Принципы участия граждан в выборах
Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.
Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) —Государственной думы.
На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.
Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.
Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии.
78. Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборныхдолжностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.
Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).
Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку избирательного права: помимо права избирать и быть избранным, в состав данного понятия включается также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.[1]
Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам.
79. Статья 21. Сбор подписей в поддержку кандидатов
Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа.
Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по многомандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа, поделенного на число мандатов.
Для регистрации кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, избирающегося по единому одномандатному избирательному округу, необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей муниципального образования.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, род занятий, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением).
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату внесения подписи.
Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены избирателем собственноручно.
Статья 22. Регистрация кандидатов
Для регистрации кандидата не позднее 30 дней до дня выборов в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, также решение уполномоченного органа избирательного объединения об их выдвижении, включая список выдвинутых кандидатов.
Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение трех дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации сообщаются всем заинтересованным средствам массовой информации.
Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, а в многомандатном избирательном округе останется кандидатов меньше установленного числа мандатов либо равное этому числу, день выборов переносится по решению избирательной комиссии муниципального образования на срок от четырех до восьми недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.
Статья 23. Проверка подлинности подписей
Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий.
Статья 24. Статус кандидатов
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.
№100 Основные учения о праве (концепции)
Учения о праве тесно связаны с учениями о происхождении государства, а также с теориями происхождения права. Можно выделить следующие главные концепции права˸
Теологическая концепция– одна из самых древних. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. В рамках неотомизма (Ж. Маритен) право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке, является результатом деи̌ствия духовных начал.
Естественно-правовая концепция утверждает, что право – результат соглашения людеи̌. Согласно этой концепции право и закон не тождественны, в случае если закон не соответствует данному человеку от природы праву, он признается неправовым. Основные положения естественно-правовой концепции закреплены в Декларации вне зависимостисти США (1787 ᴦ.). Сторонники˸ Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо.
Историческая концепция противопоставляется естественно-правовой. Право не является изобретением людеи̌, оно возникает естественно и постепенно путем преобразования обычаев, оно присуще только данному народу. Право не обладает универсальностью и не должна быть перенесено в другое общество. Функция законодателя – фиксировать сложившееся право в нормативно-правовых актах. Сторонники˸ Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.
Марксистская концепция полагает, что право имеет одинаковые с государством причины возникновения и развития˸ разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право является инструментом государства, классовым регулятором общественных отношений, способом диктовать волю господствующего класса. Основной функцией права является принуждение, подчинение. Сторонники˸ К. Маркс, Ф. Энгельс.
Психологическая концепция считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людеи̌. У каждого народа существует интуитивное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник˸ Л. И. Петражицкий.
№101 Право и правовая система. Правовые семьи мира.
Правовая система- это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридическая практика и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом в 1950-х гг. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой – юридической техники, выступающей в качестве основной составляющей источник права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».
№102 Норма права: понятие, признаки, классификация.
Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
· Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
· Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
· Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
· Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;
· Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
· Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
· Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
· Характеризуется не персонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
· Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;
· Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
· Нормы законов — нормы общего действия — распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
· Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) — нормы ограниченного действия — имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
· Локальные нормы — принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
2. По выполняемым функциям:
· регулятивные (нормы-правила поведения) — содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
· охранительные (нормы-стражи порядка) — направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
· учредительные (нормы-принципы) — отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
· обеспечительные (нормы-гарантии) — содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
· декларативные (нормы-объявления) — включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
· дефинитивные (нормы-определения) — формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
· коллизионные (нормы-арбитры) — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
· оперативные (нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
5. По методу правового регулирования:
· императивные — категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
· диспозитивные — устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
· поощрительные — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
· рекомендательные — устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование — поощрение; игнорирование - негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
· обязывающие — предписывают субъектам совершить определенные действия;
· управомочивающие — предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;
· запрещающие — устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
· общие — распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;
· специальные — распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников.
9. Специализированные нормы:
· компенсационные — направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;
· коллизионные — предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов:
· относительно-определенные;
· бланкетные;
· отсылочные
11. По степени определенности.
· абсолютно определенные — не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;
· относительно определенные — не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
· альтернативные.
№103 Структура нормы права.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.
Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.
Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.
Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).
№104 Способы изложения нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта:
1)норма права – это установленное государством правило поведения, а статья нормативного акта – это часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права;
2)норма права и статья нормативного акта соотносятся как форма и содержание, так как в одной статье нормативного акта могут содержаться как одна норма права, так и несколько норм права, либо одна норма права может содержаться в нескольких статьях;
3)норма права – это правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативного акта – это средство выражения правовой нормы, основным структурным элементом которого выступает статья;
4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права;
5)закрепление в статье нормативного акта одного структурного элемента нормы права, а остальные элементы – в другой статье нормативного акта либо в других нормативных актах.
Способы изложения правовых норм в нормативных актах:
1)прямой(простой, комплектным)– способ изложения норм права, при котором норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта, так как в статье нормативного акта прямо изложены все элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) правовой нормы;
2)отсылочный– способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится прямая отсылка к другой конкретно указанной статье этого же нормативно акта либо конкретному нормативному акту, в которых содержатся недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержимое;
3)бланкетный– способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта предполагаемые нормы права упоминаются, но их содержание не приводится, а отсылка к ним дается не в конкретной статье нормативного акта, а в иных нормах либо определенных нормативных актах, так как недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативных правовых актах;
4)абстрактный– способ изложения, при котором нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками;
5)казуистический (казуальный)– способ изложения норм права, при котором указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях нормативного акта. С помощью этого способа в статьях нормативного акта подробно описываются права, обязанности, меры наказания либо иные правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.
№105 Естественное и позитивное право.
Полагается, что права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет: они вытекают из естественного порядка вещей, из жизни, из самой природы человека. В силу этого естественные права, хотя в определенной степени и зависят от социальных условий, в своей основе являются "природными", "прирожденными", т.е. абсолютными, неизменными.
Естественное право – это совокупность прав людей, требований, идей, правил, обусловленных естественной природой человека, естественным порядком вещей.
Позитивное право – это право, выраженное в законах и других источниках.
Для позитивного права характерны следующие черты:
1) в значительной мере создается людьми, общественными образованиями – законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;
2) существует в виде законов, иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи, как это свойственно естественному праву).
Отграничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права и носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен высокий статус.
Естественные права для своего существования не требуют их закрепления и формулирования в каких-либо особых нормах. Они находятся как бы за нормами, вне их. Однако такого закрепления требует их реализация. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, в виде идей, представлений, естественные права затем закрепляются в конкретных нормах и реализуются в них: в обычаях, в моральных нормах и – что особенно значимо – в юридических нормах.
№106 Понятие, принципы и виды правотворчества.
Правотворчество - это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
Правотворчество понимается в двух смыслах:
1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами;
2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д.
В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов:
1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;
2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;
3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;
4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;
5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.
№107 Систематизация нормативных актов. Понятие и виды.
Систематизация – это процедура по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Существуют следующие виды кодификации:
– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.
3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
№108 Стадии законодательного процесса.
Законодательный процесс - представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.
Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль:
Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.
Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.
Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.
Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ.
№109 Формы права. Понятия и виды.
Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.
Известно понятие внутренней и внешней формы права.
Первое обуславливает структуру и связи.
Второе - содержание права, признающее не государственное волеизъявление, а юридические нормы, которое именуются источником прав
Существуют такие доводы, что:
1.Понятия «источник права» и «форма права» сходны
2.Понятие «источник права» шире по своему значению, нежели «форма права»
Последняя мысль доминирует сегодня. Ведь само слово «источник» означает любое начало или основание, причины исходного пункта. Применение в правовой сфере источника права подразумевается в 3-х формах:
· Материальное значение (формы собственности и т.п.).
· Идеологическое значение (правосознание и т.п.).
· Формально-идеологическое значение (и есть форма права)
Существуют такие основные виды источников права:
1.Нормативно-правовой договор.
2.Нормативно-правовой акт.
3.Правовой прецедент.
4.Правовой обычай.
· Нормативно-правовой договор представляет собой совместный документ, включающий нормы права, которые являются результатом обоюдного согласия сторон.
Нормативно-правовой договор является один из главных источников права на международном уровне. На внутригосударственном уровне нормативно-правовой договор представлен, в том числе в виде коллективного договора.
· Нормативно правовой акт – это документ в письменном виде исходящий от государственного органа, который содержит юридические нормы.
Для большинства правовых систем является фундаментальной и наиболее распространенной формой права.
Признаки нормативных правовых актов:
a. в любом случае содержит общепринятые правила (моделирование действий людей в похожих ситуациях);
b. неисчерпаемы в единичном использовании и неперсонифицированы (т. е. рассчитаны на одно действие, относящее условно к человеку, обстоятельствам места и времени). Рассчитан на регулировку в неограниченном количестве случаев, относится к неопределенному кругу лиц (граждане определенного возраста или пола) с непрерывным действием.
· Правовой прецедент представляет собой решение органа государственного аппарата по отношению к определенному юридическому делу, которое общеобязательно для всех аналогичных и есть правовым прецедентом.
Виды правовых прецедентов различаются по их связи с судебными или административными органами власти.
Видимое место среди других форм права прецедент занимает во многих современных государствах. Впервые его понятие было введено в Англии. Грани же его действий в каждой стране разные.
· Правовой обычай подразумевает разрешенный государственный обычай, обозначающий признание неукоснительных правил поведения, направленных субъектам права.
Ему присущи такие отличия как: общеобязательность и охрана государством от нарушений. Правовые обычаи имеют корни ещё с V в. до н.э., которые послужили возникновению права в целом. В сегодняшних государствах межобщественные отношения, которые регулируются с помощью данного источника права очень малы и ограничены. Примером такой формы права может быть признание общегосударственным праздником Пасхи.
В некоторых источниках религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права, а также юридические доктрины, выражающие в виде идей, теорий или концепций, так же относятся к формам права.
№111 Понятие, признаки и виды законов.
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.
Признаки закона:
1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом
2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,
3. В идеале закон выражает волю и интересы народа
4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.
5. Регулирует важные ключевые общественные отношения
Виды законов классифицируются:
· По юридической силе:
1.Конституция РФ
2.Федеральный Конституционный закон
3.Федеральный закон
4.Закон субъектов РФ.
· По субъектам законотворчества:
-принятые в результате референдума
-принятые законодательным органом
· По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
· По сроку действия: постоянные законы, временные законы
· По характеру: текущие, чрезвычайные
· По сферам действия: общефедеральные, региональные
· По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические
· По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)
· По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные
· По объему регулирования: общие и специальные.
№112 Понятие, признаки и виды подзаконных актов.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
№113 Действие нормативного правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени обусловлено:
А) Вступление НПА в силу. По общему правилу НПА вступает в силу со времени его принятия, либо с того времени, которое непосредственно указано в акте, если таких указаний не содержится, то он вступает в действие по истечению срока публикации.
Так законы РФ подлежат официальной публикации, в течении 7 дней после их подписания президентом, в «Российской газете» или собрании законодательства РФ. В силу они вступают по истечении 10 дней после их публикации.
Б) Подзаконные нормативные акты согласно указу президента 1996 г. публикуются в течение 10 дней после их принятия в «Российской газете» или собрании законодательства. Вступают в силу они через 7 дней после публикации.
Действие НПА в пространстве определяет, на какую территорию НПА распространяет своё юридическое влияние.
Действие НПА в пространстве определяется двумя факторами:
1) положением государственного органа, издавшего НПА в иерархи государственных органов;
2) территория государства.
Действие НПА по кругу лиц.
Оно тесно связано с территорией действия нормативного акта, по общему правилу НПА РФ распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ – это граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и иностранцы. Из числа иностранных граждан, находящихся на территории РФ наши уголовные законы и административное законодательство не распространяется на лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
Круг таких лиц определяется нормами международного права и двусторонними межгосударственными соглашениями. В этот перечень в обязательном порядке входят послы, консулы, торговые представители, военные атташе и др. Кроме того, согласно законодательству РФ особым иммунитетом обладают государственные служащие РФ (президент, депутаты, судьи, военные).
№114 Правовой статус личности. Понятие, структура и виды.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
• права и обязанности;
• законные интересы;
• правосубъектность;
• гражданство;
• юридическая ответственность;
• правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.
Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
№115 Правоотношение: понятие и виды.
Правоотношение это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.
Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т. е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. При этом осуществление правоотношения обеспечивается самими участниками, а не государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, и возникающее в результате воздействия нормы права на фактические общественные отношения, участники которого наделены нормой права и обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии, как специфический результат воздействия права на фактическое общественное отношение. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности — обязанными.
Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений:
1. по функциям различают:
· регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);
· охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения. -»
2. по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные и абсолютные. В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения: а) «поименной», например в брачно-семейных отношениях; б) «ролевой» или по названию социальных ролей, например продавец — покупатель, судья — подсудимый. Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными.
Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных.
Классическим примером абсолютных является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.
3. по методу правового регулирования:
· основанные на правовом равенстве сторон (например, гражданско-правовые);
· основанные на правовом подчинении сторон (например, уголовно-правовые).
4. по структуре правоотношения:
· - простые (например, двусторонние - покупатель и продавец при купле-продаже);
· - сложные (в правоотношении участвуют три и более стороны). -» по характеру распределения прав и обязанностей: односторонние, двусторонние и многосторонние.
5. по характеру обязанностей:
· активные, выражающие динамическую функцию права (закрепляют необходимость совершения конкретных действий);
· пассивные, выражающие статическую функцию права (закрепляют необходимость воздержания от действий).
6. по продолжительности: длящиеся и одномоментные.
7. по сферам общественных отношений: экономические, политические и другие.
8. по отношению к отрасли права:
· материально-правовые (уголовные, экологические и др.);
· процессуально-правовые (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.). Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т. е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.
9. по отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются подразделяют на: конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейные, финансовые, трудовые и т.д.
10. по форме вины: умышленные и неосторожные;
11. по составу субъектов: индивидуальные и групповые.