РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В 1948–1956 гг.
Противоречие между сложившейся организацией статистики и возрастающими требованиями к ней становилось все более острым. Необходимо было усилить исследовательские и аналитические работы, расширить сферу государственной статистики. В августе 1948 г. было принято постановление Совета Министров СССР, в котором давалась оценка состояния советской статистики и намечались меры по дальнейшему совершенствованию ее работ, констатировалось отставание статистики от требований жизни и отмечались следующие конкретные недостатки в работе ЦСУ:
бедность анализа и недостатки обобщения собираемых статистических материалов. Значительная часть данных, собираемых государственной статистикой и ведомствами, не обобщалась и потому не могла использоваться правительством;
слабое руководство ведомственной статистикой, в частности проверка достоверности ведомственной отчетности;
недостаточное развитие механизации учетно-статистических работ;
слабая разработанность статистики технико-экономических норм, отсутствие статистики новой техники и природных ресурсов, т. е. тех отраслей статистики, которые были непосредственно связаны с обеспечением дальнейшего развития экономики.
В постановлении отмечалось, что главнейшей задачей ЦСУ является «разработка и своевременное представление Правительству достоверных, научно обоснованных статистических данных, показывающих ход выполнения государственных планов, рост социалистического народного хозяйства и культуры, наличие материальных ресурсов в народном хозяйстве и их использование, соотношение в развитии различных отраслей хозяйства и резервы для перевыполнения плана» (Вестник статистики. 1949. № 1).
Возросшие потребности государственного управления и планового руководства народным хозяйством требовали коренного улучшения статистической работы. С этой целью постановление Совета Министров СССР от 10 1948 г. предусматривало реорганизацию советской государственной статистики: ЦСУ было выделено из состава Госплана СССР и стало самостоятельным органом – Центральным Статистическим Управлением при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР).
В ходе реорганизации государственной статистики в 1948 г., в ЦСУ были созданы Отдел статистической методологии и Научно-методологический совет, в который вошли известные ученые-статистики, представители вузов и научных учреждений, государственных учреждений и видные работники ЦСУ. Как научно-консультативный центр по методологическим вопросам статистики Совет был призван рассматривать вопросы методологии, программы и инструкции важнейших статистических работ и выносить рекомендации по этим вопросам. Было принято решение возобновить выпуск журнала «Вестник статистики» (вновь стал издаваться с 1949) и организовать издательство статистической литературы – Госстатиздат[12].
В этот период, как и в довоенный, отчетность была главным источником собираемых статистических сведений. Основной характеристикой усиления аналитических функций статистики могут служить специально организованные статистические обследования.
Специальные обследования и единовременные учеты проводились в течение всего этого периода. Но в основном они являлись простым дополнением к отчетности и применялись там, где сам характер объекта учета делал невозможным или явно нерациональным использование отчетности. Ежегодно проводились почти одни и те же работы, причем начало многим из них было положено в довоенные и первые послевоенные годы. Это – учеты мелкой подсобной промышленности, переписи материальных ресурсов, обследования заработной платы работников промышленности, обследования состава рабочих и служащих по полу, возрасту и стажу работы, учеты профессионального состава работников промышленности, строительства и железнодорожного транспорта, переписи скота, учеты скота, находящегося в личной собственности граждан, и др. Единовременные работы также решали по преимуществу оперативные задачи, даже крупнейшие из них, такие, как торговая перепись (1949), перепись городского жилфонда, находящегося в личной собственности граждан (1950), переписи плодово-ягодных насаждений и виноградников (1952), перепись тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин (1956) и т.п.
Хотя необходимость глубокой перестройки практической статистики, развития ее аналитических функций была осознана как руководителями, так и широкими кругами советских статистиков, и мер, достаточных для перехода от чисто оперативных работ к аналитическим, исследовательским, предпринято не было ни в отношении получения той исходной информации, которая могла бы обеспечить аналитические исследования, ни в отношении проведения статистических разработок. Не была решена и проблема статистических публикаций.
Таким образом, задача перестройки и повышения качественного уровня советской статистики применительно к запросам широко развертывающегося строительства была поставлена, но не решена.