Речевой этикет делового человека.

Нормы императивные и диспозитивные.

При ответе на вопрос необходимо осветить проблему формирования нормы (устойчивость и подвижность), развитие нормы в разные исторические периоды, остановиться на характеристике таких процессов, как диахрония и синхрония.

Особенность императивной и диспозитивной нормы можно показать на примере видов ударений.

Морфологические нормы.

План:

1. Определение, отношение к грамматической норме.

2. Правила употребления имен существительных. Склонение иноязычных имен и фамилий.

3. Правила употребления имен прилагательных, ошибки в образовании степеней сравнения.

4. Правила использования имен числительных (разряды, особенности склонения), местоимений.

Синтаксические нормы.

План:

1. Определение, отношение к грамматической норме.

2. Правила согласования главных членов предложений.

3. Синтаксические ошибки.

Виды речевых ошибок.

Понятие о речевой ошибке (речевая избыточность, недостаточность, отношение к лексической норме). Характеристика ошибок:

· полисемия;

· омонимия;

· паронимия и парономазия.

14. Эффективное общение и его составляющие.

План:

1. Общение. Определение понятия. Деловое общение.

2. Какое общение является эффективным?

3. Виды общения: по положению собеседников относительно друг друга; по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего аппарата; по форме существования языка; по признаку ролей коммуникантов; по количеству участников; по способу взаимоотношений участников и обстановки общения.

4. Правила общения – определение.

5. Законы эффективного общения.

15. Максимы общения.

Вопросы:

1. Дайте определение принципам общения.

2. Кто из исследователей разработал основные постулаты общения?

3. Охарактеризуйте принципы последовательности, предпочитаемой структуры, согласия, кооперации.

4. Подробно остановитесь на характеристике принципа вежливости, а именно следующие максимы:

· такта;

· великодушия;

· одобрения;

· скромности;

· согласия;

· симпатии.

16. Специфика деловых переговоров.

Задания:

1. Каким жанрам делового общения относятся деловые переговоры?

2. Дайте определение деловым переговорам как жанру делового общения.

3. В чем заключается специфика деловых переговоров?

4. Какие методы убеждения следует использовать при проведении деловых переговоров?

17. Деловой телефонный разговор.

Задания:

1. Каким жанрам делового общения относится деловой телефонный разговор?

2. Дайте ему определение.

3. Сопоставьте действия коммуникантов при деловом телефонном разговоре: что делать следует, а чего делать не следует.

18. Деловое совещание: подготовка и проведение.

Задания:

1. К каким жанрам делового общения относится деловое совещание?

2. Дайте определение деловому совещанию.

3. Охарактеризуйте такие виды деловых совещаний, как: проблемные, инструктивные и оперативные.

Речевой этикет делового человека.

План:

1. Определение понятия.

2. Нормы речевого этикета.

3. Факторы, определяющие поведение людей в соответствии с требованиями речевого этикета.

4. Формулы, используемые в соответствии с русскими национальными традициями в определенно речевой ситуации.

5. Типичные ситуации, закрепившиеся в русском речевом этикете.

6. Принципы делового этикета.

20. Виды и этапы речевой деятельности.

План:

1. Речевая деятельность.

2. Виды речевой деятельности, их определение.

3. Этапы речевой деятельности: ориентировка, планирование, реализация, контроль.

21. Говорение как вид речевой деятельности: признаки, недостатки, способы их устранения.

План:

  1. Определение.
  2. Этапы.
  3. Недостатки говорения.
  4. Упражнения для устранения недостатков говорения.

22. Слушание как вид речевой деятельности: виды, недостатки, приемы «активного» слушания.

План:

1. Определение.

2. Виды слушания.

3. Этапы слушания: ориентировка, планирование, реализация и контроль.

4. Недостатки слушания.

5. Способы корректировки слушания.

23. Чтение как вид речевой деятельности: общее представление, виды, приемы чтения учебной и сложной литературы.

План:

1. Определение.

2. Этапы.

3. Виды чтения: просмотровое, сканирование, углубленное (изучающее).

4. Приемы чтения сложной научной литературы.

24. Письмо как вид речевой деятельности.

План:

1. Определение.

2. Этапы.

3. Специфика.

Наши рекомендации