Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67

людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом, считает лишь недоказуемым предметом веры.

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере и считает, что церковь должна находиться под конт­ролем самих верующих, а не только под контролем духовен­ства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

S выбирать церковных сановников, включая папу;

S определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

S утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати­вы быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

Как отмечает английский историк философии Ф.Ч. Ко-плстон, «Марсилий был протестантом прежде возникнове­ния протестантизма».

2. Законодательная и исполнительная власти государ­ства.

Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель — первая действующая причина, при­сущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas), или его часть наиболее важная (valentior pars), выражаю­щий свой выбор и свою волю относительно всего касающе­гося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».

Почему народ или его представители должны устанавли­вать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:

•S народ лучше повинуется тем законам, которые сам ус­тановил;

■S эти законы всем известны;

S каждый может заметить упущение при создании этих законов.

Марсилий был сторонником выборности народом выс­шей исполнительной власти. Выборность главы этой влас­ти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед­ству: «...Мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru 68 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и порядка избрания императора Священной Рим­ской империи.

Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон» (табл. 7). Он - сторонник понимания за­кона «в строгом смысле этого слова».

Марсилий понимает закон как закон государства. За­кон — это наставительное и принудительное «правило», которое:

■S «существует во всех communitatis perfecta»;

^ подкрепляется санкцией, которая имеет «принуди­тельную силу благодаря наказанию или поощрению»;

S имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя то, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

S устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать следующие выводы.

1. Божественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле. Он сопоставим с предписаниями врача (напомним, что
Марсилий врач). Цель божественного закона — достижение
вечного блаженства. Этот закон определяет различия между
грехами и заслугами перед богом, наказания и награды в по­
тустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому,
по Марсилию, духовенство может только проповедовать
христианское учение, но никак не принуждать; еретик мо­
жет быть наказан только Богом и только на том свете.

Марсилий выступал против церковного суда, инквизици­онных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право — учить и увеще­вать.

2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так
как обеспечен только духовными санкциями. Его можно
обеспечить мирскими санкциями согласно воле государ­
ства, но тогда он становится законом государства.

3. Естественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле, это лишь нравственный закон: «...Есть люди, которые на­
зывают "естественным законом" веление справедливого ра­
зума касательно человеческих поступков и естественный

4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 69

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru закон в этом смысле слова включает и божественный за­кон».

В государстве должно быть верховенство законов, по­скольку «там, где нет верховенства закона, там нет настоя­щего государства»

Монарх, правительство, судьи должны править на осно­ве законов, которые должны быть обнародованы: «...всем государям, а среди них особенно монархам, которые со все­ми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и дол­говременнее, править в соответствии с законом, а не пре­небрегая им...».

Закон позволяет:

S осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;

■S избежать предвзятости в судейском решении, на ко­торое могут влиять ненависть, алчность, любовь судьи: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».

Таблица 7 Правовые взгляды Марсилия и Фоны Аквинского

Марсилий

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Фома Аквинский

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Положительный человеческий закон (закон государства):

основан на естественном зако­не, а тот, в свою очередь, явля­ется выражением вечного зако­на, предустановленного Богом

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru не связан с естественным законом

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Естественный человеческий закон:

закон без всяких оговорок

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru не является законом в строгом смысле слова, это лишь нрав­ственный закон

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Закон и справедливость:

нет иной земной справедливос­ти, как выраженной в позитив­ном законе воли всего народа либо значимой его части

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru позитивный закон может про тиворечить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное при­менение такого позитивного за­кона есть признак тирании

I t

               
    Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru
      Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru
  Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru
    Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru
 
 
 

70 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru * * *

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве­ренитета, смысл которой состоит в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким об­разом, Марсилия можно рассматривать как предшествен­ника Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни­тельной власти признается одним из признаков современ­ной теории правового государства.

Политическая теория Марсилия предвосхитила станов­ление сильного государства, независимого от церкви.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимал закон Фома Аквинский?

2. Как законы у Фомы Аквинского соотносятся между собой?

3. Могут ли, согласно Фоме Аквинскому, существовать не­
погрешимые позитивные законы?

4. В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции свет­
ской власти от компетенции власти церковной?

5. Какие элементы государственной власти выделял Фома
Аквинский?

6. Признавал ли Фома Аквинский за народом право на свер­
жение тирана?

7. Кому должна принадлежать законодательная власть в го­
сударстве по мнению Марсилия Падуанского?

8. Как Марсилий Падуанский относился к идее выборности
народом высшей исполнительной власти в государстве?

9. Чем отличаются правовые взгляды Марсилия Падуанско­
го от правовых взглядов Фомы Аквинского?

Литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Марсилий. Защитник мира //Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т 2. С. 604-610. М., 1999.

Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. Сре-тенск,2000.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI—XVII вв. Л., 1990.

Глава 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ

УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И РЕФОРМАЦИИ

Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (лат. humanus — человечный). Если в Средние века предме­том восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпо­ху Возрождения — человек и зримый человеческий мир.

Если в Средние века чтили святых, то в эпоху Возрож­дения — людей прославленных, великих.

Если в Средние века гордыня считалась худшим из поро­ков, то в эпоху Возрождения возник культ героев и гениев.

Реформация, поставив перед собой цель обновить на ос­нове Евангелия жизнь каждого христианина, тем самым обращалась к широким массам. Реформация отвергла дог­му католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Началом Реформа­ции принято считать выступление в 1517 г. М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.

Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:

S развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в двенадцати странах Европы;

S децентрализация Италии (итальянское Возрождение);

•S децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).

Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся в эпоху Возрождения и Реформации:

• буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли,
Боден);

• теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).



Глава 5. Политические и правовые учения...

5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли




Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67 - student2.ru 5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский поли­тический мыслитель эпохи Возрождения, основатель полити­ческой науки Нового времени. Автор концепции политичес­кой этики — этики главы государства («макиавеллизм»).

Эпоха. Политическая раздробленность Италии, посто­янная угроза нападения со стороны централизованных го­сударств (Испания, Франция). Флоренция — «цветок Тосканы, зеркало Италии», в XV в. этот город символизи­ровал центр образованности — «вторые Афины», центр культуры — воплощение «Золотого века» и центр благо­честия — «Новый Иерусалим». В XVI в. Флоренция усту­пает свою лидирующую роль Риму, становится культур­ной провинцией.

Остро осознавал необходимость объединения Италии великий флорентиец Н. Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной со­ставляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумаж­ной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».

Биография. Н. Макиавелли родился во Флоренции. Се­мья Макиавелли принадлежала к знатному роду, но была небогатой: его отец лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основ­ным доходом семьи была скромная земельная рента. Н. Ма­киавелли не смог получить классического образования. «Блестящее серьезное образование», о котором говорят не­которые его исследователи, — результат упорного самооб­разования. Он начал свою политическую карьеру в 29 лет, став секретарем Флорентийской республики (1498—1512). в 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, республиканское правление было заменено тиранией, а Макиавелли отстранен от должности. Его обвинили в заго­воре против правителей, заключили в тюрьму, подвергли пыткам. Позже Макиавелли был сослан в семейное помес­тье, где и создал свои политические и литературные произ­ведения.

10 декабря 1513 г. из ссылки Макиавелли пишет другу в Рим: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; и у дверей я сбрасываю дневную одежду, покрытую грязью и пылью, и облачаюсь в царственное придворное одеяние. И

переодевшись соответствующим образом, я вхожу в древ­ние покои людей античности, где, с любовью встреченный, я вкушаю пищу, которая только мне принадлежит и для которой я создан. И здесь я не испытываю никакой робос­ти, чтобы говорить с ними и расспрашивать их о мотивах их поступков. Они же любезно мне отвечают, и в течение целых четырех часов я не чувствую усталости, забываю обо всех заботах, не боюсь нищеты, меня не пугает смерть — я полностью отдаю себя им».

Макиавелли видел главное зло Италии в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Он считал церковь реакционной силой еще и потому, что она поддер­живает в народе суеверия и предрассудки. В остро сатири­ческом сочинении в стиле Боккаччо «Мандрагора» (1518) Макиавелли вывел образ монаха как олицетворение глупо­сти, лицемерия и зла.

В 1520 г. Макиавелли становится официальным истори­ографом, в 1521 г. — советником кардинала Джулио Меди­чи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Макиавелли участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех постов.

Современники. В 1502 г.. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452—1519), служившим у герцога Че-заре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от город­ских властей престижный заказ на большую фреску «Бит­ва при Ангиари» для Палаццо Веккио.

Логическое основание политического учения: эмпи­ризм, согласно которому единственный источник получе­ния знания, в частности, о политике — это опыт. Разраба­тывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его исто­рию, а также использует свой собственный опыт государ­ственной службы.

Макиавелли отказывается от средневекового теоцентриз-ма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответ­ственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.

Из опыта следует, что в основе политического поведе­ния лежат не каноны христианской морали, а выгода и

Наши рекомендации