Национальные стили переговоров: ближневосточные.
Арабыстараются установить на переговорах атмосферу взаимного доверия. При первом знакомстве обязательно выкажут партнеру радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции. Последующая беседа может проходить гораздо менее гладко. В их характере - избегать определенности, однозначных "да" и "нет". В их традициях время от времени справляться о Вашем здоровье, здоровье Ваших близких, о Ваших делах. Но это не означает, что Вы должны подробно отвечать на эти вопросы.
Арабы предпочитают "торг" за столом переговоров всем иным формам взаимодействия с деловым партнером. Всегда стараются оставить за собой возможность продолжить контакты, если становится очевидным, что на этот раз соглашения достигнуть не удастся.
Во время переговоров хозяева угощают гостей кофе, но если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.
На Ближнем и Среднем Востоке никогда не передавайте документы, визитные карточки, сувениры левой рукой - в исламских странах она считается "нечистой" и пользуется дурной славой. Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Арабы скорее привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаюсь к своим корням. Они предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопрос. Большое значение имеют исламские традиции.
В целом надо сказать, что арабский мир далеко не однороден и этот факт не может не сказываться на переговорах. Египет— один из древнейших очагов человеческой цивилизаций, поэтому для египтян весьма характерно чувство национальной гордости и продолжения исторических традиций своей страны. Поэтому они весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться с беспощадностью. Другая черта — это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья — жесткие и довольно развитые административные правила поведения.
Важным для египтян является уровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаше предпочитают торг иным типам взаимодействия с партнером.
Арабам будет, скорее всего, затруднительно иметь деловые отношения с представителями женского пола.
Например, ведя дела с представителями исламского мира, помните, что в месяц рамадан мусульманину не положено ничего есть с восхода до заката солнца; в первый месяц мусульманского года старайтесь не устраивать приемов.
Посещая мусульманские страны, вы должны руководствоваться общими принципами; все, дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза); хотя приезжим и необязательно преклонять колени или обращать лицо в сторону Мекки, вы должны уважать право вашего хозяина все это проделать. Четверг или пятница у мусульман — день отдыха и служения Богу.
Вне помещения рукопожатия — обычное дело. В своем же доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щеки, и ваш долг ответить ему тем же. Как и в Японии,на визитных карточках на одной стороне печатают английский текст, а на обратной — перевод на местный язык. Не заводите бесед о религии и политике. Вы должны являться в условленное место вовремя, но ваш хозяин может задержаться.
Во время еды все делайте только правой рукой. 3апрещается употреблять свинину и спиртное.
Латинская Америка.В странах Латинской Америки очень большое внимание уделяет личным контактам, особенно если кто-то из членов делегации был знакомые представителем данной страны. Делегация всегда выступает единым фронтом. Тактика переговоров зависит от сложившихся обстоятельств. Во всем подчеркивается независимость страны, делегации, личности. В первую очередь учитывается и национальный интерес.
Представители стран Латинской Америки, как правило, как правило, не отличаются пунктуальностью, но к ним нужно прояви терпимость
Визитные карточки.
Визитная карточка впервые появилась во Франции в XVII веке, хотя нечто похожее существовало в древнем Китае.
Визитная карточка в большинстве случаев заменяет удостоверение личности. Она должна быть отпечатана на родном языке или на языке страны пребывания (английском, французском, персидском, арабском, японском и т.д.).
В России приняты двусторонние визитки на двух языках: на английском и русском. Однако лучше заказать два комплекта с односторонними текстами, на русском и иностранном. Односторонняя визитная карточка позволяет Вам в случае необходимости записать нужные дополнительные сведения на оборотной стороне.
На визитной карточке печатаются имя и фамилия (на русском языке также и отчество), должны быть указаны должность и адрес фирмы или учреждения, где Вы работаете, номер телефона, телефакса и телекса. На визитных карточках, предназначаемых для дам, должность не указывается.
Располагать текст на визитной карточке следует вдоль длинной стороны. Плохо, если крупным шрифтом на Вашей визитке будет набрано название организации или фирмы, где Вы работаете, а не Ваши имя, отчество и фамилия. Визитная карточка должна представлять лично Вас, а не фирму, в которой Вы работаете. Не рекомендуется на визитных карточках указывать домашний адрес и телефон.
Визитная карточка вручается таким образом, чтобы новый знакомый мог сразу прочитать текст. При этом вслух Вы произносите имя и фамилию, чтобы он усвоил произношение.
Иногда употребляется объединенная визитная карточка, на которой проставляются имя и фамилия мужа и жены. Такие карточки рассылаются или завозятся главным образом дамам и семейным парам.
На визитной карточке на английском, французском или каком-либо другом языке отчество не указывается: понятие отчества за границей незнакомо, и иностранцы могут принять его за двойную фамилию.
Весьма редко встречаются визитные карточки с фотографией владельца. Во многих странах это считается дурным вкусом.
Следует иметь в виду, что если каким-то образом у Вас оказалась визитная карточка дамы, на левой стороне которой находится ее цветное фото, а на правой только имя и номер телефона, то эта женщина является представительницей самой древней профессии.
На визитных карточках могут быть и другие надписи, обычно в 3-ем лице. Например, "Поздравляет с праздником", "Благодарит за поздравление", "С наилучшими пожеланиями посылает художественный альбом на память" и т.п.
Использование визитных карточек не ограничивается перечисленными случаями: ими не только обмениваются при знакомстве, но и посылают после нанесенного делового визита, если не наносится ответный визит; с визитной карточкой пересылаются цветы, подарки и т.д.
Визитные карточки никогда не подписываются и дата на них не проставляется.
На визитных карточках, посылаемых в одном конверте нескольким лицам, работающим вместе в одном учреждении, фирме или посольстве, в верхнем левом углу каждой карточки карандашом пишется фамилия лица, которому она адресована.
Визитные карточки, завозимые непосредственно Вами, загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение); посылаемые визитные карточки не загибаются.
На полученные или завезенные визитные карточки полагается давать ответ визитными же карточками в течение 24 часов.
Если Вы руководитель или владелец фирмы, едва ли зарубежный партнер посчитает Вас солидным человеком, обнаружив на врученной ему визитной карточке Ваш домашний адрес и домашний телефон. Только при удачно складывающихся деловых отношениях можно по прошествии некоторого времени преподнести партнеру личную визитную карточку, предварительно вычеркнув отчество и фамилию, оставив только имя и вписав от руки номер домашнего телефона.
Размер и шрифт визитных карточек строго не регламентируются и обычно зависят от местной практики. Размер визитных карточек дам несколько меньше размера визитных карточек мужчин. Наиболее распространенный размер визитной карточки для мужчин 90x50 мм, для дам 80x40 мм.
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге, не должны быть экстравагантными и броско кричащими, не должны иметь золотые обрезы.
Соотношение цвета текста и цвета карточки предпочтительнее черно-белое. Это - классический вариант. Вычурно оформленная визитная карточка настораживает, а небрежно оформленная может вызвать предубеждение.