Исправительно-трудовые учреждения
В годы Гражданской войны продолжался процесс формирования советских исправительно-трудовых учреждений. Главное место в системе мест лишения свободы отводилось не тюрьмам, а воспитательно-карательным учреждениям и учреждениям, предназначенным для молодых преступников, - реформаториям, земледельческим колониям и испытательным заведениям. Однако жизнь показала, что создание заключения с ослабленным режимом оказалось преждевременным.
Новый шаг в развитии ИТУ был сделан в изданном в ноябре 1920 г. НКЮ РСФСР «Положении об общих местах заключения РСФСР». В основу исправительного воздействия на осужденных был положен общественно полезный труд. Меры трудового воздействия на заключенных осуществлялись на основе прогрессивной системы. Существо ее состояло втом, что заключенные рассматривались не как однородная масса, а делились на категории в зависимости от общественной опасности содеянного.
Весной 1919 г. наряду с общими местами заключения были созданы лагеря принудительных работ. Это были специальные места заключения, в которых изолировались «заведомые угнетатели и эксплуататоры народного труда и приверженцы царско-дворянского строя», а также тунеядцы, шулеры, проститутки, дезертиры, спекулянты, белогвардейцы.
Лагеря принудительных работ находились в ведении НКВД РСФСР, в составе которого было учреждено Центральное управление лагерей принудительных работ.
ВЧК
В условиях Гражданской войны и интервенции важное значение приобретала борьба с антигосударственными заговорами, мятежами, шпионажем. Вся тяжесть этой работы легла на плечи ВЧК. В первой половине 1918 г. в РСФСР функционировали 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. Были также образованы пограничные ЧК, фронтовые и армейские ЧК.
Обострение криминогенной обстановки в стране, рост общеуголовной преступности сделали необходимым расширение функций ВЧК.
2 ноября 1918 г. ВЦИК принял «Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». Положение вносило изменения в круг предметов ведения ВЧК. Теперь на нее возлагалась обязанность вести борьбу с такими опасными общеуголовными преступлениями, как спекуляция, взяточничество и другие должностные преступления. По Положению от 2 ноября 1918 г. ВЧК являлась органом Совета Народных Комиссаров. Членов ВЧК мог назначать и отзывать только СНК. Председатель ВЧК был одновременно членом коллегии НКВД РСФСР. Губернские и уездные ЧК действовали на правах отделов соответствующих исполкомов. Весной 1919 г. Реввоенсовет республики учредил Военный совет войск внутренней охраны, в состав которых был включен и корпус войск ВЧК. Войска внутренней охраны (ВОХР) обеспечивали охрану важных промышленных и иных государственных объектов, а также боролись с антисоветскими заговорами, мятежами. Командующим ВОХР являлся председатель ВЧК.
Летом и осенью 1918 г. внутреннее положение в стране достигло крайней остроты. 30 августа 1918 г. было совершено покушение на В.И.Ленина. В ответ 5 сентября 1918 г. СНК принял постановление «О красном терроре». По декрету, все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам, подлежали расстрелу. Имена расстрелянных публиковались в печати. Органы ВЧК получили право внесудебной репрессии. Они могли арестовывать и изолировать в административном порядке в концентрационных лагерях классово-враждебные элементы на все время Гражданской войны.
В Инструкции ВЧК от 17 сентября 1918 г. указывалось, что все дела о контрреволюционных преступлениях расследуются и решаются чрезвычайными комиссиями. Из преступлений по должности чрезвычайные комиссии должны были принимать к своему производству только дела особой важности. Дела о спекуляции после следствия передавались в суд.
В феврале 1919 г. прошла реорганизация ЧК. Это объяснялось тем, что контрреволюционные силы были распылены и изменили тактику борьбы. Согласно постановлению ВЦИК от 17 февраля 1919 г. ВЧК должна была проводить следствие не более чем в месячный срок и передавать дело в трибунал. В случаях вооруженных, контрреволюционных, бандитских выступлений, а также в местностях, объявленных на военном положении, за ВЧК сохранялось право пресекать преступления на месте их совершения. За ВЧК сохранялось право заключать в административном порядке в концентрационные лагеря на срок до пяти лет классово чуждые элементы.
В годы Гражданской войны полномочия ВЧК нередко выходили за рамки борьбы с контрреволюцией. 20 июля 1919 г. по декрету ВЦИК органы ЧК в местностях, объявленных на военном положении, получили полномочия борьбы с такими общеуголовными преступлениями, как бандитизм, разбой и вооруженный грабеж, взлом государственных и общественных складов и магазинов с целью хищения, подделка денежных знаков, торговля кокаином.
Важнейшим направлением деятельности ВЧК являлась борьба со спекуляцией. При ВЧК была создана специальная комиссия по изучению источников спекуляции и учрежден Особый революционный трибунал, члены которого утверждались ВЧК, а один из них назначался по соглашению с ВЦСПС.
В рассматриваемый период были созданы Транспортные чрезвычайные комиссии, подведомственные транспортному отделу ВЧК.
В январе 1920 г. отменяется смертная казнь по приговорам ВЧК, ее местных органов и революционных трибуналов. В марте 1920 г. были отменены судебные полномочия ВЧК и ее органов, но сохранено право заключать в лагеря на срок не свыше пяти лет нарушителей революционного порядка, а также паразитические элементы.
ВЧК в годы Гражданской войны провела ряд крупных операций по разоблачению деятельности иностранных шпионов, а_ также подрывных антисоветских организаций (дело английского шпиона Поля Дюкка, организаций «Национальный центр», «Добровольческая армия Московского района», «Тактический центр» и др.).
ВЧК была чрезвычайным органом Советского государства. Существование ВЧК не предусматривалось Конституцией РСФСР 1918 г. Основными в работе ВЧК и ее органов были репрессивные методы, что объективно таило в себе возможность произвола, нарушения прав человека, что на практике нередко имело место. Единственным объяснением такого положения служит то обстоятельство, что в условиях острейшего противостояния с силами, боровшимися с Советской властью, это вызывалось жизненной необходимостью и тем, что и противная сторона использовала такие же методы.
Судебные органы
В годы Гражданской войны в судебной системе произошли заметные изменения. 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, которое вводило единый народный суд. Практика существования окружных судов себя не оправдала. Единый народный суд рассматривал все уголовные гражданские дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже. В зависимости от сложности дела народный суд действовал в трех составах. В составе единого судьи народный суд рассматривал дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, в составе судьи и шести народных заседателей - посягательство на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран или увечий, изнасилование, разбой, подделка денег и документов, взяточничество и спекуляция. Остальные дела рассматривались в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели пользовались одинаковыми правами с народными судьями.
Народные судьи и народные заседатели избирались местными Советами или исполкомами уездных Советов из числа лиц, пользовавшихся из бирательным правом. Народные судьи должны были иметь либо опыт политической работы в партийных, профсоюзных, советских и иных организациях или учреждениях, либо теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи. Народные судьи могли быть в любое время отозваны избравшими их Советами или исполкомами. Таким образом, последовательно проводился классовый подход к формированию и деятельности народных судов. Программой РКП(б) был сформулирован принцип «выборности судей из трудящихся только трудящимися» и проведен во всей организации суда.
По Положению от 30 ноября 1918 г., судоговорение велось на местных языках, обвиняемому предоставлялось право на защиту. При рассмотрении дел применялись декреты Советской власти, а при их отсутствии -социалистическое правосознание. Ссылки в приговорах и решениях судов на законы свергнутых правительств воспрещались. Таким образом, существенно сужалась правовая база народных судов.
Судом второй, кассационной инстанции по отношению к народному суду был губернский Совет народных судей (Губсовнарсуд). Он состоял из народных судей и избирался на губернском съезде народных судей.
Защиту обвиняемых и представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии. Их члены избирались Советами. Они считались должностными лицами и получали заработную плату.
С учетом накопленного опыта в октябре 1920 г. ВЦИК утвердил новое «Положение о народном суде». Народные суды, как и прежде, избирались местными Советами, но теперь подлежали утверждению губернскими исполкомами. По уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести народных заседателей, вводилось обязательное предварительное расследование. Его проводили народные следователи, которые избирались и отзывались исполкомами губернских Советов.
Существенно изменялся порядок обвинения и защиты. Вместо коллегий защитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных Советов, обвинение и защиту осуществляли в порядке общественной повинности граждане, назначавшиеся губернскими, городскими, уездными и районными исполкомами из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом.
В условиях Гражданской войны была расширена подсудность революционных трибуналов. По «Положению о революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г. их ведению подлежали дела о контрреволюционных преступлениях, спекуляции, крупных должностных преступлениях, дела о явной дискредитации власти советскими работниками, о злостном дезертирстве. При вынесении приговора революционные трибуналы руководствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести» Революционные трибуналы создавались в губернских городах или городах с населением свыше 200 тыс. Каждый ревтрибунал состоял из председателя и двух членов. В трибунал сроком на один месяц избирались «исключительно ответственные политические работники». Допущение обвинения или защиты зависело от усмотрения трибунала. При участии обвинителя обязательно участвовал защитник.
Вместо кассационного отдела при ВЦИК был учрежден Кассационный трибунал, который рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, разбиравшимся революционными трибуналами.
18 марта 1920 г. новое «Положение о революционных трибуналах» предусматривало, что они учреждались со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним ЧК, Особыми отделами, Комиссиями по борьбе с дезертирством. Трибуналам предоставлялось в пределах действующих декретов не ограниченное ничем право определения мер репрессии.
По Положению, члены трибунала избирались местными Советами и губернскими исполкомами сроком на три месяца, причем в состав трибунала включался представитель коллегии ГубЧК.
Новым звеном судебной системы стали революционные военные трибуналы. Они были учреждены для рассмотрения преступных деяний, совершенных военнослужащими Красной Армии и военнопленными. Революционным военным трибуналам также предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Однако, как видно из доклада председателя Революционного трибунала республики К. X. Дани-шевского на X съезде РКП(б), количество смертных приговоров, вынесенных революционными трибуналами за первое полугодие 1920 г., не превышало 4%, а к условным наказаниям было приговорено около 20% от общего числа подсудимых .