Первое и Второе краевые правительства в Крыму общее отличие.
Крымское краевое правительство — два органа власти с таким названием, которые существовали друг за другом с июня 1918 года до апреля 1919 года. Были различными по составу и по политической ориентации: протурецко-прогерманское и профранцузское.
1) Крымское краевое правительство (06 - 11.1918) создано 25 июня 1918 года в Симферополе под эгидой немецких оккупационных войск, захвативших территорию Крыма в нарушение условий Брестского мира 1918 года и разгромавших при участии татарских нациоанлистов Таврическую ССР. Премьер-министр, министр внутернних и военных дел - татарский националист генерал М.А.Сулькевич, министр иностранных дел Д.Сейдамет (18 мая избран крымско-татарским парламентом - курултаем - премьер-министром правительства, но не был утвержден германским командованием) и др. Вся деятельнсоть правительства, националистическая часть котрого стремилась к независсимости Крыма, находилась под полным контролем оккупационного командования. В июле 1918 года правителсьвенная делегация посетила Берлин с целью добиться признания германским правительством независимости Крыма от Украины, получить от него займы и установить торговые отшением я Германией. Негласно германскому правительству была также предложена докладная записка Крымско-татарской директории о создании Крымского ханства (под покровительством Германии и Турции). Это вызвало раскол в правительстве. После ухода из Крыма немецких оккупационных войск правительство Сулькевича 15 ноября 1918 года передало власть Крымскому краевому правительству во главе с С.С.Крымом (см. ниже).
2)Крымское краевое правительство (11.1918 - 04.1919) создано 15 ноября 1918 года в Симферополе на съезде губернских гласных, представителей городов, уездных и волостных земств. Председатель Совета Министров - кадетС.С.Крым, министр юстиции - кадет В.Д.Набоков и др. Опираясь в своей деятельности на вступившие в Крым французские войска, поставило своими задачами: сближение со всеми возникшими на русской земле организациями, стремившимися к воссоединению единой России; восстановление органов общественного самоуправления и перевыборы их в соотвествии с законами Временного правительства; созыв крымского краевого сейма (при этом правительство выступало против введения какого-либо татарского национального самоуправления). Декларированные правительством демократические свободы на деле не соблюдались; для борьбы с революционным (пробольшевистским) движением им был издан ряд исключительных законов о внесудебных арестах и о военной цензуре, применение которых было вверено созданному Советом Министров 7 февраля 1919 года Особому совещанию в составе министра внутренних дел, министра юстиции и начальника штаба Добровольческой армии, вошедшей в Крым по соглашению с правительством для поддержания в крае порядка. 30 марта правительство учредило Комитет обороны края (во главе с командующим Крымско-Азовской армией); были сформированы добровольческие бригады из немецких колонистов, татарских националистов и др. В конце апреля 1919 года при взятии Севастополя Красной армией правительство бежало в Константинополь. На территории Крыма была создана Крымская ССР.
Врангель в Крыму
В течение шести месяцев 1920 года П. Н. Врангель, Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией, старался учесть ошибки своих предшественников, смело шёл на немыслимые ранее компромиссы, пытался привлечь на свою сторону различные слои населения[9], но ко времени прихода его к власти Белая борьба была фактически уже проиграна как в международном, так и во внутреннем аспектах.
Выступал за федеративное устройство будущей России. Склонялся к признанию политической самостоятельности Украины (в частности, согласно особому указу, принятому осенью 1920 года, украинский язык признавался общегосударственным наравне с русским). Однако все эти действия имели целью лишь заключение военного союза с армией Директории УНР, возглавляемой Симоном Петлюрой, к тому времени почти потерявшим контроль над территорией Украины[10].
Признал независимость горской федерации Северного Кавказа. Старался наладить контакты с руководителями повстанческих формирований Украины, в том числе с Махно, однако успехов не добился, а парламентёры Врангеля были расстреляны махновцами. Однако командиры более мелких формирований «зелёных» охотно вступали в союз с бароном.
При поддержке главы Правительства Юга России видного экономиста и реформатораА. В. Кривошеина разработал ряд законодательных актов по аграрной реформе, среди которых главным является «Закон о земле», принятый правительством 25 мая 1920 года.
В основе его земельной политики лежало положение о принадлежности большей части земель крестьянам. Он признал законным захват крестьянами помещичьих земель в первые годы после революции (правда, за определённый денежный или натуральный взнос в пользу государства). Провёл ряд административных реформ в Крыму, а также реформу местного самоуправления («Закон о волостных земствах и сельских общинах»). Стремился привлечь на свою сторону казачество, обнародовав ряд указов по областной автономии казачьих земель. Покровительствовал рабочим, приняв ряд положений по рабочему законодательству. Но несмотря на все предпринимаемые меры материальные и людские ресурсы Крыма были истощены. Кроме того, Великобританияфактически отказалась от дальнейшей поддержки белых, предложив обратиться «к советскому правительству, имея в виду добиться амнистии», и сообщив, что Британское правительство откажется от какой бы то ни было поддержки и помощи в случае, если белое руководство вновь откажется от переговоров. Эти действия Британии, расцененные как шантаж, не повлияли на принятое решение продолжать борьбу до конца.