Чем «блоггер» отличается от «блогера»?

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и языковой коммуникации

Отделение филологии

А.Н. Сперанская

чем «блоггер» отличается от «блогера»? - student2.ru

И

Культура речи

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

С иллюстративными материалами

студента ___ курса группы ________

_______________________________________________

(Ф. И. О.)

специальности ___________________________________

________________________________________________

Красноярск 2011

Печатается по решению кафедры русского языка

Института филологии и языковой коммуникации

Рабочая тетрадь предназначена как для самостоятельной работы студента, так и на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». Она позволит учащемуся, во-первых, лучше усвоить лекционный материал, во-вторых, применить сведения, полученные от преподавателя или из учебных пособий и, в-третьих, выразить на страницах тетради своё мнение по поводу некоторых проблемных вопросов культуры современной русской речи.

Тетрадь снабжена иллюстративным материалом – публикациями автора в газете «Университетская жизнь». Эти тексты посвящены актуальным темам русского языка и современной разговорной речи. После знакомства с содержанием статьи студент формулирует своё мнение по поводу затронутой в публикации проблемы. Тетрадь заполняется индивидуально каждым студентом.

Таким образом, тетрадь поможет студенту продемонстрировать свой культурный и языковой уровень и предъявить результаты своей работы над материалами курса.

© А.Н. Сперанская, 2011

Тема 1. ЯЗЫК КАК ОСОБАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

Уровни языка Единицы языка Раздел языка
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНТАКСИС
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАСТЬ РЕЧИ МОРФОЛОГИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВО ЛЕКСИКОЛОГИЯ (ЛЕКСИКОГРАФИЯ)
МОРФЕМНЫЙ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) МОРФЕМА МОРФЕМИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗВУК (БУКВА) ФОНЕТИКА: ОРФОЭПИЯ (ГРАФИКА ОРФОГРАФИЯ)

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образуют определённое единство и целостность (ЛЭС: 452).

ЗАДАНИЕ. Познакомьтесь с иллюстративным материалом и сформулируйте тенденцию появления в русском языке слов с удвоенными согласными в корне и на стыке двух морфем (на морфемном шве).

ПРО ГРАМОТНОСТЬ

Знаю, что тема грамотности, или безграмотности, как посмотреть, кого-то очень интересует, а у кого-то вызывает такие эмоции: о чём, дескать, говорить, ну знаем, что хорошо бы писать без ошибок, но не получается… ну и что… вот пишем же смс, не думая ни о какой грамотности, и ничего, все меня понимают. Реплики предсказуемы. Но и скоропалительны. Так говорят о грамотности те, кто не до конца понимает её назначения. Поэтому и выносят её, нашей грамотности, поспешный вердикт.

Не буду приводить научно обоснованные аргументы, подтверждающие необходимость орфографии и пунктуации (ведь именно они составляют минимум миниморум грамотности, хотя ими она не исчерпывается). Оставим науку специалистам. Ведь и на уровне здравого смысла понятно, что грамотность – элементарный культурный навык, которым, к сожалению, не всем удаётся овладеть. Но почему мы заговорили о ней в рубрике «Словарный запас»? Потому, что говорить будем не о самой грамотности (это наш попутный интерес), а о слове ГРАМОТНОСТЬ. Оно привлекает внимание тем, что пишется с одной буквой «м» (многие допускают именно эту ошибку).

Слово «грамотность» имеет греческие корни: γράμμα – всё начертанное (письменный знак, буква, изображение, рисунок, надпись) и всё написанное (письмо, сочинение, книга, запись).

У слова грамота в русском языке – два значения: умение читать и писать и жанр древнерусской деловой письменности. Исторически «владеть грамотой» значило уметь читать, считать и писать. Глаголы читать и считать – исторически однокоренные, включая их родственника – почитать, чтить. Их общий предок – древнерусское слово чисти с известным толкованием «воспринимать или воспроизводить письменный текст». Не древнерусское, а ещё более древнее, индоевропейское, значение глагола писать – изображать что-либо с помощью красок, раскрашивать, делать пёстрым. Таким образом, латинское piktum, известное нам по слову пиктограмма (рисунчатое письмо), находится в родстве с русским словом письмо.

Что касается жанра, то первою грамотою на Руси считается упоминаемая у Нестора грамота Владимира, данная им церкви св. Богородицы (996 год). Первая подлинная, дошедшая до нас грамота – жалованная грамота князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (1128-1132 гг.). До XV в. Долгое время (до XVI в.) грамотою называли всякого рода письменные документы.

Широкий спектр значений слова γράμμα позволил появиться в русском языке многим словам с этим компонентом. Греческое слово вошло составной частью в большое количество востребованных в русском лексиконе слов: программа, фонограмма, телеграмма, монограмма, голограмма и прочие. Частотность и распространенность этих слов, точнее их графический облик иногда вводит кое-кого в заблуждение. Надо помнить, что грамота, грамотей, грамотный – все эти слова обошлись без удвоенной согласной. Может, потому, что эти слова, известные с XI, XIV и XV вв. соответственно, называли обыденные реалии, не принадлежали научной сфере, как грамматика, или технической (и более поздней), как граммофон. Русский язык не любит удвоения согласных в корнях, все подобные слова заимствованные. Знаю, сколько порой неприятностей пишущему доставляют двойные согласные, поэтому порадуемся, что часть иностранных слов русский язык заимствовал, не сохранив в них две согласных, чем очень облегчил написание многих слов (скажем, литература от латинского littera).

И всё же, как быть с грамотностью? Считать ли её чуть ли не универсальным способом отличить образованного человека от невежды? Это решать каждому индивидуально. Одно можно сказать точно: роль грамотности в цивилизованном обществе очень велика. Убедиться в этом просто. Когда говорят грамотный специалист («Стране нужны грамотные инженеры»), речь идёт, конечно, в первую очередь, не об орфографической и пунктуационной грамотности. Недаром у слова грамотный есть богатый синонимичный ряд практически во всех речевых сферах: в научной – квалифицированный, компетентный; в художественной – виртуозный, искусный, артистичный, сведущий; в профессиональной – информированный, опытный; в разговорной – мастерский, секущий, золотые руки. И общераспространённые литературные синонимы – знающий, умелый. Ещё можно добавить, что когда хотим сказать о хорошем, лучшем, правильном, отличном, мы тоже используем слово грамотный.

Так что нет необходимости доказывать очевидное: грамотность имеет большое значение. Грамотно сделанную работу или грамотный текст можно сравнить с гармонией в музыке, со стройностью в архитектуре. Мало кому понравится неоправданная какофония или покосившиеся стены зданий. Выбор, как всегда, за вами: можно рассматривать свою грамотность как частное и незначительное дело, а можно – как важную культурную составляющую своей индивидуальности.

ЧЕМ «БЛОГГЕР» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ «БЛОГЕРА»?

Наши рекомендации