Государство надир-шаха афшара.
Придя к власти, Надир-шах не дал стране обещанного мира. Все его усилия оказались обращены на организацию новых походов и войн с целью восполнить опустошенную государственную казну и примирить феодальную кочевую и оседлую знать с новой династией. Под предлогом преследования афганцев-гильзаев, в 1739 году он совершил набег на империю Великих Моголов, где после тотального разграбления Дели и его окрестностей захватил огромную добычу. В 1739—1741 годах нападениям подверглись Синд, Бухара и Хорезм. На короткий промежуток времени возникла обширная держава, в которую помимо собственно Ирана входили Афганистан, Бухара, Северная Индия и Хива. Однако довольно скоро захватническая политика Надира перестала быть успешной. Неудачей завершилась попытка покорить в 1741—1743 годах нагорный Дагестан. Безрезультатно закончилась изнурительная трехлетняя война 1743—1746 годах с Османской империей за Месопотамию, а также предпринятые несколько раньше авантюры с целью захвата Омана и юго-восточной Аравии. Стремясь решить задачи, связанные с укреплением центральной власти, Надир изъял у духовенства большую часть вакуфных земель и перевел их в разряд государственных. Аналогичным образом он поступил и с земельными фондами отдельных кызылбашских племен. Эти действия резко озлобили против него весьма влиятельную часть феодалов. После Муганского курултая Надир попытался примирить суннитов и шиитов, но потерпел при этом фиаско: провозглашенная им уния приверженцев двух основных направлений в исламе так и осталась лишь на бумаге. Если до объединения в 1736 году страны патриотическая деятельность Надира находила среди широких слоев городского и сельского населения Ирана поддержку, то политика завоеваний и постоянных внешних войн, обернувшаяся чрезвычайными поборами и ростом налогового бремени, порождала совершенно противоположную, негативную реакцию. В первой половине 1740-х годов в Балхе, Восточной Грузии, Кермане, Луристане, области бахтияров, Хиве, Фарсе, Ширване прокатилась волна широких антиправительственных восстаний. Единство своего обширного государства, изнуренного бесконечными войнами, Надир-шах поддерживал главным образом при помощи жестокого террористического режима. В 1747 году в результате заговора афшарских, каджарских и других кызылбашских беков Надир был убит в Хорасане. Его держава, не имевшая общей хозяйственной и политической базы, быстро раскололась на несколько враждовавших между собой феодальных владений.
Зенды и Каджары.
После убийства Надир-шаха его империя распалась:
§ Афганское государство;
§ Иранский Азербайджан;
§ Восточная Грузия;
§ В Закавказье Бакинское, Карабахское, Ширванское, Дербентское ханства.
В центральном и южном Иране после ожесточенной борьбы победителем вышел вождь лурского племени зендов Керим-хан, сумевший к 1760 г. подчинить почти весь Иран кроме Хорасана. Керим-хан отказался от титула шаха и провозгласил себя только «векилем» («наместником», «регентом») государства.
§ Подъём сельского хозяйства и ремесла;
§ Начали восстанавливать ирригационную систему;
§ Снизились налоги;
§ Установил твёрдые цены на продовольствие в городах;
§ Началось новое строительство.
После смерти Керим-хана Зенда (1779) началась очередная полоса междоусобных войн. Неустойчивость политической ситуации продолжалась до конца века, хотя к этому времени шахами стали Каджары – представители северо-восточных тюркоязычных племен. Зенды (выходцы с юга) были курдами. Методы борьбы за власть были обычными для Востока: военная сила, подкупы, разорение сел и городов, физическая расправа над мирным населением и полное физическое устранение политических противников. К концу XVIII в. каджары стали одним из самых сильных племенных образований в Иране. Будущий основатель новой династии Ага-Мохаммад родился в 1741 г. После подавления восстания каджарских племен, в шестилетнем возрасте он попал в плен к Зендам, был оскоплен и брошен в тюрьму. Смерть Керим-хана привела к ожесточенной борьбе за шахский престол. В течение 15 лет Ага-Мохаммад ведет войну с Зендами. Последняя битва между Каджарами и Зендами произошла под Керманом (1794). Осада города продолжалась пять месяцев. После взятия Кермана, Каджары уничтожили большую часть его населения. Женщины и дети были отданы в рабство, двадцать тысяч мужчин ослеплено.
Первые Каджары.
Господство Каджаров длилось почти 130 лет, до 1925 года. Однако первый Каджар правил недолго. Террор и массовые казни не снискали популярности Ага-Мохаммаду. В 1797 г. он был убит в той же Грузии, предприняв вторую попытку ее завоевать.
В 1797 г. шахом стал племянник Ага-Мохаммада Фатх Али (1797-1834). В деле укрепления личной власти Фатх Али полностью придерживался политики Ага-Мохаммада. Это отразилось в первую очередь на его родственниках. Он сразу же ослепил своего дядю, а после смерти матери и своего родного брата, тем самым лишив их права претендовать на престол. Борьба за трон второго Каджара послужила плохим примером для всех последующих правителей страны. Почти все следующие шахи, занимая трон, вели открытую или тайную войну с собственными родственниками. Это свидетельствует об относительной слабости шахской власти и об отсутствии элементарной законности в стране. Вероятно, принципы престолонаследия даже в восточном варианте здесь не сложились.
Большинство государственных дел решалось первым министром – великим везиром (вазиром). Он носил титул садразама. Кроме садразама шах опирался на трех везиров, руководителей «министерств»: один везирь ведал финансами, другой руководил военным ведомством, третий – шахской канцелярией, то есть иностранными делами. Первые два ведомства традиционны для государств Востока, только появление ведомства иностранных дел было веянием нового времени.
В административном отношении Иран делился на 4 провинции и 29 (30) областей – велаетов (вилайеты). Провинции были большими административными единицами, они назывались эялеты (эйалеты). Во времена Каджаров провинциями были Иранский Азербайджан, Хорасан, Фарс и Керман. Каждой провинцией правил генерал-губернатор (вали), как правило, один из сыновей шаха (шахзаде). Иранским Азербайджаном со столицей в городе Тебризе управлял наследник престола. Генерал-губернаторы провинций сами имели везиров, чеканили монету, собирали налоги и пошлины, решали уголовные дела. Правители областей и провинций ежегодно должны были вносить определенную сумму денег в шахскую казну как часть собранных с населения налогов. В случае войны они поставляли воинов в шахскую армию. Однако этими обязательствами провинциальные власти часто пренебрегали.
Опорой шахского режима оставались бюрократия и армия. Бюрократия в Иране была слабой. Откупная система способствовала тому, что ряды бюрократии пополнялись людьми случайными, занятыми исключительно личным обогащением, а не интересами государства. Армия шаха состояла из конницы, пехоты и артиллерии. Наиболее боеспособной единицей была кавалерия-конница, она состояла из конных отрядов ханов кочевых племен. Пехота комплектовалась путем рекрутского набора и была нерегулярной частью иранской армии. Определенного срока службы пехотинцы не имели, в мирное время рекруты распускались по домам. По существу, это было крестьянское ополчение. Иранская армия времен первых Каджаров имела на вооружении ружья старого образца, отсюда и ее боеспособность была крайне низкой.
Несмотря на хозяйственную, политическую и культурную отсталость, на исходе XVIII в. Иран не являлся зависимой от европейских держав страной. Располагавшиеся исключительно на побережье и островах Персидского залива европейские торговые фактории не оказывали существенного воздействия на общественно-политическую жизнь Ирана и его международные связи.