Китай в правление династии Цин (конец ХVII – ХVIII вв.).
«Эра процветания» эпох Каньси, Юнжчен и Сяньлун.
Меры правительства привели к экономическому подъему сельского хозяйства. В чем он выразился?
§ Во-первых, китайцы осваивали и засевали целинные земли на севере и западе страны.
§ Во-вторых, переселенцы освобождались от уплаты налога на три года, что привело к росту производительности труда.
§ В-третьих, увеличивалась урожайность, на юге крестьяне собирали по три урожая риса в год, что значительно улучшило демографическую ситуацию.
§ В-четвертых, за счет увеличения числа налогоплательщиков выросли доходы государства.
Правления императора Юнчжэна (правил в 1723—1735) и его сына Цяньлуна (1735—1796) ознаменовали расцвет Империи Цин. В это время под её властью находилась территория площадью 13 миллионов квадратных километров.
Своё правление он начал стремительно. Сначала укрепил положение конфуцианских ортодоксов и исправил то, что относил на счёт вялости своего отца в последние годы — разгромил неортодоксальные секты и обезглавил уже помилованного Канси антиманьчжурского писателя. В 1723 он запретил христианство и выслал миссионеров из страны, хотя некоторым из них было позволено остаться в столице. Затем он взялся за правительство. Он расширил систему коммуникаций, существовавшую уже при его отце и доносившую до императора информацию с мест в обход бюрократической машины и создал Большой Совет, в который вошли личные советники императора и который стал де-факто кабинетом министров, коим и оставался до конца существования династии. На ключевые должности в государстве он назначил своих людей, маньчжуров и ханьцев, зависевших от его милостей и патронажа. Когда Юнчжэн понял, что финансовый кризис даже серьёзнее, чем он полагал раньше, Юнчжэн отказался от нерешительной политики своего отца по отношению к местным элитам и организовал кампанию по сбору земельного налога. Выросшие доходы использовались для выплаты «денег, чтобы кормить честность» местных чиновников, а также для финансирования ирригационных проектов, школ, дорог и благотворительности. На севере все эти реформы показали свою эффективность, но на юге и в долине Янцзы всем заправляли сложившиеся группы чиновников и крупных землевладельцев.
Юнчжэн скончался в 1735. Его 24-летний сын принц Бао стал императором Цяньлуном. Он лично возглавил военные кампании в Синдзяне и Монголии, подавлял восстания в Сычуани и действовал в Южном Китае, стремясь усилить своё влияние в Тибете. Правление Цяньлуна дало старт нескольким амбициозным культурным проектам, в том числе в это время была собрана впечатляющая библиотека.
В этот период Китай также начал страдать от перенаселения. Если в первой половине XVII века из-за гражданских войн и эпидемий рост населения был умеренным, дальнейшие мир и благополучие изменили ситуацию. Ввоз из обеих Америк новых пищевых культур, таких, как картофель и арахис, позволили обеспечить Китай продовольствием и в XVIII веке его население выросло со 100 до 300 миллионов человек. Пригодные для земледелия земли закончились, вытесняя крестьян. Цинское правительство переселяло ханьцев с севера в район реки Льяо для того, чтобы сделать землю вновь пригодной для культивирования. Бесплодная земля передавалась от ханьских сквоттеров к другим ханьцам, которые обрабатывали её для маньчжурских владельцев. Несмотря на официальный запрет, затем Цины разрешили пострадавшим от голода и наводнений ханьцам севера селиться в Маньчжурии и Внутренней Монголии и те заняли 500 000 в первой и десятки тысяч во второй к 1780-м годам. Цяньлун впустил в Монголию пострадавших от засухи ханьцев, хотя он же запрещал им проникать туда в 1740—1776. Китайцы арендовали или даже получали в собственность имперские и принадлежащие Знамёнам земли. Кроме района реки Льяо ханьцы при Цяньлуне заселили в Маньчжурии обширную территорию и к 1800 году составили большинство в её городах. Чтобы пополнить казну, правительство продавало ханьцам ранее эксклюзивно маньчжурские земли по течению реки Сунгари в начале правления императора Даогуана и к 1840-м годам ханьцы заполонили города Маньчжурии.
Система налогообложения.
Государственные земли налогом не облагались.
Вторая группа земель – это земли миньди, они составляли ¾ земельного фонда. Не совсем точно называть эти земли частными. Даже если земли категории миньди и переходили из рук в руки, с них аккуратно выплачивался налог-рента в пользу государства. Формально земли принадлежали сельской общине. Земли категории миньди можно условно разделить на две группы. Часть земель действительно принадлежала общине, то есть находилась в коллективном владении крестьян. К ним можно отнести храмовые земли, школьные и другие. На доходы с этих земель содержались храмы, школы: они использовались для поддержки обедневших членов общины. Другая часть земель находилась в индивидуальном владении китайских «помещиков» – шэньши, зажиточных крестьян и т.д. Их можно было завещать, дарить, продавать, но только с разрешения общины. С одной стороны, такое «деление» сдерживало развитие товарно-денежных отношений в деревне, с другой стороны, оно сдерживало и социальные катаклизмы. Если привычная норма нарушалась, происходил социальный взрыв.
Земли категории миньди обрабатывали крестьяне, члены общины. Кто же выступал арендодателем? Вероятно, это могла быть община в целом; арендодателями могли быть зажиточные крестьяне, которые и сами вели хозяйство, и часть земли сдавали в аренду обедневшим соседям; сдавали в аренду земли и китайские «помещики» – бывшие чиновники шэньши. Арендаторами выступали крестьяне-общинники.
Что собой представлял налог-рента? До начала XIX в. налог собирался в натуральной форме и составлял от 50 до 70 % урожая. Завершив завоевание страны, маньчжуры приступили к пересмотру ее налоговой системы. В правление императора Канси (1662-1722), была проведена перепись населения, по которой число жителей Поднебесной составляло 123 млн 100 тысяч человек. Канси отменил подушный налог и ввел единый подушно-поземельный налог, который был дифференцированным и зависел от количества и качества земли. Таким образом, в стране признавалась частная собственность на землю. Кроме того, стимулируя рост населения, правительство ограничило объем налогов и даже снизило его семьям, имеющим детей.
Города и ремесло.
Во времена династии Мин в городах проживало 10% населения страны. Фернан Бродель обращает внимание на исторически сложившуюся иерархию китайских городов, она фиксировалась в последнем слоге их названия. Например,
ФУ (СУ) – город первого ранга – центр провинции – Ганьсу;
ЧЖОУ – город второго ранга – центр области – Гуанчжоу;
ЯН (АНЬ) город третьего ранга – центр уезда – Юньнань, Учан.
Население городов было многочисленным. Так, например, в Пекине проживало около двух миллионов человек. По мнению С.Б. Сенюткина, города Цинской эпохи не являлись, по сути, центрами производства, не определяли судьбу социально-экономического развития страны. Городское население состояло из ремесленников (39%), служилой бюрократии (40%), торговцев и ростовщиков (20%). Таким образом, 60% населения городов или 6% населения страны были связаны с ремесленно-производственной деятельностью. И это, включая жен ремесленников, стариков и детей. О чем это свидетельствует?
Китайский город обслуживал, в основном, сам себя. Ремесленную продукцию покупали городские чиновники, высшие и низшие чины армии, проживающие в городе землевладельцы. Поэтому львиную долю ремесленных изделий составляли предметы роскоши: изысканная мебель, тонкая посуда, легкие нарядные ткани. Некоторые исследователи считают, что в Китае до начала XIX в. ремесло не смогло отделиться от торговли.
Ремесленные объединения.
Основной формой ремесленного объединения был цех (хан). Чтобы стать членом цеха, нужно пройти институт ученичества сроком в 5-6 лет, получить рекомендации от старшины и заплатить вступительный взнос. Цехи были скорее патриархально-семейными корпорациями, чем объединением ремесленников одной специальности. Даже профессиональные нищие имели собственные цехи, государство всячески поощряло подобные объединения нищих, ибо это упрощало систему контроля над городскими попрошайками. Кстати, чтобы стать членом такого цеха, нужно было внести значительный денежный взнос и устроить банкет для «директората» городских побирушек. Маньчжуры попытались ликвидировать цехи и заменить их существующей в китайской деревне еще со времен Конфуция круговой порукой.
Система круговой поруки.
В 1708 г. была узаконена система баоцзя. Суть ее заключалась в следующем: каждые 10 домовладений выбирали одного старшину (пай); каждые 10 пай – одного старосту (цзя); каждые 10 цзя – одного начальника (бао). Таким образом, государством санкционировалась особая форма городской и сельской общины с элементами личной несвободы. Членам общины запрещалось передвигаться ночью по улицам, ночевать в храмах, устраивать многолюдные сборища. За порядком следили начальники – бао. Для идеологической обработки населения Цины ввели институт «беседчиков». Первого и пятнадцатого числа каждого месяца «беседчики» разъясняли новые правительственные указы, напоминали правила морального поведения, а также вели записи добрых и дурных дел общинников. Институт «беседчиков» представлял собой систему тотальной слежки.