Iii. 7. тридентский собор (1545-1563)
Постановление о канонических книгах
Святой вселенский Тридентский собор, законно собранный в Духе Святом, под председательством трех легатов апостольского престола, имея постоянно в виду, чтобы по исправлении ошибок сохранилась в Церкви чистота Евангелия, которое, после того как оно было обещано пророками в Священном Писании, Господь наш Иисус Христос Сын Божий сначала Сам объявил устно, а затем через Своих апостолов заповедал проповедовать всякому созданию, как источник всякой спасительной истины и нравственного наставления; находя, что эта истина и наставление содержатся в священных книгах и неписаном предании, которое, будучи принято апостолами из уст Самого Христа, или же от самих апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, дошло до нас, как бы записанным; следуя примерам православных отцов, собор с одинаковым благоговением и уважением принимает и почитает все книги, как Ветхого, так и Нового Завета, так как автором тех и других является один Бог, а также предания, относящиеся как к вере, так и к нравственности, как устно принятые от Христа, так и внушенные от Духа Святого и непрерывно сохранявшиеся в католической Церкви. Собор настоящим декретом постановил составить список священных книг, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнения относительно того, какие книги приняты самим собором.
Таковы нижеследующие книги Ветхого Завета: Пятикнижие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иосии, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры и вторая, называемая Неемии, Товия, Юдифь, Эсфирь, Иов, Псалмы Давида (150 псалмов), Притчи Соломоновы, Екклези-аст, Песни Песней, Премудрости, Екклезиастик, Исайи, Иеремии и Варуха, Иезекииля, Даниила; 12 младших пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; первая и вторая книги Маккавеев. Нового Завета: четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния святых Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнадцать посланий апостола Павла к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Ко-лоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Петра, три апостола Иоанна, одно апостола Иакова, одно апостола Иуды и Апокалипсис* апостола Иоанна. Если же кто-либо не будет считать святыми и каноническими эти книги в целом и во всех их частях, как обычно они читаются в католической Церкви и имеются в древнем латинском издании Вульгаты, и если вполне сознательно будет относиться с презрением к вышеупомянутому преданию, да будет анафема*.
Постановление о Таинствах
I. Если кто-либо скажет, что не все Таинства Нового Завета были установлены Господом нашим Иисусом Христом, или же, что Таинств больше или меньше, чем семы, т.е. крещение, миропомазание* (конфирмация*), причащение, покаяние, елеосвящение*, священство* и брак, или же, что какое-либо из этих семи Таинств не есть истинное и действенное Таинство, — да будет анафема.
II. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не отличаются от Таинств Ветхого Завета, а только церемонии и внешние обряды другие, — да будет анафема.
III. Если кто-либо скажет, что эти семь Таинств настолько равны между собою, что ни в каком отношении одно не достойнее другого, — да будет анафема.
IV. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не являются необходимыми для спасения и излишни, и что без них или без исполнения их люди одной верой достигают от Бога милости оправдания, и каждому человеку все Таинства не являются необходимыми, — да будет анафема. >/*
V. Если кто скажет, что Таинства были установлены только ради поддержания веры, — да будет анафема.
VI. Если кто скажет, что Таинства Нового Завета не содержат в себе благодати, которую они обозначают, или же, что они не сообщают благодати и принимаются верой в благодать и правду только как внешние символы и внешние проявления христианского исповедания, которыми у людей верные отличаются от неверных, — да будет анафема.
VII. Если кто скажет, что этими Таинствами не сообщается, насколько то зависит от Бога, благодать всегда и всем, если даже они принимаются согласно обрядовому чину, но лишь иногда и лишь некоторым, — да будет анафема.
VIII. Если кто скажет, что эти Таинства Нового Завета сами по себе не сообщают благодати, но что для достижения благодати достаточно одной веры в Божественное обещание, — да будет анафема.
IX. Если кто скажет, что в трех Таинствах — крещении, миропомазании и священстве — душа не получает особой печати, но что характер души представляет собой некий духовный и неизменяемый признак, которого Таинства не могут коренным образом преобразить, — да будет анафема.
X. Если кто скажет, что все христиане имеют власть проповедовать и совершать все Таинства, — да будет анафема.