Политические партии и партийные системы

Объединения людей в политической сфере по сравнению с другими социальными объединениями обладают значительной спецификой. Эта специфика обусловлена тем, что организация совместной деятельности людей в этой сфере связана с завоева­нием, удержанием и использованием политической и государст­венной власти в личных и групповых интересах. Общественно-политические объединения - это организованные способы и фор­мы взаимоотношений, взаимодействия и деятельности людей, обеспечивающие реализацию их интересов и целей посредством государственной власти. Общественно-политические объедине­ния создаются для выражения, защиты и реализации политиче­ских интересов определенных социальных групп с помощью го­сударственной власти. Отличительными признаками обществен­но-политических объединений являются: организованность, доб­ровольный и самодеятельный характер; наличие политической цели деятельности; иерархия и разделение функций между чле­нами объединения; формализация межличностных и межгруппо-вых взаимоотношений; наличие норм и правил, регулирующих отношения членов объединения.

В политической жизни общества действует широкое разно­образие социальных объединений. В зависимости от уровня их организованности, содержания, устойчивости связей и отноше­ний между членами объединения, целей и задач деятельности общественно-политические объединения подразделяются на сле­дующие основные виды: политические партии; общественно-по­литические организации; общественно-политические движения; группы давления, лоббистские группы; политические клубы и кружки; заговорщицкие, террористические организации.

Ведущее место среди общественно-политических объедине­ний принадлежит политическим партиям. Понятие «партия» (от лат. рагз, раглез) означает часть, группа. Исторически этот термин использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения страны и стремились в целях реализации этих интересов бороться за госу­дарственную власть или влиять на нее. В современной политоло­гической литературе используются различные определения по­нятия «политическая партия»: это группа людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Б КонстанУ этл> организация, выражающая интересы определенного класса (К. Маркс, В. Ленин); это организация, действующая в системе государства, институт публичной власти (М. Дюверже)- это литическая группа, участвующая в выборах и способная' провес" ти своих кандидатов в государственные учреждения (Дж Сао тори); это организация, которая нацелена на открытое завоева­ние ее представителями государственных позиций (К. Джанда)" это организованная сила, обеспечивающая объединение граждан для борьбы за участие в органах власти или ориентацию властей на осуществление их требований (Кермонн); это институт, при­званный выражать интересы и требования отдельных лиц и групп, организовывать их на борьбу за государственные должно­сти (Д. Еродер).

Кроме политологических определений, в конституциях и других нормативно-правовых актах государств имеются юриди­ческие определения понятия «политическая партия»1. В них регламентируются политический статус и функции партий, воз­можности, которыми они располагают по сравнению с другими политическими институтами - правительством, парламентом, судами и т.д. На основе обобщения и систематизации различ­ных дефиниций, а также с учетом современной политической практики можно сформулировать следующее определение: по­литическая партия - это добровольный идеологический и орга­низационный союз наиболее активных представителей тех или иных социальных слоев и групп общества, создаваемый для

1 В Федеральном законе РФ «О политических партиях» в статье 3, п. 1 политическая партия определяется как «общественное объединение, созданное в целях приобщения граждан Российской Федерации к поли­тической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного само­управления». (См^ Собрание законодательства Российской Федерация. М, 2001. №29. Ст. 2950).

борьбы за завоевание и использование государственной власти в целях реализации собственных интересов, интересов своих сторонников и союзников. По сути, политическая партия - это совокупность организованных и скоординированных взаимоот­ношений и связей определенной группы людей по поводу госу­дарственной власти.

Политическая партия как массовое общественно-политичес­кое объединение - относительно молодой институт властных отношений. Однако как союз, группа людей, борющихся за госу­дарственную власть или за влияние на нее в целях реализации своих интересов, она имеет давнюю историю. Первые политиче­ские группировки появились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по со­ставу объединения людей, которые в основном выражали не столько интересы различных социальных групп, сколько интере­сы жителей различных регионов и различных течений внутри класса рабовладельцев. Подобного рода политические группи­ровки существовали и в Средние века.

Современные же политические партии, действующие в мас­совой среде, оформились в Европе во второй половине ХГХ в. Исходной причиной их зарождения, формирования и институ-ционализации стало приобщение широких кругов населения к политике в процессе первых буржуазных революций. Под влия­нием этих революций и вызванных ими преобразований в поли­тической жизни в XVI - XVII вв. в передовых европейских стра­нах начали складываться аристократические котерии (кружки), объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. В последующем появились политические клубы, которые представляли более высокую форму политических объединений. В них к политической деятельности стали привлекаться люди, пользовавшиеся влиянием не только в политике, но и в других сферах общественной жизни.

К середине XIX в. в связи с повсеместным распространением на европейском континенте избирательного права, организаци­онным оформлением рабочего движения и усилением классовой борьбы были сформированы массовые политические партии Они ориентировались на рекрутирование как можно большего числа членов, поиск широкой социальной поддержки, обеспечение влияния в обществе, использование разнообразного арсенала средств политической борьбы. Первой массовой политической партией явилось основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. под руководством Ф. Лассаля была организована первая массовая рабочая партия -Всеобщий немецкий рабочий союз. К концу XIX в. массовые по­литические партии (в основном социал-демократические) появи­лись в большинстве стран Европы.

Формирование и деятельность массовых политических пар­тий во второй половине ХГХ - начале XX в. осуществлялись по классовому принципу, на основе учета в стратегии и тактике дея­тельности партий интересов определенных классов. Но дальней­шее социальное развитие, практика политической борьбы показа­ли, что для завоевания, удержания и реализации государственной власти партиям необходимо учитывать интересы не только «сво­его» класса, социального слоя, но и широких народных масс. В результате к середине XX в. на смену строго классовым парти­ям стали приходить так называемые «общенародные» партии, или, по терминологии западных политологов, «партии для всех» , которые стремятся, хотя и формально, выражать интересы раз­личных социальных групп.

Формирование политических партий в России приходится на конец XIX - начало XX в. В этот период возникают партии эсе­ров, социал-демократов, кадетов, трудовиков, октябристов и дру­гие, построенные, как и в Европе, по социально-классовому прин­ципу. В политической жизни России в отдельные периоды первой четверти XX в., по разным оценкам, существовало до 87 партий .

' В англоязычной литературе такие политические партии называют са1сЬ-а11 ратйе» («всеххватающие»).

2 См.: Политология: Учеб. пособие для вузов / Составит, и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 1997. С. 143. После Октябрьской революции 1917 г. большинство образовав­шихся в России политических партий распалось. С начала 20-х гг. XX в. в стране начала складываться и в дальнейшем утвердилась тоталитарная политическая система с монопольным господством единственной политической партии РКП (б) - ВКП (б) - КПСС. И только во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX в. в нашей стране вновь начала складываться многопартийность.

Политические партии представляют собой неотъемлемый элемент общественно-политической жизни всех современных стран мира, политический институт, выполняющий важную роль в системе политико-властных отношений, механизме организа­ции и осуществления политической власти. Как политический институт и высшая разновидность общественно-политических объединений они значительно отличаются от других институ­циональных субъектов политики, обладают совокупностью свой­ственных только им признаков.Главный отличительный при­знак политической партии - стремление к завоеванию и осуще­ствлению государственной власти. Для политических партий, в отличие от других общественно-политических объединений, ко­торые пытаются воздействовать на власть, оставаясь вне ее сфе­ры, борьба за завоевание государственной власти и ее осуществ­ление является основной целью деятельности.

Кроме того, отличительными признаками политической пар­тии являются: наличие определенной идеологии и мировосприя­тия; долговременность действия, полномасштабность, наличие системы устойчивых местных организаций; иерархичность, централизованное руководство, разделение функций между чле­нами; наличие отношений власти, партийной дисциплины; нали­чие формализованных правил и норм, регулирующих отношения в партии и ее деятельность. Перечисленные признаки политиче­ской партии характеризуют ее как стабильное, высокоорганизо­ванное общественно-политическое объединение с разветвленной структурой и жестко формализованной организацией деятельно­сти, ориентированной на получение и удержание государствен­ной власти при широкой социальной поддержке.

В процессе партогенеза сложилась структура политических партий. Организационную структуру партий составляют- вьГ ший представительный орган партии - съезд, конференция пала и т.п.; рабочие органы партии - центральный комитет секрета риат, политсовет; местные партийные организации-I средства массовой информации. По статусу и положению в партийной иерархии выделяются партийный лидер или группа лидеров вме­сте с ближайшим окружением, партийный аппарат («партийные функционеры»), партийные активисты, пассивные члены партии и сторонники партии. Сторонники современных партий и голо­сующие на выборах за выдвинутых партиями кандидатов со­ставляют электорат партии. Те социальные группы и слои, кото­рые образуют основную массу электората, являются социальной базой партии. В период острой социально-политической борьбы политическими партиями могут формироваться военизирован­ные организации (отряды). Часто элементами структуры полити­ческих партий называют создаваемые ими молодежные и жен­ские организации.

Политические партии, функционирующие в системе соци­альных отношений, будучи институциональными субъектами по­литики, выполняют разнообразные функции.Объем, характер и значимость этих функций могут варьироваться в зависимости от положения партий в политической системе общества, их соци­ально-политического статуса. В научной и учебной литературе существуют различные подходы к раскрытию и характеристике функций политических партий, определению их содержания . В общем плане функции политических партий в зависимости от направленности можно разделить на две группы: внешние и

внутренние.

Внешними называются такие функции, которые политиче­ская партия выполняет по отношению к окружающей ее соци­ально-политической среде. К ним относятся: изучение, аккуму-

1 См.: Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. М: Экзамен, 2006. С. 39 396; Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 262 - 263.

лирование, выражение и защита интересов социальных групп и слоев; определение приоритетов и целей социально-политичес­кого развития» политического курса страны, их разъяснение и пропаганда; борьба за государственную власть, ее осуществле­ние и укрепление на основе программных партийных установок; сплочение и консолидация социально-политических сил обще­ства являющихся ее сторонниками и союзниками; социально-политическое просвещение широких народных масс, разъясне­ние им ситуации в обществе; политическое воспитание (социа­лизация граждан); установление и поддержание контактов и взаимодействия с другими общественно-политическими объе­динениями; обеспечение взаимосвязи гражданского общества и государства; подготовка и выдвижение кадров для государст­венных органов, других социальных институтов и организаций; работа с молодежью.

Внутренние функции политической партии направлены на укрепление и совершенствование ее внутрипартийной жизни, по­вышение эффективности политической деятельности. Такими функциями являются: разработка партийной идеологии и про­граммных документов; выработка ценностей и норм, регулирую­щих деятельность партии, оптимизацию ее внутрипартийной структуры, отношения между членами; поддержание внутрипар­тийного единства и партийной дисциплины; пополнение партии новыми членами; финансовое обеспечение партийной деятельно­сти и его оптимизация; подбор и расстановка кадров внутри пар­тии; организационно-мобилизационная внутрипартийная работа. При осуществлении и реализации функций политические партии используют различные средства, приемы и методы дейст­вий, взаимодействуют с другими политическими институтами и социально-политическими силами.

Существующее и функционирующее в общественной жизни широкое разнообразие политических партий находит отражение в их классификации. В зависимости от избранного критерия (основания) выделяются определенные типы политических партий. Классической считается типология партий, предложенная в 50-е гг. XX в. французским политологом М Дюверже1 Бе ря за основание организационную структуру партий, он подраз деляет их на кадровые и массовые. Позднее М. Дюверже выде­лил и третий тип партий - непрямые партии.

Кадровые партии, по его мнению, изначально формирова­лись из комитетов избирателей и парламентских фракций. В со­временных условиях они характеризуются сравнительной не­многочисленностью, свободным членством и объединяют пре­имущественно профессиональных политиков и элиту большого бизнеса. Их деятельность ориентирована в основном на органи­зацию выборов. Сегодня большинство кадровых партий - это европейские либеральные и консервативные партии, республи­канская и демократическая партии США. Массовые партии от­личаются многочисленностью, организованностью и дисципли­ной. Как правило, они имеют постоянное членство. Большое значение в их деятельности уделяется разработке идеологии, обеспечению общности взглядов членов партии. К массовым партиям относятся социалистические, коммунистические, на­ционал-социалистические и некоторые другие партии. Непря­мые партии характеризуются коллективным членством различ­ных общественных организаций.

Польский ученый Е. Вятр классифицировал политические пар­тии в зависимости от их социальной базы. По этому основанию он подразделял их на партии классовые (рабочие, буржуазные), пар­тии межклассовые (буржуазно-помещичьи, рабоче-крестьянские и т.п.), партии классовоподобных слоев и групп (популистские, трайболистские, или племенные, национальные).

Для классификации политических партий используются и дру­гие основания. Так, по доминирующим в партиях идеологическим ценностям и ориентирам на средства их достижения они подразде­ляются на радикальные, реформистские, консервативные, про­грессивные, реакционные. По месту, занимаемому в политической

1 См.: Дюверже М. Политические партии: Пер. с франц. М.: Акаде мический проект, 2002. С. 116 - 117.

системе общества, выделяются доминирующие, авторитетные, маловлиятельные, правящие, оппозиционные, легальные, нелегаль­ные политические партии. В зависимости от отношения членов партии к своим лидерам бывают харизматические, традиционные и рациональные политические партии. Существуют и иные типы политических партий1. Каждая политическая партия в реальной жизни может относиться к различным типам.

Общественная практика XIX - начала XXI в. свидетельству­ет что современное общество не может эффективно функцио­нировать и развиваться без политических партий, которые яв­ляются необходимой частью политической жизни, находятся в разнообразных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой и другими субъектами политики, активно включены в общий социальный процесс. Политические партии, функционирующие в обществе, образуют партийную систему,оказывающую су­щественное влияние на организацию и осуществление государ­ственной власти в обществе, ее эффективность. Партийная система - это совокупность политических партий и межпар­тийных связей, сложившихся и функционирующих в политиче­ской жизни общества, в механизме организации и осуществле­ния государственной власти.

В современных условиях существуют различные типыпар­тийных систем. Наиболее распространенным критерием их клас­сификации является количество партий, функционирующих в политической жизни общества. В соответствии с ним выделяются одно-, двух- и многопартийная системы.

Однопартийная система означает, что политическая жизнь общества определяется одной партией, обладающей монополией на государственную власть. Функционирование других полити­ческих партий и партийных групп допускается, но их участие в политическом процессе носит формальный, декларативный ха­рактер. Ярким примером однопартийности являются партийные

См.: Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. С. 396 - 399; Мухаев Р. Т. Политология. С. 262 и др.

системы в бывшем СССР, а в настоящее время - на Кубе, в КНДР, Китае. Однопартийная система складывается, как прави­ло, при тоталитарных или жестко централизованных авторитар­ных политических режимах.

Двухпартийная система характеризуется тем, что в обществе существует две сильные политические партии, ведущие между со­бой борьбу за государственную власть и периодически сменяющие друг друга на вершине власти. Другие политические партии в борьбе за власть либо объединяются с одной из этих партий в коа­лицию, союз, либо занимаются просветительской деятельностью а иногда проводят на выборах небольшое количество своих канди­датов в депутаты парламента. Современная двухпартийная система может быть как совершенной, так и несовершенной. Совершенная двухпартийная система характеризуется тем, что каждая из веду­щих политических партий в обществе может одержать победу на выборах без поддержки других маловлиятельных партий и союза с ними. Подобная партийная система сложилась в США, Велико­британии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Несовершенная двухпартийная система проявляется в том, что прийти к власти крупные политические партии могут только в союзе, коалиции с мелкими партиями. Она существует, например, в Германии, Швеции. Двухпартийная система обеспечивает аль­тернативность политического процесса, противоборство офици­альной и оппозиционно-критической линии в политике, стабиль­ность политической системы общества.

Многопартийной считается система, состоящая из трех и бо­лее равновлиятельных в обществе политических партий, пред­ставляющих интересы различных социальных групп и имеющих примерно одинаковые возможности в борьбе за завоевание и осуществление государственной власти. При этом для обеспече­ния успехов в политической борьбе партии часто образуют коа­лиции и блоки, заключают межпартийные союзы. Многопартий­ная система в современных условиях может быть как неполяри-зованной, так и поляризованной, а также системой с домини­рующей (господствующей) партией.

Неполяризованная партийная система состоит, как правило, из множества равных по общественному влиянию мелких партий, характеризуется организационно-политической раздробленно­стью, отсутствием ярко выраженных идейно-политических по­люсов. Такая система имеется в Бельгии, Дании, Нидерландах, Финляндии, некоторых странах Латинской Америки. Поляризо­ванная партийная система представляет собой такое образование, в котором группы партий противостоят друг другу в политиче­ском процессе. Эти группы формируются вокруг 2-3 влиятельных партий на основе определенных идейно-политических ценностей, позиций и действий, единых общественно-политических ориен­тиров. Чаще всего встречаются устойчивые политические блоки «правых», «левых» партий и соответствующие им коалиции, хотя нередко возникают и другие партийные «полюса». В качестве примера поляризованной многопартийной системы можно при­вести партийные системы Италии и Франции.

Многопартийная система с доминирующей партией - это система, в которой среди образующих ее партий одной из них по различным обстоятельствам (победа на выборах, социальная база, численность и т.д.) принадлежит ведущая роль. Эта роль позво­ляет ей оказывать существенное влияние на деятельность других политических партий и субъектов политики, на политический курс государства. Многопартийные системы с доминирующей партией функционируют в Японии, Испании, Норвегии, Индии. Многопартийная система больше, чем другие партийные систе­мы, отвечает принципам политического плюрализма, характери­зуется разнообразием идеологий. Кроме одно-, двух- и многопар-тайной систем, в политологической литературе выделяются и другие типы партийной системы, например полутора- и двух с половиной партийные системы.

По характеру межпартийных отношений выделяются конку­рентная и неконкурентная, а по устойчивости партийной струк­туры и межпартийных отношений - неустойчивая (переходная) и стабильная партийные системы.

Формирование и функционирование того или иного типа партийной системы зависят от стабильности социальной стоук туры общества, активности граждан и развития их политической культуры, типа политического режима, содержания и характера электорального процесса. А эффективность и социальная значи­мость партийной системы определяются тем, насколько государ­ственные органы проявляют внимание к потребностям и нуждам населения, учитывают при принятии политических решений ин­тересы различных социальных групп и слоев.

Политические партии и партийные системы современного об­щества характеризуются спецификой своей организации и функ­ционирования, обусловленной социально-политической средой их существования. Строительство, развитие и функционирование по­литических партий и партийной системыв современной Рос­сииосуществляются в условиях глубоких социально-экономичес­ких, политических и духовно-нравственных преобразований и из­менений, происходящих в российском обществе с конца 80-х гг. XX в. Под их влиянием в политической жизни России была раз­рушена однопартийная система, подорвано монопольное господ­ство КПСС, произошел ее распад. Формально-юридический про­стор для активизации отечественного партийного строительства открыло закрепленное в п. 3 ст. 13 Конституции Российской Феде­рации положение: «В Российской Федерации признаются полити­ческое многообразие, многопартийность». В 90-е гг. прошлого ве­ка в российском обществе возникло большое количество партий, начала складываться многопартийность.

Характерными особенностями формирования и развития по­литических партий и многопартийности в России стали их неус­тойчивость, противоречивость, упадок и распад старых и возник­новение новых политических партий, их противостояние, перма­нентная идейно-политическая трансформация, образование и распад разного рода межпартийных блоков и коалиций, особая лояльность одних и жесткая оппозиция других политических партий к сложившемуся политическому режиму. В последнее десятилетие прошлого века в России были периоды, когда, по разным подсчетам, в политической жизни действовало более 80 политических партий1. Кроме двух-трех (Наш Дом - Россия, КПРФ, ЛДПР), это были в основном мелкие, маловлиятельные политические партии со слабой социальной базой, созданные под лидера, под выборы.

Большинство образовавшихся российских партий не имело четко проработанных программных документов, устойчивых политико-идеологических ценностей, ориентировалось на теку­щие политические цели, частные политические интересы, не выполняло роль представителей и защитников интересов своих сторонников и союзников в органах государственной власти. Политические партии отличались широким спектром идеологи­ческих и идейно-политических ориентации, частой их сменой, слабо влияли на политическую жизнь общества. Партийные фракции в Государственной Думе были крайне неустойчивы, практически не являлись институтом представительства интере­сов. От 30 до 50% депутатов Государственной Думы созывов 1993, 1995 и 1999 гг. меняли свои политико-идеологические пристрастия и партийную принадлежность, переходили из од­ной партийной фракции в другую2.

Определенная стабилизация экономической и социально-политической обстановки в российском обществе в начале XXI в., принятие в 2001 г. Федерального закона «О политиче­ских партиях» и другие факторы вызвали в последнее время не­которые положительные тенденции в функционировании и раз­витии политических партий и многопартийности в России. Уси­лился процесс объединения и интеграции мелких политических партии, активизировалась институционализация отдельных пар-тии как самостоятельных субъектов политики. Происходит упо­рядочение и структурирование политических партий на пути формирования национальной модели российской многопартий­ности, наиболее полно отвечающей политическим традициям

2См.: Ирхин Ю.В. Политология. С. 404. См.: Мухаев Р. Т. Политология. С. 269.

российского общества, его современному состоянию и перспек­тивам развития.

Из возможных вариантов развития российской многопартий­ности, по мнению отечественных ученых и известных политиков наиболее вероятны: многопартийная система с доминирующей партией - «партией власти»; бипартийная система с двумя доми­нирующими партиями родственной или близкой ориентации, ко­торые периодически сменяют друг друга у власти; многопартий­ная конкурентная система, где отдельные организационно и идейно сложившиеся партии образуют блоки и коалиции для участия в выборах и работы в законодательных и исполнитель­ных органах государственной власти. Укрепление политических партий, формирование устойчивой партийной системы в России являются «эликсиром» жизнеспособности российского общества, его демократизации и стабильности, повышения эффективности российской государственной власти.

Политические партии и партийные системы взаимосвязаны со всеми другими институтами общества, в том числе и с во­оруженными силами государства. На практике, учитывая осо­бую роль вооруженных сил в системе политико-властных отно­шений, в борьбе за завоевание, использование и удержание го­сударственной власти, существуют три основные модели от­ношений армии и политических партий: плюралистическая партизация армии; полная или жесткая департизация армии; частичная департизация армии. Модель «плюралистической пар-тизации армии» допускает партийную пропаганду в вооружен­ных силах, создание в них партийных организаций и структур. В современных условиях такая модель отношений политических партий и вооруженных сил практически не существует, модель «полной или жесткой департизации армии» предполагает мак­симальную изоляцию вооруженных сил от влияния политиче­ских партий. Не допускаются создание в воинских частях и под­разделениях партийных структур, партийная пропаганда и аги­тация, политические права военнослужащих ограничиваются. Эта модель распространена в странах с переходными политическими системами, в периоды трансформации политических ре­жимов. Модель «частичной департизации армии» заключается в том, что полный запрет на создание в воинских частях и под­разделениях партийных структур, ведение партийной пропаган­ды и агитации сочетаются с предоставлением военнослужащим определенных политических прав и свобод как гражданам стра­ны, права на установление контактов с политическими партия­ми в неслужебное время. Такая модель отношений вооружен­ных сил и политических партий существует в большинстве со­временных демократических стран, в том числе и в России. Взаимоотношения армии и политических партий в любом обще­стве регулируются конституцией страны, другими законами и нормативно-правовыми актами государства.

Политические партии выполняют важную роль в политиче­ской жизни общества, механизме организации и функционирова­ния государственной власти, во взаимоотношениях государства и гражданского общества. В политическом процессе они тесно взаимодействуют с общественно-политическими организациями и движениями, деятельность которых в современных условиях оказывает все возрастающее влияние на политику и государст­венную власть.

Наши рекомендации