Территориальная организация СГУ РФ, Федеральные округа
Федеральные округа:
Россия самая большая по территории, одна из самых многонациональных стран в мире. Это делает проблему территориальной организации, и регионального управления одной из самых сложных.
Регионами геополитического значения являются федеральные округа. Они были созданы указом Президента РФ В. Путина 13 мая 2000 года, Это было вызвано слабой управляемостью территорией страны, угрозой нарастающего сепаратизма и сохранения целостности государства.
Указом Перзидента Д. Медведева 19 января 2010 г. создан 8-й Ф.О. (схема).
• 1. Северо-Западный федеральный округ
• 2. Центральный федеральный округ
• 3. Приволжский федеральный округ
• 4. Южный федеральный округ
• 5. Северо-Кавказский федеральный округ (19.01.2010 года)
• 6. Уральский федеральный округ
• 7. Сибирский федеральный округ
• 8. Дальневосточный федеральный округ
Состав СЗ Ф.О.: Республики: Карелия, Коми, Области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, г. Санкт-Петербург , НАО.
Задачи Полномочных представителей Президента РФ:
• ликвидировать несоответствие законодательств регионов федеральному законодательству;
• контролировать реализацию на местах указов Президента и законов Парламента;
• скоординировать деятельность исполнительных федеральных структур в регионах округов;
• взять на себя подбор кадров в федеральные структуры власти в регионах РФ;
• организовать прямой диалог Президента с гражданами России.
Перспективы ФО:
В связи с укрупнением регионов и новой формой избрания глав исполнительной власти субъектов РФ встал вопрос о будущем федеральных округов. Дело в том, что ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве они так и не прописаны.
Одни регионоведы предлагают просто их ликвидировать, так как сейчас кандидатуры губернаторов и президентов предлагаются, а также могут быть освобождены президентом. Институт представителей в округах, таким образом, утратил смысл.
Другие предлагают оставить за федеральными округами задачу координации социально-экономической деятельности в окружных масштабах, но для этого необходимо принять соответствующие законы, которые бы наделили округа полномочиями в сфере бюджетирования, налогообложения и т.д. (Не случайно статус Хлопонина). Но тогда возникает проблема оптимальности границ ФО, многие считают, что округов, как минимум, должно быть не меньше, чем экономических районов. (судьба СЗФО)
Третьи считают, что федеральные округа надо сохранить как органы чисто с административными функциями, осуществляющими независимый надзор за региональными органами власти. В этом случае границы можно оставить прежними.
Экономические районы:
Помимо административно-территориального деления во многих, особенно крупных государствах, существуют территориальные образования специализированного или отраслевого регионального управления: экономические районы,судебные, образовательные, административные, противопожарные округа или районы и пр.(В СССР было 19 Э.Р., на территории России – 11 экономических районов.
• Центральный
• Центрально-Чернозёмный
• Восточно-Сибирский
• Дальневосточный
• Северный (создан в 1982 г. путем выделения из Северо-Западного)
• Северо-Кавказский
• Северо-Западный
• Поволжский
• Уральский
• Волго-Вятский
• Западно-Сибирский
За годы реформ роль экономических районов в России значительно упала. Сейчас макро-региональное управление в основном осуществляется через федеральные округа. Однако в перспективе роль экономических районов в той или иной форме будет возрастать.
Ассоциации экономического взаимодействия:
На переходном этапе в 1990 г. в результате кризиса государственного регионального управления в стране сформировались Ассоциации экономического взаимодействия (АЭВ). Они начали формироваться снизу, когда центральная власть, по сути, бросила регионы на произвол судьбы, объявив: «берите суверенитета столько, сколько можете проглотить» - (Б.Ельцин).
Вначале центр неодобрительно смотрел на формирование ассоциаций, однако под давлением обстоятельств, вынужден был примириться с их образованием. В 1991 году они были легализованы указом Президента, а 16 сентября 1993 года постановлением Правительства они получили не только правовой статус, но и были определены их функции в системе государственного управления.
Особенно заметна их роль была в период премьерства Е.М. Примакова.
• Северо-Запад (все входящие в федеральный округ плюс Кировская область),
• Дальний Восток и Забайкалье,
• Сибирское соглашение,
• Уральская,
• Северо-Кавказская,
• Черноземье,
• Большая Волга,
• Центральная Россия.
Ассоциации экономического взаимодействия:
Основные функции:
• реализация совместных производственных, социальных, научно-технических проектов.
• Ассоциации функционируют на основании устава, высшим органом является Совет, возглавляемыйпредседателем.
• В последние годы их роль снижается в силу неопределенности перспектив региональной политики.
Особая экономическая зона (ОЭЗ):
Такой статус придан Калининградской области.С одной стороны, администрации придано больше свободы в установлении связей с зарубежными партнерами, а с другой, есть определенные ограничения. Так право землепользования предоставляется только на правах аренды,без права выкупа.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО):
образуются, как правило, на территориях с военными объектами (производствами) или космическими объектами.
Всего их в России 42, 32 – военные и 10 гражданских, связанных с атомными технологиями. (У нас это г. Мирный),
Производства, как правило, принадлежат государству, поддерживается особый режим безопасности, льготы по бюджету: все поступления от налогов остаются на месте, причем, если их не хватает, предусматриваются трансферты из федерального бюджета, чтобы обеспечить прожиточный уровень.