Ii. государство как основной субъект международного права 4 страница
--------------------------------
<213> AJIL 68 (1974) 516ff.
125. Если несколько государств совместно осуществляют территориальный суверенитет, речь идет о кондоминиуме. Такой кондоминиум существовал между Австрией и Пруссией с 1864 года по 1866 год в отношении Шлезвиг-Гольштейна. Совместная суверенная территория была согласована Договором от 19 декабря 1984 года между Федеративной Республикой Германия и Герцогством Люксембург о совместной границе по рекам Мозель, Зауэр и Ур <214>. Совместное осуществление территориального верховенства несколькими государствами обозначается как коимпериум.
--------------------------------
<214> BGBl 1988 II, 414ff.
б) Приобретение и утрата государственной территории
126. При приобретении и утрате государственной территории существующих государств международное право также ориентируется на гражданско-правовые категории. Различие проводится между оккупацией, завоеванием, уступкой, владением по давности или приращением и присуждением по решению суда. Указанные обстоятельства могут подразделяться на две группы: по признаку первичного и производного приобретения. Однозначное отнесение основания приобретения на международно-правовом уровне к одной из категорий в отдельном случае может быть затруднено, постольку поскольку приобретение территории на основании мирного договора может также содержать элементы завоевания или уступки. Попытки разработки новых категорий пока не увенчались успехом <215>.
--------------------------------
<215> Обзор концепций (Dupuy, Reuter и Rousseau) см.: Torres Bernandez. Territory, Aquisition, EPIL 10 (1987) 496 (497).
127. Если неясно, кто является территориальным сувереном на определенной территории, то на практике принимается во внимание, какое государство эффективно осуществляет власть на этой территории после приобретения (принцип эффективности). Нормы, подлежащие применению, определяются в каждом отдельном случае. Например, учитывается, о какой территории идет речь: о легко доступной и заселенной территории или недоступной территории.
128. Принцип эффективности стал предметом правового спора по поводу Острова Пальмас: США и Нидерланды спорили о принадлежности одного из островов в Филиппинском архипелаге. США обосновывали свое право тем, что острова были обнаружены Испанией, и в 1898 году Испания уступила Филиппины Соединенным Штатам. Эта уступка распространяется также на остров Пальмас вследствие его близости к Филиппинскому архипелагу. Нидерланды указывали, что именно они, а не США, осуществляли фактическую власть на протяжении длительного периода. Третейский судья Макс Хубер установил, "что длящаяся и мирная демонстрация территориального суверенитета (мирного по отношению к другим государствам) является как юридическим благом, так и юридическим основанием" <216>.
--------------------------------
<216> RIAA II, 829, 839.
129. Приобретение государственной территории посредством оккупации предполагает захват территории и намерение оккупирующего государства осуществлять эффективную власть ("цель и намерение выступать в качестве правителя и фактическое осуществление власти или демонстрация такой власти") <217>. Приобретение территории совершается в том случае, когда соответствующая территория была оставлена предшествующим владельцем, либо это территория, на которой ни одно государство не реализовало своего территориального суверенитета (terra nullius). Приобретение территории посредством оккупации невозможно, если территория, например космическое пространство или экстерриториальные воды, res communis никогда не принадлежала ни одному государству.
--------------------------------
<217> PCIJ, Series A/B, N 53, 45f .
130. Наряду с оккупацией приобретение территории ранее было возможно также посредством аннексии государства. Под аннексией подразумевается односторонний акт государства, посредством которого оно присваивает территорию другого государства против воли этого государства. В настоящее время аннексия противоречит запрещению применения силы, предусмотренному ст. 2 Устава ООН <218>. Поэтому было осуждено вторжение Ирака в Кувейт <219>. Вначале Совет Безопасности ООН призвал Ирак вывести свои войска из Кувейта и в августе 1990 года признал аннексию недействительной <220>. Одновременно он призвал государства не признавать аннексию и воздержаться от действий, которые могли бы быть истолкованы как признание аннексии.
--------------------------------
<218> См.: Раздел 1. Граф Витцтум, абз. 52 и след., 75.
<219> Об иракско-кувейтском конфликте см.: Fink. Der Konflikt zwischen dem Irak und Kuwait und die internationale Friedensordnung, AVR 29 (1991) 452ff; Heintze. Die vorherige Nichtbefolgung des als Moment die irakische Aggression gegen Kuwait am 2.8.1990, AVR 29 (1991) 436ff; Klein. Aspekte des Golfkonfliktes 1990/91, AVR 29 (1991) 421ff.
<220> S/RES/662 (1990) v 9.8.1990. Резолюции Совета Безопасности по кувейтскому вопросу, принятые в период 02.08.1990 - 02.03.1991 гг.(AVR 28 (1990) 503ff).
131. Кроме того, владение по давности (приобретательная давность) или приращение территории (например, путем намыва грунта или берега) могут служить основанием для приобретения территории. В первом случае предполагается волеизъявление по приобретению территории и фактическое осуществление территориального суверенитета на протяжении длительного времени <221>. Следующим условием является добросовестность приобретающего государства и отсутствие возражения прежнего владельца. Великобритания основывала свои территориальные притязания в Фолклендском конфликте давностью владения, хотя Аргентина формально не отказывалась от своих территориальных притязаний <222>.
--------------------------------
<221> Lesaffer. Argument from Roman Law in Current International Law - Occupation and Acquisitive Prescription, EJIL 16 (2005) 25ff.
<222> Документы о Фолклендском конфликте (EA 37 (1982) D 473); о конфликте см. также: Dolzer. Der Status der Falkland-Inseln (Malvinas) im Wandel der Zeit, 1986.
132. Государственная территория может быть приобретена также в результате цессии. Она может основываться на договоре купли-продажи, на обмене территориями или дарении. Зачастую цессия служит урегулированию границ. Споры вызывает вопрос, с какого момента территория переходит к правопреемнику. Во внимание принимается переход с момента ратификации договора, лежащего в основе цессии, или фактическое вступление правопреемника во владение <223>.
--------------------------------
<223> См.: PCIJ, Series A, N 7, 29, 37 (Chorzow).
133. Приобретение территории возможно также по решению суда: международного суда, третейского суда или конференции государств <224>.
--------------------------------
<224> Summer. Territorial Disputes at the International Court of Justice, Duke LJ 53 (2004) 1779ff.
134. Утрата государственной территории может произойти посредством ее оставления (Dereliktion). Территория как terra nullius может быть занята другим государством или приобретена в результате оккупации. Имущественные обременения, такие как сервитут, не сохраняются и переходят к территориальному правопреемнику. Переход территории может быть совершен посредством отказа. Так, на заседании АСЕАН в 1977 году президент Филиппин Маркос отказался от Республики Сабах (в настоящее время часть Малайзии).
135. Территориальный вопрос между Федеративной Республикой Германия и Польшей Варшавский договор от 7 декабря 1970 года не урегулировал. Хотя в ст. 1 граница между договаривающимися странами была закреплена по линии Одер-Нейсе, об отказе от территории могла заявить только Объединенная Германия <225>. Окончательное урегулирование вопроса о границах было достигнуто после воссоединения ФРГ и ГДР на основании Договора "два плюс четыре" от 12 сентября 1990 года, Закона от 11 октября 1990 года о ратификации Договора "два плюс четыре" и Советско-германского и Германо-польского соглашений <226>.
--------------------------------
<225> См.: Договор между Федеративной Республикой Германия и Республикой Польша о закреплении существующей между ними границы (BGBl 1991 II, 1329ff).
<226> См.: Stern/Schmidt-Bleibtreu (Hrsg), Zwei-plus-Vier-Vertrag, 1991.
в) Размер государственной территории
136. Государственная территория <227> включает определенную территорию на земной поверхности, а также внутренние воды, такие как реки и озера. Кроме того, в состав государственной территории входят земные недра вплоть до ядра Земли и воздушное пространство над земной поверхностью. Территории различных государств разделяются границами. За исключением внешних границ территориальных вод, ни одно государство не вправе устанавливать границы в одностороннем порядке без признания соседним государством.
--------------------------------
<227> См.: Раздел 5. Граф Витцтум, абз. 15 и след.
137. В большинстве случаев государственные границы на земной поверхности устанавливаются на основании договоров о границах; но границы могут быть также закреплены при отсутствии возражений на протяжении длительного периода. Если договоренность о границах - определенно выраженная или по умолчанию - отсутствует, то в соответствии с принципом эффективности необходимо проверить, может ли государство установить границы по признаку неоспоримого наличия территории на основании длительного фактического неоспоримого господства. Карты как доказательство установления границ имеют существенное значение в том случае, если они приняты за основу отношений обоими государствами. Если иное не предусмотрено, следует исходить из норм международного обычного права о прохождении границ, то есть естественных границ, таких как горы и линии водораздела. На несудоходных реках граница проходит посередине. На судоходных реках границей обычно считается линия, проходящая по середине главного фарватера или по тальвегу реки (линии наибольших глубин). На пограничных озерах разграничение, как правило, проводится между прибрежными государствами посередине озера или тальвегу <228>.
--------------------------------
<228> Такой раздел был осуществлен на Женевском озере. См.: Convention du 25 1953 sur la de la dans le lac (RGDIP 64 (1960) 442ff) и Pondaven. Le statut international du Lac , RGDIP 78 (1974) 60ff.
138. Особый случай составляют правоотношения, связанные с Боденским озером <229>. Уберлингер Зее является государственной территорией Германии. По договору границей между Германией и Швейцарией считается средняя линия, проходящая по Констанцской впадине. В 1854 году договором был также установлен статус озера Унтерзее. Проблема сохраняется в отношении озера Оберзее. Швейцария придерживается раздела по средней линии и отвергает предложенную Австрией теорию кондоминиума <230>, в соответствии с которой к государственной территории сопредельного государства относится лишь склон до линии 25-метровой глубины, совладельцами остальной территории выступают Германия и Австрия. Германия не огласила свою позицию <231>. Договорные соглашения, например Соглашение о судоходстве по Боденскому озеру от 1 июня 1973 года <232>, были достигнуты лишь в отношении отдельных прав пользования.
--------------------------------
<229> О правоотношениях, касающихся Боденского озера, см.: Schweiger. Staatsgrenzen im Bodensee und IGH-Statut, BayVBl 1995, 65ff; . Der Bodensee als Rechtsobjekt, DRiZ 1981, 54ff; ders, Bodensee und Juristen, JuS 1991, 900ff; Veiter. Die auf dem Bodensee - Eine Untersuchung, AVR 28 (1990) 458ff.
<230> Решение Федерального суда Швейцарии от 17.06.1975 (BGE 101 I a, 269).
<231> См.: BayVGH, AVR 12 (1964/65) 218ff.
<232> BGBl 1975 II, 405 ff.
139. Наряду с собственными водами, такими как внутренние озера, реки и каналы, к государственной территории прибрежных стран принадлежат также внутренние морские воды. К внутренним морским водам относится все морское пространство, расположенное между береговой линией и исходной линией расчета ширины территориального моря: бухты, заливы, а также устья и дельты рек.
140. Наконец, суверенитет распространяется на прилегающее к берегу территориальное море <233>. Обычное право предусматривало в пользу третьих государств право мирного прохода через территориальное море (innocent passage) <234>. Корабли, следующие из одного государства в другое территориальным морем третьего государства, не заходя в его порт, вправе пользоваться территориальными водами без специального разрешения. Право мирного прохода не распространяется на воздушное пространство над территориальным морем. Традиционно территориальное море составляет зону шириной в три морские мили. Согласно ст. 3 Конвенции по морскому праву каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль.
--------------------------------
<233> Определение приводится в абз. 1 ст. 2 Конвенции по морскому праву (КМП). Подробнее см.: Раздел 5. Граф Витцтум, абз. 38 и след.
<234> См. также: ст. 17 КМП.
141. Прибрежные государства могут заявить право на прилежащую зону до 24 морских миль, определяемую от исходной линии. В указанной зоне, прилежащей к территориальному морю, которая не входит в государственную территорию, согласно ст. 33 Конвенции по морскому праву прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений его таможенного и финансового законодательства, законов о порядке въезда и положений о здравоохранении, а также иных правил, действующих в пределах его суверенной территории или территориального моря. Контроль предполагает применение соответствующих санкций при нарушении законов. Прибрежные государства обладают правом на проведение исследований, использование, сохранение и обработку живых и неживых природных ресурсов морского дна и его недр; они также обладают суверенными правами в пределах исключительной экономической зоны (exclusive economic zone), которая распространяется на максимальную ширину в 200 морских миль от исходной линии <235>.
--------------------------------
<235> См.: ст. 56 КМП.
142. Интерес для прибрежных государств может представлять континентальный шельф в части разработки месторождений нефти, газа и угля, залегающих в недрах морского дна, которое примыкает к берегу. Нормы о континентальном шельфе содержатся в части VI Конвенции по морскому праву. Абзац 1 ст. 76 указанной Конвенции определяет понятие континентального шельфа. Континентальный шельф не входит в государственную территорию, однако прибрежное государство вправе осуществлять суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов. В прошлом делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями приводила к спорам. Для целей решения соответствующего вопроса ст. 83 Конвенции по морскому праву предусматривает делимитацию путем соглашения на основе международного права (ст. 38 Статута Международного суда).
143. Проблематичной остается делимитация континентального шельфа в Северном море, поскольку море почти полностью покрывает европейский континентальный шельф <236>. Спор возник о применимости в этом случае принципа равноудаленности от ближайших точек исходных линий, указанного в ст. 6 Конвенции о континентальном шельфе 1958 года в качестве части международного обычного права. Для Германии это означало бы ущемление ее интересов, поскольку ее берег, в отличие от других прибрежных государств, изогнут внутрь. 20 февраля 1969 года <237> Международный суд вынес решение о том, что принцип равноудаленности от ближайших точек исходных линий не является императивной нормой. Он указал сторонам, что разграничение должно проводиться по принципу справедливости и с учетом всех существенных обстоятельств таким образом, чтобы каждая из сторон получила часть континентального шельфа, который составляет естественное продолжение их государственной территории на море или под ним, если это возможно осуществить без ущерба для государственной территории другой стороны. В конечном итоге 28 января 1991 года Германия заключила Соглашение с Данией, Великобританией и Нидерландами о разделе континентального шельфа <238>.
--------------------------------
<236> См.: Bernhard. Der Festlandsockel im Recht der Gemeinschaften, 1982; Wilke. Abgrenzung des Festlandsockels in der Nordsee, 1980.
<237> ICJ Rep 1969, 39 (Nordsee-Festlandsockel).
<238> BGBl 1972 II, 881ff.
4. Государственная власть
а) Объем государственной власти и нейтралитет
144. Государственная власть включает в себя территориальное и личное верховенство. На суверенной территории иностранного государства невозможно осуществлять акты государственной власти без его согласия. Даже если государство на основании своего личного верховенства принимает законодательные правила в отношении дел за пределами его национальной территории, оно не может настаивать на соблюдении указанных правил. Если дело касается другого государства, государство может принять в отношении его внутренние законодательные акты лишь тогда, когда существует разумная связь дела с данной страной. Спор двух правопорядков по поводу одновременного применения принципа личного и территориального верховенства регламентируется международным уголовным правом, международным частным правом и международным административным правом, в том числе международным налоговым правом.
145. Основой международного уголовного права является территориальное верховенство, активное и пассивное личное верховенство, защита важных государственных интересов, а также принцип универсальности. Активное личное верховенство предоставляет государствам право применять законодательные нормы в отношении своих граждан, находящихся за границей. На основании пассивного личного верховенства государство может регламентировать действия иностранцев (юрисдикция), если одному из его граждан, находящихся за границей, причинен вред (п. "d" предл. 1 § 7 Уголовного кодекса Германии). Территориальный принцип как результат территориального верховенства позволяет применять наказание за деяния, совершенные на территории страны, и за деяния, последствия которого наступают в этой стране <239>. По принципу защиты государство вправе подвергать наказанию за преступные деяния, совершенные за границей иностранными лицами, если они затрагивают внутригосударственные правовые ценности. Расширение сферы действия принципа защиты закреплено в конкурентном праве. В таком случае юрисдикция зачастую осуществляется, если картельное соглашение, заключенное иностранными лицами за границей, оказывает влияние на конкуренцию на внутреннем рынке другой страны <240>. Кроме того, государства устанавливают право преследования в отношении деликтов, в целом подлежащих наказанию (delicta iuris gentium). В эту категорию входят, например, подделка иностранной валюты, сбыт наркотических средств и торговля людьми (§ 6 Уголовного кодекса Германии), а также преступления против человечности и грубые нарушения норм гуманитарного права (Дополнительный протокол к Женевской конвенции от 8 июня 1977 года). Принцип международного уголовного права позволяет применять меры наказания за уголовные деяния, совершенные иностранным лицом за границей, если преступник арестован в другом государстве и государство ареста не готово удовлетворить требование о выдаче, заявленное государством, в котором было совершено преступление <241>.
--------------------------------
<239> О принципе всеобщности см. также: абз. 1 § 9 Уголовного кодекса.
<240> См.: ст. 81 Договора о Европейском сообществе.
<241> См.: п. 2 абз. 2 § 7 Уголовного кодекса Германии.
146. На основании института нейтралитета по обычному праву <242> государства, не желающие быть замешанными в войне, могут объявить себя нейтральными <243>. Можно выделить три вида нейтралитета. "Обычным нейтралитетом" обозначается правовой статус государства, которое не участвует в конкретной войне между другими государствами. Если речь идет о "длительном" или "постоянном" нейтралитете, государство обязуется быть нейтральным также во всех войнах, которые могут возникнуть в будущем. Напротив, "фактически длительный" нейтралитет является принципом внешней политики без применения международно-правовой силы.
--------------------------------
<242> См.: Раздел 8. Боте, абз. 103 и след.
<243> О нейтралитете см.: Neuhold (Hrsg), The European Neutrals in the 1990s: New Challenges and Opportunities, 1991; Rotter. Die dauernde , 1981.
147. Положения о нейтралитете предусмотрены V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 года о нейтралитете в сухопутной и морской войне, а для американских государств - Гаванской конвенцией о морском нейтралитете 1928 года.
148. Нейтральное государство обязано воздерживаться от любого вмешательства в военные действия и от военной поддержки сторон. Действия частных лиц при этом исключены. Военные действия воюющих сторон не могут проводиться на государственной территории нейтральной страны.
149. К нейтральным государствам относятся, например, Ватикан, Мальта, Швейцария и Лаос. Нейтралитет Австрии основывается на федеральном конституционном законе от 26 октября 1955 года <244>, принятом австрийским Национальным Советом. Нейтралитет признан государствами, с которыми Австрия имеет дипломатические отношения <245>. Со временем понятие австрийского нейтралитета изменилось. Вначале Австрия вела себя пассивно, но в 1970-х годах внешняя политика изменилась. Так, в 1973 - 1974 гг. Австрия была членом Совета Безопасности ООН, а с 1995 года стала членом ЕС.
--------------------------------
<244> 1955, 211ff.
<245> 7 декабря 1955 г. Федеративная Республика Германия сделала соответствующее заявление.
б) Государствоподобные субъекты международного права
150. К государствоподобным субъектам международного права относятся объединения государств <246> различного вида: например, протектораты <247> или бывшие подопечные подмандатные территории <248>. Дефиниция "объединение государств" указывает на правовую связь между двумя или более государствами, установленную на определенный период времени, что предполагает, как правило, наличие определенной степени организации и определенной институциональной структуры, такой как в федеративном государстве или союзе государств.
--------------------------------
<246> Об объединениях государств см.: Ermacora. and other Unions of States, EPIL I (1992) 735ff; von der Heydte. und Staatenverbindungen in dem sich wandelnden unserer Zeit, FS Verdross, 1980, 445ff.
<247> Один из таких протекторатов существует до сих пор в отношении Княжества Монако, которое в силу Договора от 17.07.1918 не может заключать международные договоры без предварительного согласия Франции ("entente "), см.: RGDIP 27 [1920] 217ff. См. также: Gallois. Le de Monaco, 1964.
<248> Указанные территории уже получили независимость; последнее такое государство - Палау.
151. Федеративное государство <249> является публично-правовым объединением государств, в котором федерация в качестве субъекта международного права участвует в международных правоотношениях. Государства, входящие в его состав, в США именуемые штатами, в Швейцарии - кантонами, а в Германии - землями, не обладают международно-правовым статусом государства; им принадлежит лишь потенциальная частичная международная правосубъектность. Это зависит от того, насколько конституция федеративного государства позволяет им предпринимать независимые действия на международном уровне.
--------------------------------
<249> См.: Rudolf. Bundesstaat und , AVR 27 (1989) 1ff.
152. Единообразной или в целом общепризнанной модели федеративного государства не существует. Как показывает пример США, функции государства в целом и государств, входящих в его состав, не могут быть четко разделены, однако возможна ситуация, когда функции пересекаются, например, в Германии по ст. 83 Основного Закона земли исполняют федеральные законы как собственные, а суды земель наделены компетенцией по применению федерального законодательства.
153. Режим федеративного государства в Германии закреплен в абз. 1 ст. 20 Основного Закона. Абзац 1 ст. 32 Основного Закона определяет, что поддержание отношений с иностранными государствами находится в ведении Федерации. Согласно абз. 3 ст. 32 Основного Закона земли могут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами на территории, где они обладают законодательной компетенцией. Примером такого договора служит Соглашение от 27 октября 1969 года о защите Боденского озера от загрязнения, сторонами которого выступают как Баден-Вюртемберг, так и Бавария.
154. Если федеральное правительство намерено заключить международный договор, вопросы которого входят в сферу компетенции земель, оно должно получить согласие земель в соответствии с Линдауерским соглашением от 14 ноября 1957 года <250>.
--------------------------------
<250> 20 (1959) 116ff. Подобная норма существует с момента изменения федерального конституционного закона 1988 г. также в отношении федеральных земель Австрии, которые отныне могут заключать государственные договоры с сопредельными с Австрией государствами или их субъектами по вопросам своей компетенции ( 1990, 445). См.: Hammer. , 1992; Rack. und das , AVR 27 (1989) 31ff. См. также: Раздел 2. Куниг, абз. 63.