Третьеиюньская монархия и её социальная сущность. Реформы П.А. Столыпина
Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря избирательному закону 3 июня 1907г. Государственная дума стала полностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержавие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограниченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем. В III Думе действовал так называемый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских законов. Этот механизм позволял правительству П. А. Столыпина принимать любые необходимые ему законы.
Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших поста в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел. Он был убежденным монархистом и противником революции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и реформы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутреннего и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.
Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.
1)Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном порядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. человек). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
2)Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
Решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Столыпин преследовал сразу несколько целей:
• экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции и освоить пустовавшие земли; политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьянства из центра России (во избежание их участия в революции);
• социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение; содержание реформы (царский указ от 9 ноября 1906 г.):
• улучшение экономического положения крестьян (отмена выкупных платежей с 1907 г.);
• разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие экономики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками земли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на территории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее — в специально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных собственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эффективно за счет использования наемного труда своих разорившихся односельчан и станут надежной опорой власти;
• поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим переселиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель;
• активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выдавать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходили на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях;
Результаты столыпинской аграрной реформы были противоречивы:
• позитивные итоги: рост сельскохозяйственного производства, увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств, освоение сибирских земель;
• негативные итоги: не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян), создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город), переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехавших, вскоре вернулись обратно).
Причины неудачи реформы: ее незавершенность (реформа длилась фактически 8 лет, а П. А. Столыпин говорил как минимум о 20 годах), консервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оставшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства), зачастую насильственные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос. Реформы Столыпина не получили широкой поддержки в обществе. Для революционеров и либералов он по-прежнему оставался «вешателем», кроме того, у левых партий не могла вызывать симпатий его аграрная политика, основанная на принципе частной собственности. Правые опасались, что реформа Столыпина приведет к усилению влияния зажиточного крестьянства, которое станет конкурировать с помещиками. Николай II, поначалу всецело доверявший премьер-министру, стал постепенно отдаляться от него. В 1911 г. Столыпин был убит в результате покушения, совершенного анархистом (и одновременно полицейским агентом) Богровым.