Городские органы самоуправления (порядок выборов, структура, компетенция).
Развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы. Она готовилась и проводилась по принципу земской. Буржуазия вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления, исходя из того, что она получит там достаточно прочные позиции. Царь 16 июня 1870г. Утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением сроком на четыре года. По положению распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, а исполнительным - Городская управа, возглавляемая городской главой (он же являлся председателем Городской думы). Городской глава уездного города утверждался губернатором, губернатор – министром внутренних дел.
Хотя избирательное право и не основывалось на сословности, все же имущественный ценз и ценз оседлости имел для выборов решающее значение. Таким образом, избирательным правом пользовались русские подданные, достигшие 25 лет, не умевшие недоимок, владевшие в городе недвижимостью или аналогичной собственностью, осуществлявшие определенную законом деятельность и проживающие в городе не менее двух лет.[10] В выборах могли участвовать и юридические лица – через своих представителей.[11] Рабочие, низшие служащие, кустари и многие другие к выборам не допускались. Каждый человек, владеющий любой собственностью или плативший с прибыли от своей деятельности налог в пользу города, имел право не только избирать, но и избираться в органы местного самоуправления[12].
Все избиратели делились на три курии, в зависимости от имущественного положения. Первая курия включала в себя наиболее богатые слои населения, уплачивающие 1/3 годовых налогов. Вторая курия состояла из средних собственников, так же оплачивающих 1/3 годовых налогов. Третья была представлена мелкими собственниками (1/3 суммы налогов). Первые две курии имели 2/3 гласных, но они составляли лишь13% общего числа избирателей. В думах и управах обеспечивалось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев города. Всего же избирательным правом пользовались от 2 -10% населения города. Городскому самоуправлению предоставлялась достаточно широкая самостоятельность в ведение городского хозяйства и решения местных вопросов. Это были вопросы: благотворительности, благоустройства, заведывания школьными и медицинскими заведениями, коммунальными службами; так же определяло городской бюджет, который пополнялся из сборов за владение недвижимостью в размере 1% от доходов.[13]
Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства. Компетенция городского самоуправления была строго ограничена в рамках соответствующего города и отведенных ему земель. Городовое положение четко разграничивало компетенцию городского самоуправления и органов государственной власти, в частности полицейского управления. Хотя Положение признавало самостоятельность городского самоуправления, постановление городских дум направлялись на утверждение губернатору, а наиболее важные, касающиеся изменения планов города, отчуждения принадлежавших им земель, получение крупных займов и т.п., утверждались центральным правительством и соответствующими министерствами. Однако и такое самоуправление является значительным достижением в условиях самодержавия.
Вывод:Городовое положение вводилось в 509 городах, заменив собой старое управление, существовавшее с ХVIII века. В общем, городская реформа имела позитивное влияние, так как улучшала городское управление и способствовала быстрому капиталистическому развитию, становлению общественно-политической и культурной жизни. Несмотря на ограничения и достаточно жесткий контроль со стороны государственных чиновников, городское самоуправление сделало крупные демократические шаги: прежде всего это утверждение принципа всесословности, т.е. включение в решение вопросов местного значения всех групп населения; переход к территориальному принципу формирования основных институтов местного самоуправления.