основой содружества стран Европы и Америки. Возникшие противоречия дошли до такой степени, что Беларусь фактически оказалась в политической изоляции. Согласно решению специального Совета Министров европейского содружества (ЕС) в сентябре 1997 года была приостановлена реализация программы технологического содействия Беларуси, т. е. инвестиций в экономику, за исключением гуманитарной помощи и средств, которые способствуют демократизации белорусского общества. Беларусь получила характеристику «аутсайдера европейской интеграции», «черной дыры Европы» и другие подобные унизительные определения.

Создавшееся негативное международное положение Республики Беларусь резко усилило восточную ориентацию ее руководства. Последовали визиты высокопоставленных лиц, в т. ч. и Президента республики, в Китай, Северную Корею, Турцию, Арабские Эмираты, Иран, Ирак и др. страны с целью расширения экономических и культурных связей, налаживания торговых отношений. Однако ожидаемого эффекта не получилось. Прежде всего, из-за огромного расстояния, когда согласно старинной пословице «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Кроме этого, для технологического обновления белорусского производства эти страны не лучшие партнеры и источники инвестиций. Из-за упадка и застоя своих хозяйств страны СНГ также являются слабыми и ненадежными партнерами. Из этого ряда выделяется только Россия, имеющая богатые энергетические и сырьевые источники, способная инвестировать экономические программы. В определенной мере она заинтересована в белорусских промышленных товарах. К 2000 году торговый оборот с Российской Федерацией составил 64 % всей внешней торговли Беларуси.

Доминирование России в интеграционных приоритетах внешней политики Беларуси, негативное отношение белорусского руководства к политике западных стран, а также отражение ностальгической надежды части населения страны о воссоздании могучей державы типа Советского Союза породило идею создания единого Союзного государства. Такое соединение двух стран должно на практике продемонстрировать неоспоримые преимущества глубокой интеграции, стать примером и ядром для расширения этого государственного образования посредством добровольного вхождения в него других бывших республик СССР.

Благодаря энергии и целеустремленности Президента Беларуси А.Г. Лукашенко процесс создания единого Союзного государства получил определенное развитие. Обсуждено много вопросов по проблемам объединения: 2 апреля 1997 года был принят документ о союзе двух стран, в декабре 1999 года был подписан президентами и ратифицирован договор о создании Союзного государства Беларуси и России, учрежден общий рабочий объединительный орган. Однако реализация разработанной программы объединения затормозилась. Главные причины появившихся трудностей были отмечены в итоговом документе 5-го заседания круглого стола белорусских и российских ученых на тему: «Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы».

1. Нет конкретной формы Союзного государства и непонятно, что будет в итоге: федерация или конфедерация.

2. Неготовность стран поступиться своими суверенными правами в пользу общего государства, в том числе по вопросу о единой денежной системе, по нормам представительства в общегосударственных институтах, их финансировании и др.

3. Много нерешенных проблем в создании единого экономического пространства, когда будут свободно конкурировать капитализированная экономика гигантской России и сохранившая социалистические черты экономика небольшой (6% от российской) Республики Беларусь.

Таким образом, «камень преткновения» на пути создания общего государства — проблема сохранения государственного суверенитета, что означает, прежде всего:

- государственную независимость и его территориальную целостность, способность защищать эти ценности;

- способность и возможность обеспечить оптимальные условия развития национальной экономики и на этой основе всемерно содействовать динамичному росту социального обеспечения населения страны;

- сохранение и развитие самобытности, национальной культуры и родного языка, а для Беларуси жизненно важно восстановление исторической памяти и формирование в обществе востребованности, духовной тяги к подлинно национальным культурным ценностям.

Подводя итог краткому анализу процесса интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество, можно сказать, что в настоящее время в этом деле страна переживает большие трудности, как в плане их преодоления, так и в том, что эти нерешенные проблемы очень отрицательно сказываются на ее экономическом и культурном развитии, а это, в свою очередь, ведет к консервации низкого уровня жизни населения.

Наши рекомендации