В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVI веке.
1. Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике.
2. Политическое учение Жана Бодена.
3. Политико-правовые идеи раннего социализма (учение Томаса Мора).
Период разложения феодализма характеризуется возникновением теорий, в которых наблюдается отказ от прежнего теологического, религиозного подхода к науке и замена его идеей объективной исторической необходимости. Это направление общественной мысли известно как идеология Возрождения, так как оно использовало идеалы античного мира для создания новой идеологии. Критику католической церкви мыслители этого периода вели под знамением реформации, то есть демократизации церкви в соответствии с учением раннего христианства.
Для этого периода характерны ломка феодальных и возникновение капиталистических общественных отношений, усиление авторитета буржуазного слоя общества, развитие буржуазных политико-правовых теорий и теорий утопического социализма.
1. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, дипломат, политик. Основные его работы: «Государь», «История Флоренции», «Искусство войны» и др.
Основная цель его политической теории – создание сильного и независимого итальянского государства. Н. Макиавелли охарактеризовал причины политического упадка Италии. Причины упадка Италии он видел в христианской религии, поскольку она определила конечную цель человечества – достижение царствия Божия, тем самым сделав людей чуждыми государству, что в конечном итоге привело к его ослаблению, раздробленности Италии. Н. Макиавелли дал определение государства и обосновал политическую этику главы государства. Ввел новый политический термин «stato», которым обозначал любое государство, независимо от его формы правления. Государство, по Макиавелли, есть политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства и подчинения. Государственную власть он рассматривает не как божественное установление, а как результат человеческой деятельности, поэтому оно (государство) является высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – целью и смыслом человеческой жизни. Власть управляет народом посредством государственного аппарата, который включает в себя государя, его министров, а также чиновников, советников и других должностных лиц. Государю принадлежит публичная власть, то есть он может управлять страной по собственному усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках, поэтому Макиавелли оправдывал любое насилие и жестокость правителя, если все это совершается им в целях удержания власти.
Николло Макиавелли разделил все государства на республики и единовластные по форме правления. По убеждению Макиавелли, республика – наилучшая форма правления, так как она позволяет каждому быть ответственным за судьбу государства. Однако такая форма возможна только при условии развитых гражданских добродетелей, воспитываемых государством. В современных ему условиях наиболее оптимальной считал абсолютную власть сильного, не отступающего перед жестокостью и насилием правителя, которая необходима для подавления низменных интересов человека (эгоизма, стремления к наживе, лицемерия и т.д.).
2. Жан Боден (1530-1596 гг.) – французский правовед, мыслитель. Основной его труд «Шесть книг о республике».
Во второй половине XVI в. противоборство между католиками и гугенотами создало реальную угрозу существованию французского государства. Поэтому достижение мира становится первостепенной задачей. Только сильное государство, основанное на абсолютной власти монарха, могло остановить религиозные войны и связанный с ними политический хаос. Одним из идеологов теоретического обоснования такого подхода был Жан Боден. Он разработал теорию государственного суверенитета, именно ему принадлежит первенство в создании этой концепции.
Государственность, по мнению Бодена, возникает посредством договора, а высшая цель государства – гарантировать мир внутри общества и защищать его от нападения извне. Боден понимает государство, как «…управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Основой государства у Бодена является семья.
Боден выделяет следующие формы правления: демократию (суверенная власть принадлежит всем подданным или большей их части), оценивая ее негативно; аристократию (суверенной властью обладает меньшая часть подданных), недостаток которой Боден видит в ее неустойчивости, обусловленной коллегиальным способом принятия решений; монархию (суверенная власть принадлежит одному лицу). Монархию Боден считал наилучшей формой правления, поскольку она отвечает всем признакам суверенной власти.
Важнейшим элементом государства Боден считал суверенную власть: «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Суверенная власть у него включает три аспекта: во-первых, это постоянная власть; во-вторых, это абсолютная власть (Боден допускает лишь следующие ограничения абсолютной власти монарха: суверен в своей деятельности связан законами Бога; естественными законами и человеческими законами); в-третьих, это единая (неделимая) власть (то есть власть не может одновременно принадлежать и монарху, и аристократии, и народу).
Боден выделяя следующие исключительные правомочия суверенной власти: 1) издание законов (законы касались всех без исключения и подданных, и государственные учреждения). Монарх издает законы, но не создает право. Боден четко разграничивает эти два термина: «Право несет с собой справедливость, а закон - приказ». 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц (а также определение для них служебных обязанностей); 4) действие в качестве высшего суда (то есть право осуществлять правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и подданных); 5) право помилования; 6) право чеканить монету; 7) определение мер и весов.
3. Томас Мор (1478-1535 гг.) – английский юрист, политический деятель. Основной труд: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии» (известная как «Утопия»).
Томас Мор оценивал государство как корень всех социальных зол. Сущность государства, по его мнению, одна – это «заговор богатых, под предлогом м под именем государства думающих о своих выгодах». В своих интересах богачи силой, хитростью и обманом используют труд бедных людей. Делается это с помощью законов, которые навязываются народу от имени государства.
Идеальное государство, у Мора, представляет собой государство со смешанной формой правления (смешение демократии, олигархии и монархии). Государство утопийцев – это федерация, состоящая из 54 городов, находящихся на острове Утопия. Учреждения и законы городов являются одинаковыми; высшие должностные лица (очень немногочисленные) и сам правитель острова избираются из числа наиболее достойных уважаемых граждан.
В основу идеального государства Томас Мор заложил следующие принципы: коллективная собственность (в Утопии нет частной собственности, земля является общественной собственностью); всеобщая обязательность труда (каждая семья занимается определенным ремеслом. Работать должны все граждане (мужчины и женщины). Рабочий день длится шесть часов); аскетический образ жизни (жители Утопии довольствуются простотой, одинаковой для всех одеждой, без излишеств и роскоши); централизованное распределение произведенной продукции (все произведенное утопийцами накапливается на складах, расположенных в центре каждого города, распределение осуществляется с учетом потребностей той или иной семьи, при этом отсутствует денежная система расчетов). В идеальном государстве (Утопии) Мор допускает существование института рабства. Статус раба – это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания выполняющие неприятные работы. Статус раба в Утопии не передается по наследству, поэтому сын раба – свободный человек.
Законы в идеальном государстве понятны всем. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.