Заполните схему «Последствия восстания 1916 года в Казахстане».
Национально-освободительное движение в 1916 году в ходе, которого были созданы структуры власти, вооруженные силы, по масштабности, охвату участников и последствиям представляло апогей освободительного движения за весь период колониального угнетения в составе Российской империи. А.Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало хозяйство... кто не борется, не рвется к победе – никогда не достигнет свободы...»
Билет № 3
• Абылай хан – выдающиися государственный и политический деятель.
Абылай-полководец и политический деятель. Восстановить территориальную целостность Казахстана в XVIII веке удалось хану Абылаю. Абылай (Абилмансур) - сын султана Среднего жуза Уали родился в 1711 году. Дед Абылая был правителем города Туркестан (имел грозное прозвище «Кровопийца»). Абылай в юности носил прозвище «Сабалак», за то что умел выходить победителем из затруднительных ситуаций. Существует легенда, что в детстве Абылай, оставшись рано сиротой, недалеко от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 году пас верблюдов у Толе-бия.
Абылай активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков с 15 лет. Понимая, что главной опасностью для Казахского ханства являются джунгарские нашествия, он придерживался пророссийской ориентации. Активное участие Абылая в военных действиях против джунгар давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией. В 1743 году он был освобожден из джунгарского плена, благодаря упорному заступничеству царских властей (попал вплен в 1742 году). Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посолъство майора Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года. Как мудрый политик, султан Абылай сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Весной 1756 года в казахские земли вторглись китайские войска. На помощь Абылаю, в борьбе с китайской агрессией прибыл со своим отрядом султан Младшего жуза Ералы. В 1757 году китайская армия под командованием Фу Дэ и Яжао Хой снова вторглись в пределы Казахстана, создав угрозу для горнодобывающих предприятий и иртышских крепостей.
В том же году Абылай отправил посольство в Пекин во главе с Абулфайызом, сыном хана Среднего жуза Абулмамбета. В 1760 году маньчжуро-цинские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, запретили кочевать к востоку от реки Аягуз.
В целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай в 1757-1760 годах принял в Пекине подданство Китая и в 1762 году подтвердил Екатерине II россйиское подданство. Приняв подданство обеих соседних империй, Абылай фактически не одной из них не подчинялся, проводя политику в интересах своего народа. В результате Китай отказался от похода в Туркестан и Самарканд.
Значительное место во внешней политике Абылая занимала Средняя Азия, где главную опасность для казахов представляло Кокандское ханство. В 70-х годах XVIII века казахи под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить ему дань. В 70-х годах XVIII века под власть Абылая перешли города Туркестан, Шымкент, Сузак.В 1770 году он нанес поражение кыргызам, положив конец их набегам на казахские земли.
Казахское ханство в период правлении хана Абылая. В 1771 году умер хан Среднего жуза Абулмамбет и согласно традиции престолонаследия ханом должен был стать его старший сын Абулфайыз. Однако султаны и главы казахских родов на съезде в Бурабае избрали ханом султана Абылая.
Формой его правления стало единовластие. Хан Абылай контролировал использование лучших пастбищных угодий через толенгутов (воинов ханской гвардии). Совет биев при хане Абылае не играл существенной роли. Во главе улусов Абылай ставил наиболее преданных ему султанов.
Знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай-хан поощрял развитие у казахов земледелия. В 1761 году в письме императрице Екатерине II он просил прислать 200-300 пудов зерна и мастеров-строителей деревянных домов. Достаточное внимание казахский хан уделял развитию торговых отношений с Цинской империей. В 1759 году в город Урумчи (Китай) прибыла торговая миссия Абылая. В конце XVIII века с Цинской империей вели торговлю около 105 тысяч казахских семей. В 1771 годуу реки Эмбы было сокрушительное сражение с калмыками по завершениюШанды жорык.
Российское правительство 24 мая 1778 года утвердило Абылая ханом лишь Среднего жуза. Абылай отказался приехать в Оренбург для вручения ему символов ханской власти, и грамота Екатерины II была доставлена в его родной аул.
Поэт Татикара и жырау Умбетей в своих произведения прославляли мудрость и величие Абылая. Он сам был автором нескольких кюев. Большое влияние на Абылая оказывал его советник, знаменитый Бухар-жырау.
Абылай-хан скончался осенью 1781 года и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Он был единственным казахским властелином, которого народ еще при жизни называл «аруах» («воплотивший дух»).После смерти Абылая ханом Среднего жуза был избран его сынУали(Вали). Правнуком Абылая был известный казахский ученый Ш. Уалиханов. Об Абылае как о «властителе совершенно независимом» писал известный историк и исследователь казахских земельА. Левшин
• Объясните, почему в эпоху палеолита доминировал матриархат.
В благоприятном климате с изобилием растительной пищи первые люди продолжали жить в условиях матриархата с раздельным существованием материнско-детских стад от мужчин, что способствовало появлению на свет потомства в благоприятный сезон. Женщины выполняли большую часть работы. На территориях с более суровым климатом со скудными ресурсами растительной пищи, но изобиловавшими крупной дичью, кочевали группы, где главенствующую роль занимал мужчина. Антропогенез был возможен только в женских коллективах, которые могли быть достаточно многочисленны на территориях богатых разнообразной растительной пищей. Группы мужчин-охотников, напротив, были малочисленны. Использование огня - важное достижение архантропов. Женщину справедливо называют хранительницей домашнего очага. Сохранить огонь можно было только в условиях близких к полуоседлости, которые были возможны только в некоторых материнско-детских группах. Маленькие группы охотников-мужчин обходились, скорее всего, без огня. Со временем женщины научились добывать огонь, после чего он стал доступен мужчинам. Используя огонь, люди смогли освоить территории с холодным климатом. Женщины матриархальных кланов могли спариваться в определенное время года не только с мужчинами своей популяции, но и с представителями патриархальных общин.