Отметьте на контурной карте территорию Кыпчакского ханства. Назовите племена западного объединения кыпчаков.

Отметьте на контурной карте территорию Кыпчакского ханства. Назовите племена западного объединения кыпчаков. - student2.ru

Кыпчаки состояли из двух групп: западной и восточной. Западное объединение кыпчаков, занимавшее земли от Волги до Днестра, включало 11 племен(ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др.),а также огузы, кимаки и другие тюркские племена.

Билет № 22

• Педагог-просветитель казахского народа Ыбрай Алтынсарин.

Ыбрай Алтынсарин (1841-1889)- выдающийся педагог-просветитель. Он родился в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Кустанайская область). С 1844 года, после смерти отца, Ибрай воспитывался у своего деда Балгожи Жанбуршина,бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

В 1857 году Ыбрай окончил с золотой медалью школу при Оренбургской пограничной комиссии. Во время учебы он сблизился с известным востоковедом В. Григорьевым. После окончания школы Ы. Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи, а затем младшим переводчиком в Оренбургском областном правлении.В 1860 году ему было поручено открыть школу-интернат для казахских детей в Оренбургском укреплении под Тургаем (ее торжественное открытие состоялось 8 января 1864 года). В 1864 году Ибрая назначили учителем русского языка открытой им школы-интерната. В 1879 году Ы. Алтынсарин был назначен инспектором школ (народных училищ) Тургайской области. Одним из направлений яркой деятельности И. Алтынсарина была организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. При его активном содействии были открыты двухклассные русско-казахские школы в Илецком, Николаевском, Тургайском, Иргызском уездах. Ы. Алтынсарин является основоположником женского образования в крае: в октябре 1888 года он открыл школу-интернат для казахских девочек в городе Ыргызе (Иргизе). После его смерти женские школы были открыты в Кустанае, Тургае, Карабутаке, Актюбинске. Также он занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением своего времени. Перед смертью Ы. Алтынсарин завещал принадлежавшие ему земельные участки в пользу открываемой в Кустанае сельскохозяйственной школы.Ы. Алтынсарин написал два учебных пособия для русско-казахских школ: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». Ибрай был также ученым этнографом, собирателем устного творчества казахского народа. В своем рассказе «Кыпчак Сейткул» И. Алтынсарин поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства.

2. Определите условия жизни городских жителей на примере жилых и хозяйственных помещений XI-XII века.

В Х-ХІІ вв. наблюдается рост числа городов развитие оседлой культуры на территории Казахстана. В раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, во второй половине средневековья число городов в Южном Казахстане увеличилось до 37. Развитие городов в средневековье привело к росту спроса производственных товаров. В результате в городах появились множество мастерских. В городе Отрар, Тараз и Талгар были мастерские по изготовлению керамических посуд. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня. Поселения постепенно превращались в города. Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращая их в крепости. Развитие гончарного дела привело к изобретению производства стекла. В городах Отрар, Тараз и Туркестан найдена стеклянная посуда, относящаяся к X веку. Она изготавливалась путем выдувания, некоторые стеклянные изделия отливали в специальной форме. Стеклодувы также производили оконное стекло. При раскопках захоронения тюркской эпохи близ Алматы был найден боевой лук, искусно отделанный костяными пластинками. В городе Талгарнайдены шахматные фигуры и булавки из кости.

• Охарактеризуйте политическую программу партии «Алаш».

Программа "Алаш" была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казах" 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации "автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах". Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия "Алаш" ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов.

Билет № 23

• Развитие промышленности в Казахстане во второй половине XIX века.

Во 2-ой половине XIX в. шахты и рудники были в руках русских купцов и промышленников.
К началу XX в. большинство промышленности оказалось в руках иностранцев. В 1833 г. одним из первых карагандинский уголь открыл А.Байжанов. Первооткрывателем многих рудных месторождений Прииртышья и Центрального Казахстана был рудоискатель и маркшейдер Косым Пшенбаев. Им было совершено открытие Экибастузского месторождения угля (1867 г.) и Майкайынского месторождения полиметаллов (1895 г.). Он работал наемником у павлодарского купца-миллионера А.И.Дерова. Российские предприниматели за бесценок скупали у местного населения богатейшие месторождения. В 40-х гг. XIX в. купцы Н. Ушаков и А. Рязанов купили у казахов Карагандинские угольные месторождения. Ими же куплены Успенское медное месторождение, районы Жезказгана и Спасско-Воскресенского медного рудника. Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых: За 255 рублей было продано купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля;Саранское - за 114; Джезказганское месторождение меди - за 100 рублей. Однако русские предприниматели не имели достаточного знаний современных технических средств и опыта для работы с промышленностью. Поэтому они стали продавать месторождения иностранцам. К началу XX в. большинство шахт и рудников Казахстана оказались у иностранцев, т.к. их поддерживали русские чиновники. Акционерное общество «Спасские медные руды», образованное в 1904 г. в Лондоне, скупало у русских купцов месторождения Казахстана. В 1904 г. богатые месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска были приобретены австрийцами. В 1906 г. в Лондoне было образовано акционерное общество «Атбасарские медные копи», которое активно скупало рудники Жезказгана. Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа. К началу XX в. держателями большинства акций горнодобывающей промышленности Казахстана были граждане из Европы и США. К началу XX в. добыча казахстанской нефти находилась в основном в руках у англичан. К 90-м г. относится возникновение первой нефтепромышленной компании на Эмбе.
В 1911 г. англичане начали добычу нефти на Эмбе. Доходной отрасльютгорной промышленности была добыча золота: За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Среди золотопромышленников преобладали татарские и русские предприниматели.
В начале XX в. в Усть-Каменогорском уезде работали 50 золотых приисков. На рубеже XIX-XX вв. распространяются предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, их особенностью было малочисленность рабочих. В 1867 г. Баскунчакское предприятие произвело около 55 тыс., а в 1900 г. - свыше 20 млн. пудов соли. Последствия проникновения иностранного капитала в край:
За счет хищнической эксплуатации рудники и шахты приходили в упадок. Техника практически не обновлялась. Сырье уходило за пределы Казахстана. Местное население никаких дивидендов (прибыли) не получало. Обрабатывающая промышленность, заводы и фабрики в городах были еще маломощными и плохо оснащенными. В конце XIX в. возникают крупные - с числом работников в 300-400 человек - предприятия. Среди них - Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Экибастузский, Риддерский рудники. Таким образом, крупные промышленные центры были куплены зарубежными предпринимателями. Формирование национальной торгово-промышленной буржуазии и наемных рабочих. Процесс разложения кочевого и полукочевого хозяйств привел к тому, что в регионе началось формирование новых социальных слоев - наемных рабочих (жатаков) и баев.
На рубеже XIX-XX вв. некоторые баи, наделенные чинами, стали заниматься предпринимательством, в Степи их называли баи-саудагеры. Некоторые скотопромышленники имели свои заводы - салотопенные и маслодельные.
Волостной управитель Караоткельской волости Павлодарского уезда А.Казангапов жертвовал много денег беднякам, мечетям и школам. Предприниматель Б.Шокабасов построил в Павлодаре мечеть. Бай из Томской губернии Нурекен внес значительный вклад в строительство гостиницы в Мекке, где останавливались казахи-паломники. Нурекен - крупный арендатор земель в Алтайском горном округе. Несколько раз совершил хадж в Мекку.

• Определите, соответствовала ли Советская идеология принципам демократии.

Демократия — это политическая система, в которой политическая властьосуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

Принципы демократии:

• принцип народного суверенитета,согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

• свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

• участие гражданв управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

• конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

• наличие оппозиции,которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство

• принцип разделения властей,в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

Советская идеология формировалась на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Согласно этой идеологии, вся история человечества, начиная с разложения первобытной общины, есть история борьбы трудящихся: рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и капиталистов. Все довольно просто - трудящиеся производят материальные блага, паразиты себе их присваивают, лишая трудящихся продуктов их же собственного труда, по праву частной собственности. Таким образом, источник исторического процесса — материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производственные силы, которые, в свою очередь порождают новые экономические формы и складывающиеся в них общественные отношения. Это вызывает необходимость перемены или лучше сказать слома в ходе революционных перемен устаревших политических и идеологических форм государства и культуры.

Наши рекомендации