Реформы годов Кёхо и Кансэй.

Реформы годов Кёхо— это название курса социально-экономических преобразований в Японии, которые осуществлялись во время 30-летнего правления Токугавы Ёсимунэ (1716—1745), 8-го сёгуна сёгуната Эдо. Реформы названы по девизу правления Кёхо (1716—1736 годы). Наряду с «реформами годов Кансэй» (1787—1793) и «реформами годов Тэмпо» (1841—1843) относится к трём крупнейшим реформаторским курсам периода Эдо.

К реформам годов Кёхо относятся такие реформы как:

§ Реформа валюты; упорядочение системы обмена серебра на золото, выпуск новых монет. (1717)

§ Принятие «Закона разрешения споров по договорённости». (1719)

§ Основание 47 отрядов пожарных в Эдо в связи с пожарами в городе;

§ Выдача разрешения на ввоз книг с Запада, за исключением гуманитарно-философской литературы. (1720)

§ Установка в городах «ящиков для подачи жалоб» (яп. мэясубако) д с целью получения информации о ходе реформ и настроениях населения;

§ Принятие «Запрета на продажу сельскохозяйственных земель» (отменён через два года в 1721 году).

§ Система тасидака- предусматривала снятие имущественного ценза при приёме чиновников в администрацию сёгуната.

§ Реформа здравоохранения; основание больницы Коисикава.

§ Система контрибутивного риса, которая предусматривала повышение налогов для региональных ханов с целью спасения бедняков.

§ Принятие закона, по которому устанавливался уровень дани для сёл столичного региона: одна треть урожая должна была оплачиваться не рисом, а серебром.

§ Постоянный размер дани с крестьян, который не зависел от урожайности или неурожайности определённого года.

§ Постоянный налог серебром для жителей Эдо. (1722)

§ Внедрение новой системы налогообложения, по которой 50 % урожая отдавали сёгунату, а остальные 50 % оставались крестьянам (до этого сёгунат забирал только 40 % урожая). (1728)

§ Разрешение на выращивание торговых и технических культур в крестьянских хозяйствах, при условии увеличения уплаты дани. (1735).

Реформы годов Кансэй (яп. кансэй но кайкаку) — название курса социально-экономических преобразований в Японии, осуществлявшихся в 1787—1793 годах под руководством главы центрального правительства Мацудайры Саданобу. Реформы названы по девизу императорского правления «Кансэй» (1789—1801).

Реформы Кансэй проводились после великого голода годов Тэммэй. Они характеризовались поощрением бережливости, кассацией долговых обязательств самураев, реставрацией села и сельского хозяйства с принудительным возвратом крестьян, живших в городах, запретом преподавания в правительственных школах всех предметов, кроме чжусианства (неоконфуцианство), усилением цензуры в издательском деле и насаждением конфуцианских норм морали. Реформы вызвали социально-экономический застой и, как следствие, недовольство широких слоёв населения.



  • Принятие закона о сдержанности; введение запрета на яркую и развратную одежду;(1787)
  • Закона о кассации долговых обязательств хатамото сёгунату; установление обязательных низких процентных ставок для всех ростовщиков; (1789)
  • Постановление о создании региональных хранилищ зерновых на случай голода. (1789)
  • Возвращение крестьян из городов в сёла, а также содействие переселению городских безработных в село. (1790)
  • Постановление, по которому расходы городов не должны были превышать 30 % бюджета; 70 % сохранялись на случай природных катаклизмов. (1791).

Держава Великих Моголов в ХVI – ХVII века.

Образование империи Великих Моголов.

Начало XVI в. Индия встретила в состоянии глубокой раздробленности. Делийский султанат формально продолжал существовать, но на деле его правители владели лишь жалким обломком державы. Возникшие на обломках султаната государства достигли значительного уровня экономического и культурного развития, но постоянные междоусобицы ослабляли и истощали их.

Занимавший делийский престол в 20-е годы XVI в. Султан Ибрахим не оставлял надежд вернуть отколовшихся вассалов под свою руку. Но и собственные придворные были недовольны им, в их среде возникла идея пригласить в Индию Бабура, правителя Ферганы. Бабур (1483-1530) принадлежал к династии Тимуридов. Он какое-то время правил Самаркандом, но лишился почти всех своих владений и бежал в Афганистан, где вскоре захватил власть в Кабуле. С 1519 г. он начал набеги на Индию, всякий раз увозя богатую добычу. Бабур давно мечтал о покорении Индии, но смог приступить к осуществлению этого замысла лишь в 1526 г. Итак, Бабур вторгся в Индию, захватил Панджаб и разбил султана Ибрахима, а затем занял Дели. Очень скоро пригласившие, его индийские феодалы поняли, что «этот тюрок» не собирается уходить обратно, а рассчитывает утвердиться на делийском престоле. Они объединились против Бабура, но были также разбиты. Бабур захватил еще ряд индийских земель и объявил себя их правителем, положив тем самым начало новой династии и новой империи — империи Великих Моголов.

Бабур умер в 1530 г. Он разделил владения между сыновьями, отдал Индию любимцу — Хумаюну и завещал остальным братьям подчиняться ему. Но наследники и не думали выполнять волю отца. Против Хумаюна объединились братья и мусульманские феодалы из Бенгалии и Бихара. Разбитый в двух сражениях, бездарный и безвольный Хумаюн бежал в Синд, а затем в Иран. Власть на целые 15 лет (1540— 1555) перешла в руки афганских феодалов из рода Сур. Лишь в 1555 г. Хумаюн смог вернуться на делийский престол, но вскоре умер.

Акбар и его реформы

В 1556 г. тринадцатилетним подростком на трон взошел сын Хумаюна Акбар (1542—1605), ставший подлинным основателем империи и величайшим реформатором в истории средневековой Индии. Унаследовав от отца лишь несколько разоренных войной полунезависимых провинций, Акбар смог расширить свои владения во много раз, присоединив к ним богатейшие области Гуджарата, Бенгалии, Центральной Индии и Кашмира, а также земли деканских султанатов Берара и Ахмаднагара. Акбар осуществил ряд реформ, призванных создать сильное централизованное государство. Административная реформа разделила империю на 15 провинций во главе с наместниками, которым подчинялась четкая структура налогового и судебного аппарата. Была введена единая для всей империи система мер и весов, а также календарь, причем, что крайне важно, этот календарь был основан не на догматах ислама или индуизма, а на последних достижениях астрономической науки. Исключительную важность для экономики страны имела налоговая реформа, в рамках которой поземельный налог, раньше собиравшийся в натуральной форме и доходивший до одной трети урожая, был переведен в денежную. Чтобы уплатить его, крестьяне должны были продать урожай на рынке, тем самым способствуя развитию товарно-денежных отношений в империи. При Абкаре была достигнута упорядоченность системы сбора налогов, это позволило ему содержать большую армию, завоевывать новые земли, вести значительные строительные работу и при этом не разорять страну. В конце 70-х годов падишах попытался отменить существовавшую в течение веков военно-ленную систему и жаловать за службу не землями, а деньгами. Ответом на этот шаг стали мятежи в различных провинциях, так что реформу пришлось отменить. Акбару пришлось ограничиться введением системы из 33 рангов, которые присваивались феодалам, находившимся на государственной службе. Каждому чину соответствовала цифровая градация, показывавшая, сколько всадников должен был на доходы со своих земель содержать обладатель данного чина. Акбар активно содействовал развитию ремесла и торговли, отменив ряд наиболее тяжелых пошлин с купцов и ремесленников.

Но наибольшую славу принесла ему религиозная реформа, целью которой было консолидировать правящую элиту, вне зависимости от вероисповедания. В рамках этой реформы Акбар, вопреки установлениям исламского права, отменил существовавший на протяжении всей истории Делийского султаната, крайне обременительный и еще более унизительный налог с немусульман — джизию. Впервые в истории Индии, да и всего средневекового мира, Акбар отказался делить религии на «истинную» и «ложную», а подданных и вообще людей — на «истинно верующих» и «неверных». Целью политики государства было объявлено не благо мусульман, а «мир для всех». Акбар объявил в своих владениях полную свободу вероисповедания, отменил любую дискриминацию немусульман.

Религиозная политика Акбара вызывала недовольство мусульманских феодалов и консервативной части духовенства. Они напрямую обвиняли падишаха в ереси, поднимая народ на восстания против него. На их стороне был сын и наследник Акбара Джахангир (правил 1605 -1627): взойдя на трон, он свел на нет многие начинания отца. Слабовольный и бездарный политик, он передал бразды правления своей жене Нур Джахан. Эта энергичная, умная и властолюбивая женщина была фактическим правителем страны.

При сыне Джахангира Шах Джахане (правил 1628-1657) империя достигла зенита своего могущества. Европейские путешественники восхищались невиданной роскошью придворного быта. Могольское государство вело активную завоевательную политику, присоединяя богатые земли на Декане, что давало могольскому войску огромную добычу, феодалам — новые земли, но при этом разоряло «старые» провинции империи: так в 30-е годы XVII в. страшный голод поразил Гуджарат. Ряд деканских походов армии Шах Джахана окончился неудачей, но все же Биджапур и Голконда признали себя вассалами и данниками Моголов. При Шах Джахане положение индусов в империи снова стало ухудшаться, прекратилось строительство индусских храмов и была введена джизия.

Наши рекомендации