Реформа 1861г. и ликвидация крепостного права в Российской империи

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века. Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс.

К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

Разработка крестьянской реформы

Новый русский царь, уже в первые годы своего правления, столкнулся с нарастающим социально-экономическим кризисом, отвратить который смогла бы только отмена крепостной зависимости. В 1858 году, императором был создан специальный комитет, для разработки реформы.

На протяжении двух лет члены комитета собирали информацию по стране о реальном положении помещичьих крестьян. На основе полученных данных в 1860 году началась активная подготовка манифеста об освобождение крепостных.

Начало реформаторства вызвало противоречивое отношения в обществе: часть дворянства и помещики фактически лишались главного источника своих доходов и активно препятствовали проведению крестьянской реформы.

Просвещенная аристократия, купечество и рабочий класс наоборот, поддерживала политику императора. Выступали за проведение реформы знаменитые общественные деятели и философы Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский.

Внедрение и итоги реформы

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Николай Некрасов

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам. Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли. Иногда землю для крестьян выкупало государство в таком случае они обязывались платить в государственную казну ежегодный оброк.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене.

Прогрессивные страны Европы перестали считать Российскую империю феодальным государством. Освобождение крестьянства дало новый толчок развитию промышленного комплекса и внутренней торговли.

Буржуазные реформы 60-70х гг. 19в. в Российской империи и их значение.

Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма в России и вызвала необходимость преобразований во всех областях государственной жизни.

Наиболее прогрессивной стала судебная реформа1864 г., так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.

Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий). Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.

Новая судебная система соответствовала развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причине в 60-70 гг. 19 в. судебная реформа была подвергнута пересмотру.

После получения крестьянством свободы, появилась потребность создания всесословных органов местного самоуправления. 1 января 1864 г. было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому в уездах и губерниях создавались земства или земские собрания. Земские собрания формировали земские управы (исполнительные органы). Компетенция земств была ограничена решением вопросов общественной жизни (хозяйство, просвещение, медицина, сбор налогов для местных нужд).

В 1870 г. было издано «Городовое положение», которое ввело всесословное местное управление в городах.

Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Они выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

Поражение России в Крымской войне показало несовершенство и отсталость российской армии. Ее основой были солдаты, набранные через рекрутские наборы. Начавшаяся в 1855 г. реформа армии ощутимых результатов не дала, пока в 1861 г. на должность военного министра не был утвержден выдающийся генерал Д.А. Милютин. Это был патриот, понимающий историческую необходимость реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милютин провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Установлен 6-летний срок службы, распространяемый на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия. Россия была разделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия. Большое внимание было уделено подготовке военных кадров, открылись новые военные училища. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным. Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии.

В 1863 г. был издан новый университетский устав, по которому университеты получили широкие возможности в самоуправлении. Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности. Школьная реформа 1864 г. способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. Было увеличено количество учебных заведений и реорганизован педагогический корпус.

В 1865 г. проведена реформа печати, значительно смягчилась цензура в издательстве книг и периодической печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов «Современник» и «Русское слово».

Реформы 60—70 годов XIX века оцениваются историками неоднозначно. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ». В наше время, когда происходит переоценка ценностей, ряд историков, экономистов, популярных прозаиков по-новому оценивают суть политических изменений 1861 года. Б. Васильев говорит об Александре II как о «революционере на троне», а Н.Я. Эйдельман квалифицирует реформы 60-х годов как «революцию сверху» . Б.В. Литвак уточняет, что реформа совершенствует общественную структуру; а революция, в том числе и сверху,— ее меняет. Поэтому преобразования 60-х годов были только реформами, то есть в политическом плане они оставили Россию такой же самодержавной монархией, какой она была до них. Остались сословные привилегии дворян и ограничения в гражданских и имущественных правах крестьян.

Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную, что и привело к контрреформам.

Наши рекомендации