Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Эпоха Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия была 1ой державой Европы, то по экономике она отставала в своем развитии. Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования. Во многом это объясняется позицией государства, отказывавшего в средствах промышленникам. И все же Россия 19 столетия приобретала новые черты. Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запада, становилось все ощутимее. Экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и более противоречивыми. Формируется новый класс – буржуазия (арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, мануфактур, купечество) Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. Была разрешена свободная купля продажа незаселенной земли. Помещик и получили право на освобождение крестьян за выкуп. Крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы. Династия Морозовых, которым принадлежали первая русская хлопчатобумажная фабрика и много других текстильных мануфактур, была основана выходцем из крестьян Саввой Васильевичем Морозовым, купившим свободу за 17 тыс. рублей. Вишняков основал Общество распространения коммерческого образования, которое сначала учредило в Москве бухгалтерские курсы, затем коммерческое училище, и наконец коммерческий институт (РЭУ). Промышленное развитие страны в те годы было затруднено крепостничеством, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных не был производительным, что сдерживало технический процесс. Во многом развитию экономики препятствовало и плохое состояние дорог. Однако даже в этих условиях в начале 19 века в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих, для России новый класс, уже приближалось к 1 млн. человек. Хотя в России в начале 19 в. продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась аграрной страной. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. Он был молод, честолюбив и не чужд либеральных идей. В его правление помещикам было запрещено торговать крестьянами на ярмарках. Ссылать их на каторгу. Отменяется крепостное право в Прибалтике. Начинается работа над общим планом ликвидации крепостного права. 1) Аракчеев – идея продажи государству помещичьих имений, а отсюда возможность помещикам избавится от долгов и стимулировать их к переводу своих хозяйств на рациональную основу, использовать наемных рабочих, сдавать земли в аренду. 2) Комиссия Гурьева. Отход от общины, перевод сельского хозяйства на фермерский путь развития. 3) В еще большей степени элементы рыночных отношений в экономике России присутствовали в проектах М.М. Сперанского. Он связывал будущее экономического развития России с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль. Сперанский большое значение придавал регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими реформами всемерно укреплял самодержавие. Ликвидацию крепостного права не считал первостепенной задачей. Все это, несомненно, снижало эффективность его реформаторской деятельности.
В 1802 году начались некоторые изменения в системе организации власти. Взамен Петровских коллегий были введены министерства. Министры назначались императором и фактически были ответсвенны только перед ним. 1 января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет. Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; но ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти. Права Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких вопросов государственного управления не решал. Пост главы Сената стал занимать министр Юстиции. Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский. Образовалось 12 министерств вместо 8. Отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами было устранено. Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Под руководством Новосильцева в строжайшей секретности начинается работа над проектом конституции. Он был подготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, но не был обнародован из-за сопротивления дворянства.
Итак, возникшая в начале 19 века возможность более быстрого движения России к мировой цивилизации была упущена. Ни правительство, ни общество еще не были готовы к решительному повороту страны в новом направлении, хотя объективная потребность в этом ощущалась и самодержавием, и обществом. К середине 19в отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло.