РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В 1948–1956 гг.

Противоречие между сложившейся организацией статистики и возрастающими требованиями к ней становилось все более ост­рым. Необходимо было усилить исследовательские и аналитиче­ские работы, расширить сферу государственной статистики. В ав­густе 1948 г. было принято постановление Совета Министров СССР, в котором давалась оценка состояния советской статисти­ки и намечались меры по дальнейшему совершенствованию ее работ, констатировалось отставание статистики от требований жизни и отмечались следующие конкретные недостатки в работе ЦСУ:

бедность анализа и недостатки обобщения собираемых ста­тистических материалов. Значительная часть данных, собираемых государственной статистикой и ведомствами, не обобщалась и по­тому не могла использоваться правительством;

слабое руководство ведомственной статистикой, в частности проверка достоверности ведомственной отчетности;

недостаточное развитие механизации учетно-статистических работ;

слабая разработанность статистики технико-экономических норм, отсутствие статистики новой техники и природных ресур­сов, т. е. тех отраслей статистики, которые были непосредственно связаны с обеспечением дальнейшего развития экономики.

В постановлении отмечалось, что главнейшей задачей ЦСУ является «разработка и своевременное представление Прави­тельству достоверных, научно обоснованных статистических дан­ных, показывающих ход выполнения государственных планов, рост социалистического народного хозяйства и культуры, нали­чие материальных ресурсов в народном хозяйстве и их использование, соотношение в развитии различных отраслей хозяйства и резервы для перевыполнения плана» (Вестник статистики. 1949. № 1).

Возросшие потребности государственного управления и планового руководства народным хозяйством требовали коренного улучшения статистической работы. С этой целью постановление Совета Министров СССР от 10 1948 г. предусматривало реорганизацию советской государственной статистики: ЦСУ бы­ло выделено из состава Госплана СССР и стало самостоятельным органом – Центральным Статистическим Управлением при Сове­те Министров СССР (ЦСУ СССР).

В ходе реорганизации государственной статистики в 1948 г., в ЦСУ были созданы Отдел статистической методологии и Науч­но-методологический совет, в который вошли известные ученые-статистики, представители вузов и научных учреждений, государственных учреждений и видные работники ЦСУ. Как научно-кон­сультативный центр по методологическим вопросам статистики Совет был призван рассматривать вопросы методологии, програм­мы и инструкции важнейших статистических работ и выносить рекомендации по этим вопросам. Было принято решение возобновить выпуск журнала «Вестник статистики» (вновь стал изда­ваться с 1949) и организовать издательство статистической ли­тературы – Госстатиздат[12].

В этот период, как и в довоенный, отчетность была главным источником собираемых статистических сведений. Основной ха­рактеристикой усиления аналитических функций статистики мо­гут служить специально организованные статистические обследо­вания.

Специальные обследования и единовременные учеты проводи­лись в течение всего этого периода. Но в основном они являлись простым дополнением к отчетности и применялись там, где сам характер объекта учета делал невозможным или явно нерацио­нальным использование отчетности. Ежегодно проводились почти одни и те же работы, причем начало многим из них было поло­жено в довоенные и первые послевоенные годы. Это – учеты мел­кой подсобной промышленности, переписи материальных ресурсов, обследования заработной платы работников промышленности, об­следования состава рабочих и служащих по полу, возрасту и ста­жу работы, учеты профессионального состава работников промыш­ленности, строительства и железнодорожного транспорта, пере­писи скота, учеты скота, находящегося в личной собственности граждан, и др. Единовременные работы также решали по преиму­ществу оперативные задачи, даже крупнейшие из них, такие, как торговая перепись (1949), перепись городского жилфонда, нахо­дящегося в личной собственности граждан (1950), переписи плодово-ягодных насаждений и виноградников (1952), перепись тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин (1956) и т.п.

Хотя необходимость глубокой перестройки практической ста­тистики, развития ее аналитических функций была осознана как руководителями, так и широкими кругами советских статистиков, и мер, достаточных для перехода от чисто оперативных работ к аналитическим, исследовательским, предпринято не было ни в отношении получения той исходной информации, которая могла бы обеспечить аналитические исследования, ни в отношении про­ведения статистических разработок. Не была решена и проблема статистических публикаций.

Таким образом, задача перестройки и повышения качественно­го уровня советской статистики применительно к запросам широко развертывающегося строительства была поставлена, но не ре­шена.

Наши рекомендации