Развитие изучения стран Востока в России.

В России в XIX веке центром востоковедения стали Московский, Санкт-Петербургский и Казанский университеты.

Азиатский способ производства. Дискуссии.

Термин «азиатский способ производства» принадлежит Карлу Марксу. В 50-60-е гг. XIX в. Маркс и Энгельс выдвинули гипотезу о существовании в странах Востока до прихода европейцев особой общественно-экономической формации – АСП, главной чертой которой являлась государственная собственность на землю. В таком обществе крестьян-общинников эксплуатирует не класс отдельных собственников-феодалов, а аппарат деспотического государства в целом. Возможно, тезис об «азиатском способе производства» появился в связи с изучением Марксом экономической теории Адама Смита. Знаменитый английский экономист, объясняя разницу между рентой собственника и налогом государства, обратил внимание на то, что на Востоке этой разницы нет. То есть государство собирает налог-ренту фактически со всех держателей земли. По мнению Маркса, АСП более примитивный, чем рабовладельческий и феодальный, так как он не может обеспечить прогрессивное развитие. В дальнейшем, изучая типы общин на Востоке, Маркс обнаружил, что в странах Азии наряду с общинно-государственной существовали и другие формы собственности. Концепция АСП не получила дальнейшего развития в работах Маркса и Энгельса. В схеме общественно-экономических формаций, изложенной Энгельсом в 1884 г. не нашлось места «азиатской формации». Теория однолинейности исторического прогресса утвердилась в марксизме. На ней базировалась и советская историческая наука. Однако именно в советском востоковедении не раз проходили дискуссии об «азиатском способе производства».

В 20-е годы XX века проходит дискуссия востоковедов вокруг азиатского способа производства. В 30-е годы упрощённая марксистская схема истории. Исторический процесс – это движение от одной формации к другой. Доминировал классовый европоцентристский подход. В 50-60-е годы проходит вторая дискуссия по азиатскому способу производства.

В 50-е годы советский историк И.М. Рейснер выдвинул гипотезу об отставании Востока, основываясь на целом комплексе причин. Суть его рассуждений выглядит следующим образом. Парадокс цивилизаций Азии в древности и средние века состоял в том, что в регионе рано сложилась разделенность производства и четко выраженная специализация: земледелие; скотоводство; ремесло и обмен. Из-за разделенности производства перечисленные отрасли рано достигли сверхвысокого качества, и наступил «тупик виртуозности». Благодаря разделенности производства, по мнению И.М. Рейснера, торговля и обмен в некоторых странах Востока были развиты не хуже, а лучше, чем в Европе! Но в странах Азии лидером в обмене был не товар, а деньги. В Европе молодая буржуазия использовала деньги для создания новых и расширения старых производств. В странах Востока подобного быть не могло. Интересен вывод И.М. Рейснера о том, что высокий уровень феодальной экономики Востока уже сам в себе таил опасность застоя. Плодородие почвы, густота населения обеспечивали господствующий класс прибавочным продуктом в изобилии, и тем самым не создавали стимула для развития экономики.

Однако, полностью отойти от марксистской схемы не удалось.

В 80-е годы XX века начинаются новые изменения в исторической науке.

Причины:

· События в Афро-Азиатском регионе в 70-80-е годы. Дифференциация развития стран.

· Кризис теории и практики развития социализма советского образца.

Происходит отказ от формационного подхода. Поиск новой исторической парадигмы.

Цивилизационный подход:

· Отказ от европоцентризма;

· Множественность вариантов и типов развития того или иного общества;

· Расширение и углубление возможностей исторического развития.

В дальнейшем начинаются заимствоваться некоторые западные теории.

Периодизация курса:

· Советская историография: Новое время начинается с Английской буржуазной революции.

· Современная историография: XV-XVI века. Сближение локальных цивилизаций и культур и формирование общечеловеческой цивилизации.

· Л. С. Васильев: XIX век.

Для стран Востока периодизация не определена. Начало нового времени – период усиления интенсивности контактов между Востоком и Западом, которые в дальнейшем приводят к глубоким изменениям всех стран Востока. Мы будем рассматривать историю стран Востока с XVII века по 1914 год. Условно можно поделить на два этапа: до середины XIX века и после.

Типология цивилизаций:

В настоящее время существует около десятка определений понятия «цивилизация».

Цивилизация – социокультурная общность, сформированная на основе сверх локальных ценностей, которые сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний, это способствует преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.

Зарождение теории относят к XIV веку и связывают с именем Ибн-Хальдуна, который предвосхитил появление теорий в изучении цивилизаций. В качестве реальных основателей принято считать Данилевского, Макса Вебера, Освальд Шпенглера, Сорокина, Арнольда Тойнби.

Данилевский в своей работе «Россия и Европа» определил понятие «культурно-исторический тип». Его могут создать не все народы. Выделяются одна или две области в развитии цивилизаций. Культурно-исторический тип невозможно передать другим народам. Его могут развить только позитивные творцы истории.

Освальд Шпенглер. «Закат Европы». Основное понятие – «высокие культуры». Организационный подход к истории. Любая из высоких культур имеет свою душу. По мере развития культуры, она перейдёт в стадию умирания, то есть цивилизации. Культура может умирать очень долго.

Арнольд Тойнби. «Постижение истории». В центре его концепции – понятие «цивилизация». Для рождения цивилизации необходимо два условия: Присутствие творческого меньшинства и наличие среды, которая должна быть не слишком благоприятной, но и не слишком неблагоприятной. Цивилизация развивается по схеме вызов – ответ. Когда цивилизация не может дать ответ на вызов среды, она умирает.

Каждая из цивилизаций уникальна и имеет собственный путь развития.

Факторы, оказывающие влияние на формирование цивилизаций:

Большое влияние на образование первичных цивилизаций древности оказали природно-климатические условия. Они оказали влияние на создание определённого типа культурно-хозяйственной деятельности. Их развитие связано с чередованием временных циклов, которые оказывали влияние на формирование культуры данных этносов.

Мечников напрямую связывал возникновение цивилизаций с Великими реками.

Под влиянием первичных цивилизаций складываются большие культурные пространства. В центре страна наиболее высокой культуры. Тем наиболее интенсивно культурное напряжение. Появляются образцы различных культур, что создаёт большое многообразие внутри единого целого. Уникальность цивилизации в социокультурном факторе, стержнем которого является религиозная система. Это форма бытия человека и этноса, регулятор всех сторон жизни общества, механизм сохранения традиций. Многие современные типологии цивилизаций строятся на основе религиозной системы.

Любая цивилизация по-разному реагирует на внешние воздействия.

Типология Давида Эптера. 60-е годы XX века. Предлагал разделить все традиционные сообщества на два типа: Первый тип – основа конфуцианство. Обладают большими возможностями для выживания.

Субстанциональный тип. В основе развитая религиозная система. Эти цивилизации менее устойчивы перед лицом вынужденных перемен.

Динамика развития цивилизаций:

Восприятие цивилизаций как живого организма. Рождение – рассвет – смерть.

Карл Ясперс. Концепция осевого времени. Период между 800-200 годами до нашей эры. В этот период зарождаются мировые цивилизации, которые отличаются от великих культур Древнего мира. В эту эпоху появляется человек нового типа, это начало современной цивилизации. Цивилизация – это самоидентефицирующаяся система, которая способствует своему сохранению при самых жестоких потрясениях.

Цивилизация Востока представлена как некая целостность, которая противостоит Западной цивилизации.

Наши рекомендации