Географический мир Евразии
Мысль видеть в пределах территории Старого Света не два, а три материка впервые высказал профессор В.И. Паманский в 1892 г. Имя этому третьему материку дали экономист, историк, географ и философ П.Н. Савицкий и его последователи. Они назвали этот материк «Евразией» и утверждали, что в своих границах он в основном совпадает с Россией, а точнее — с Русской империей. П.Н. Савицкий характеризовал Евразию как особую часть света, континент, являющийся неким замкнутым и типичным целым как климатически, так и с точки зрения иных географических условий.
Евразия, будучи ограничена с севера полосой тундр, а с юга — горами, довольно мало соприкасается с морями, дающими выход к океану, что определяет ее экономические возможности: участие в океаническом хозяйстве, столь характерное для Европы, практически исключено для Евразии, у которой есть свой путь экономического самодовления, открывающийся благодаря ее естественным богатствам.
Савицкий даже придумал специальный термин — «континент-океан». Его единство отличается весьма своеобразными, соответствующими именно этническому типу евразийца, чертами, явственно сказавшимися на истории Евразии. Савицкий писал: «Тогда как почти все ее реки текут в направлении меридиональном, непрерыв-
1 Данилевский Н.Я. Горе победителям! //Сборник политических и экономических статей. - СПб., 1890. - С. 173-174.
2 Там же. С. 195.
130 I. Теоретические основы геополитики
4. Русская школа геополитики 131
месторазвитие, отличающееся от Европы и Азии, где Евразия (Российская империя) выступает как центр Старого Света. Она «имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным» государством»1. Далее Савицкий пишет: «Устраните этот центр, и все остальные его части, вся эта система материковых окраин ...превращается как бы в рассыпанную храмину»2. Таким особенным, центральным положением России-Евразии предопределены особенности ее экономики, политики, образа жизни, культуры.
Культура Евразии
В трудах П.Н. Савицкого и Н.С. Трубецкого развиваются идеи, сформированные в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и концепции органического развития К.Н. Леонтьева.
Трубецкой определял культуру как «исторически непрерывный продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды»3. Как и Данилевский, он отрицает «общечеловеческую культуру», под которой поклонники Запада подразумевают прежде всего западно-европейскую культуру, которая для неевропейских народов, по мнению Трубецкого, является гибельной.
Обитая в определенном географическом месторазвитии, люди формируют свой образ жизни, развивают свою культуру, духовно-нравственные, бытовые жизни. Ломая эти устои, западная цивилизация разрушает души народов, моральные нормы и принципы, по которым они жили веками. Поэтому вполне справедливо Трубецкой считал, что «братство народов, купцов гнусный подлог»4.
Еще Ф. Ратцель отмечал, что более сильная цивилизация, культура поглощает, ассимилирует или уничтожает более слабую. Развивая эту мысль, К.Н. Леонтьев особо подчеркивал, что «общечеловеческая культура» возможна лишь при упрощении национальных культур, а упрощение системы ведет к ее гибели. Система хорошо функционирует, по Леонтьеву, когда «одинакова в многообразии», система — это «высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством»5.
1 Савицкий П.Н. Указ. раб. С. 295. 2 Там же. С. 296.
3 Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // История, культура, язык. — М.: Прогресс, 1995. - С. 329.
4 Там же. С. 331.
5 Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.1. — М., 1885. — С. 140.
132 I. Теоретические основы геополитики
134 I. Теоретические основы геополитики
бесконечном и часто, по видимости, в противоречивом многообразии своих проявлений». Являясь развивающейся своеобразной культуро-личностью, Евразия-Россия индивидуализирует человечество наряду с другими культурными единствами, являя через общение с ними единство всего человечества, и поэтому, «осуществляя себя, осуществляет свою общечеловеческую, «историческую» миссию». И хотя евразийская культура связана, безусловно, со многими культурами, ближе и родственнее ей все же культуры азиатские: «Она в Азии у себя дома. И для будущего необходимо восполнить и завершить начатое Петром, т.е. вслед за тактически необходимым поворотом к Европе совершить органический поворот к Азии»1.