Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом, считает лишь недоказуемым предметом веры.
Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере и считает, что церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:
S выбирать церковных сановников, включая папу;
S определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;
S утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.
Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.
Как отмечает английский историк философии Ф.Ч. Ко-плстон, «Марсилий был протестантом прежде возникновения протестантизма».
2. Законодательная и исполнительная власти государства.
Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas), или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающий свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».
Почему народ или его представители должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:
•S народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;
■S эти законы всем известны;
S каждый может заметить упущение при создании этих законов.
Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти. Выборность главы этой власти предпочтительнее, нежели передача власти по наследству: «...Мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».
68 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и порядка избрания императора Священной Римской империи.
Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон» (табл. 7). Он - сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова».
Марсилий понимает закон как закон государства. Закон — это наставительное и принудительное «правило», которое:
■S «существует во всех communitatis perfecta»;
^ подкрепляется санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»;
S имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя то, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;
S устанавливается светским законодателем.
Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать следующие выводы.
1. Божественный закон не есть закон в собственном смыс
ле. Он сопоставим с предписаниями врача (напомним, что
Марсилий врач). Цель божественного закона — достижение
вечного блаженства. Этот закон определяет различия между
грехами и заслугами перед богом, наказания и награды в по
тустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому,
по Марсилию, духовенство может только проповедовать
христианское учение, но никак не принуждать; еретик мо
жет быть наказан только Богом и только на том свете.
Марсилий выступал против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право — учить и увещевать.
2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так
как обеспечен только духовными санкциями. Его можно
обеспечить мирскими санкциями согласно воле государ
ства, но тогда он становится законом государства.
3. Естественный закон не есть закон в собственном смыс
ле, это лишь нравственный закон: «...Есть люди, которые на
зывают "естественным законом" веление справедливого ра
зума касательно человеческих поступков и естественный
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 69
закон в этом смысле слова включает и божественный закон».
В государстве должно быть верховенство законов, поскольку «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства»
Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы: «...всем государям, а среди них особенно монархам, которые со всеми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и долговременнее, править в соответствии с законом, а не пренебрегая им...».
Закон позволяет:
S осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;
■S избежать предвзятости в судейском решении, на которое могут влиять ненависть, алчность, любовь судьи: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».
Таблица 7 Правовые взгляды Марсилия и Фоны Аквинского
Марсилий |
Фома Аквинский
Положительный человеческий закон (закон государства):
основан на естественном законе, а тот, в свою очередь, является выражением вечного закона, предустановленного Богом |
не связан с естественным законом
Естественный человеческий закон:
закон без всяких оговорок |
не является законом в строгом смысле слова, это лишь нравственный закон
Закон и справедливость:
нет иной земной справедливости, как выраженной в позитивном законе воли всего народа либо значимой его части |
позитивный закон может про тиворечить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное применение такого позитивного закона есть признак тирании
I t
70 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья
* * *
Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, смысл которой состоит в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилия можно рассматривать как предшественника Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.
Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти признается одним из признаков современной теории правового государства.
Политическая теория Марсилия предвосхитила становление сильного государства, независимого от церкви.
Вопросы для самоконтроля
1. Как понимал закон Фома Аквинский?
2. Как законы у Фомы Аквинского соотносятся между собой?
3. Могут ли, согласно Фоме Аквинскому, существовать не
погрешимые позитивные законы?
4. В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции свет
ской власти от компетенции власти церковной?
5. Какие элементы государственной власти выделял Фома
Аквинский?
6. Признавал ли Фома Аквинский за народом право на свер
жение тирана?
7. Кому должна принадлежать законодательная власть в го
сударстве по мнению Марсилия Падуанского?
8. Как Марсилий Падуанский относился к идее выборности
народом высшей исполнительной власти в государстве?
9. Чем отличаются правовые взгляды Марсилия Падуанско
го от правовых взглядов Фомы Аквинского?
Литература
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.
Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.
Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.
Марсилий. Защитник мира //Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т 2. С. 604-610. М., 1999.
Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. Сре-тенск,2000.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI—XVII вв. Л., 1990.
Глава 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (лат. humanus — человечный). Если в Средние века предметом восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпоху Возрождения — человек и зримый человеческий мир.
Если в Средние века чтили святых, то в эпоху Возрождения — людей прославленных, великих.
Если в Средние века гордыня считалась худшим из пороков, то в эпоху Возрождения возник культ героев и гениев.
Реформация, поставив перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, тем самым обращалась к широким массам. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Началом Реформации принято считать выступление в 1517 г. М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.
Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:
S развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в двенадцати странах Европы;
S децентрализация Италии (итальянское Возрождение);
•S децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).
Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся в эпоху Возрождения и Реформации:
• буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли,
Боден);
• теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).
Глава 5. Политические и правовые учения...
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).
Эпоха. Политическая раздробленность Италии, постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). Флоренция — «цветок Тосканы, зеркало Италии», в XV в. этот город символизировал центр образованности — «вторые Афины», центр культуры — воплощение «Золотого века» и центр благочестия — «Новый Иерусалим». В XVI в. Флоренция уступает свою лидирующую роль Риму, становится культурной провинцией.
Остро осознавал необходимость объединения Италии великий флорентиец Н. Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».
Биография. Н. Макиавелли родился во Флоренции. Семья Макиавелли принадлежала к знатному роду, но была небогатой: его отец лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основным доходом семьи была скромная земельная рента. Н. Макиавелли не смог получить классического образования. «Блестящее серьезное образование», о котором говорят некоторые его исследователи, — результат упорного самообразования. Он начал свою политическую карьеру в 29 лет, став секретарем Флорентийской республики (1498—1512). в 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, республиканское правление было заменено тиранией, а Макиавелли отстранен от должности. Его обвинили в заговоре против правителей, заключили в тюрьму, подвергли пыткам. Позже Макиавелли был сослан в семейное поместье, где и создал свои политические и литературные произведения.
10 декабря 1513 г. из ссылки Макиавелли пишет другу в Рим: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; и у дверей я сбрасываю дневную одежду, покрытую грязью и пылью, и облачаюсь в царственное придворное одеяние. И
переодевшись соответствующим образом, я вхожу в древние покои людей античности, где, с любовью встреченный, я вкушаю пищу, которая только мне принадлежит и для которой я создан. И здесь я не испытываю никакой робости, чтобы говорить с ними и расспрашивать их о мотивах их поступков. Они же любезно мне отвечают, и в течение целых четырех часов я не чувствую усталости, забываю обо всех заботах, не боюсь нищеты, меня не пугает смерть — я полностью отдаю себя им».
Макиавелли видел главное зло Италии в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Он считал церковь реакционной силой еще и потому, что она поддерживает в народе суеверия и предрассудки. В остро сатирическом сочинении в стиле Боккаччо «Мандрагора» (1518) Макиавелли вывел образ монаха как олицетворение глупости, лицемерия и зла.
В 1520 г. Макиавелли становится официальным историографом, в 1521 г. — советником кардинала Джулио Медичи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Макиавелли участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех постов.
Современники. В 1502 г.. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452—1519), служившим у герцога Че-заре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от городских властей престижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палаццо Веккио.
Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
Макиавелли отказывается от средневекового теоцентриз-ма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.
Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и