Iii. 7. тридентский собор (1545-1563)

Постановление о канонических книгах

Святой вселенский Тридентский собор, законно собран­ный в Духе Святом, под председательством трех легатов апостольского престола, имея постоянно в виду, чтобы по исправлении ошибок сохранилась в Церкви чистота Еван­гелия, которое, после того как оно было обещано проро­ками в Священном Писании, Господь наш Иисус Хрис­тос Сын Божий сначала Сам объявил устно, а затем че­рез Своих апостолов заповедал проповедовать всякому со­зданию, как источник всякой спасительной истины и нрав­ственного наставления; находя, что эта истина и настав­ление содержатся в священных книгах и неписаном преда­нии, которое, будучи принято апостолами из уст Самого Христа, или же от самих апостолов, говоривших по вну­шению Духа Святого, дошло до нас, как бы записанным; следуя примерам православных отцов, собор с одинаковым благоговением и уважением принимает и почитает все кни­ги, как Ветхого, так и Нового Завета, так как автором тех и других является один Бог, а также предания, относящи­еся как к вере, так и к нравственности, как устно при­нятые от Христа, так и внушенные от Духа Святого и не­прерывно сохранявшиеся в католической Церкви. Собор настоящим декретом постановил составить список священ­ных книг, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнения относительно того, какие книги приняты самим собором.

Таковы нижеследующие книги Ветхого Завета: Пятикни­жие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иосии, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры и вторая, на­зываемая Неемии, Товия, Юдифь, Эсфирь, Иов, Псал­мы Давида (150 псалмов), Притчи Соломоновы, Екклези-аст, Песни Песней, Премудрости, Екклезиастик, Исайи, Иеремии и Варуха, Иезекииля, Даниила; 12 младших про­роков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея На­ума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; пер­вая и вторая книги Маккавеев. Нового Завета: четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния свя­тых Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнад­цать посланий апостола Павла к Римлянам, два к Корин­фянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Ко-лоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Пет­ра, три апостола Иоанна, одно апостола Иакова, одно апостола Иуды и Апокалипсис* апостола Иоанна. Если же кто-либо не будет считать святыми и каноническими эти книги в целом и во всех их частях, как обычно они чита­ются в католической Церкви и имеются в древнем латин­ском издании Вульгаты, и если вполне сознательно будет относиться с презрением к вышеупомянутому преданию, да будет анафема*.

Постановление о Таинствах

I. Если кто-либо скажет, что не все Таинства Нового Завета были установлены Господом нашим Иисусом Хри­стом, или же, что Таинств больше или меньше, чем семы, т.е. крещение, миропомазание* (конфирмация*), прича­щение, покаяние, елеосвящение*, священство* и брак, или же, что какое-либо из этих семи Таинств не есть ис­тинное и действенное Таинство, — да будет анафема.

II. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не отличаются от Таинств Ветхого Завета, а только цере­монии и внешние обряды другие, — да будет анафема.

III. Если кто-либо скажет, что эти семь Таинств настолько равны между собою, что ни в каком отношении одно не достойнее другого, — да будет анафема.

IV. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Заве­та не являются необходимыми для спасения и излишни, и что без них или без исполнения их люди одной верой до­стигают от Бога милости оправдания, и каждому челове­ку все Таинства не являются необходимыми, — да будет анафема. >/*

V. Если кто скажет, что Таинства были установлены только ради поддержания веры, — да будет анафема.

VI. Если кто скажет, что Таинства Нового Завета не содержат в себе благодати, которую они обозначают, или же, что они не сообщают благодати и принимаются верой в благодать и правду только как внешние символы и вне­шние проявления христианского исповедания, которыми у людей верные отличаются от неверных, — да будет анафе­ма.

VII. Если кто скажет, что этими Таинствами не сооб­щается, насколько то зависит от Бога, благодать всегда и всем, если даже они принимаются согласно обрядовому чину, но лишь иногда и лишь некоторым, — да будет ана­фема.

VIII. Если кто скажет, что эти Таинства Нового Заве­та сами по себе не сообщают благодати, но что для дос­тижения благодати достаточно одной веры в Божественное обещание, — да будет анафема.

IX. Если кто скажет, что в трех Таинствах — креще­нии, миропомазании и священстве — душа не получает особой печати, но что характер души представляет собой некий духовный и неизменяемый признак, которого Таин­ства не могут коренным образом преобразить, — да будет анафема.

X. Если кто скажет, что все христиане имеют власть проповедовать и совершать все Таинства, — да будет ана­фема.

Наши рекомендации