Отношения РФ с Белоруссией. Значение подписания Договора о создании Союзного государства.
Россия и Беларусь являются тесными партнёрами в экономической, политической и военных сферах. Россия и другие постсоветские государства представляют для Беларуси крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Беларуси в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией. Россия и Беларусь являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза, а также осуществляют военное сотрудничество в рамках ОДКБ (на территории Белоруссии расположен ряд российских военных объектов). Несмотря на тесную интеграцию, в отношениях между странами периодически возникают осложнения.
Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.Геополитическое и военно-стратегическое значение Белоруссии как партнёра для России обусловлено её удобным географическим положением между Россией и Западной Европой. Союз с Белоруссией позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской России. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов.
Есть противники сближения с Россией и в Белорусью. Это прежде всего националисты, а также бывший Председатель ВС Республики Беларусь С. Шушкевич.
При подготовке договора между сторонами возникли серьезные разногласия по поводу суверенитета Беларуси. А.
Лукашенко настаивал на полном равенстве сторон, на обязательном исполнении решений исполнительных органов союза на территории двух государств. В России была точка зрения, что это возможно только при создании федеративного государства.
В качестве доводов в пользу Союза, кроме политико-стратегического фактора, приводятся также историко- этнический и экономический факторы. Общность истории и культуры российского и белорусского народов прослеживается с XVIII в. и продолжалось ее развитие в СССР практически до наших дней. Объединение, по расчетам, позволит поднять экономику обеих стран приблизительно на четверть. Среди конкретных экономических выгод для России называются: улучшение транспортных возможностей, т. к. через Белорусь проходит 70 % российского экспорта-импорта; ликвидация «черной дыры», через которую утекают доходы российского бюджета от акцизов,* поставки в Россию белорусских товаров по низким ценам и другие.
Согласно Договору, задачами Союза, требующими решения в первоочередном порядке, являлись: - в политической области - выработка общих позиций по международным вопросам; содействие развитию демократии в Союзе, соблюдение и защита прав и свобод человека; - в экономической области - обеспечение динамичного экономического развития стран Союза, создание и развитие основ для единой системы хозяйствования, развитие взаимовыгодной торговли, эффективное использование экономического потенциала стран - участниц Союза.
Высшим органом является Высший Совет Союза, в который входят главы государств, правительств, руководители палат парламентов государств - его членов, а также председатель исполнительного комитета с правом совещательного голоса. Председателем Высшего Совета поочередно является один из президентов государств- участников Союза.
Парламентское собрание - представительный орган Союза. В него входят по 36 депутатов - членов парламентов стран-участниц. Местонахождением Парламентского собрания определена Москва. Исполком - постоянно действующий исполнительный орган Союза. В его состав входит равное число представителей государств- участников. Местонахождение - также Москва.
В 1997—1998 гг. был сформирован бюджет Союза, образован таможенный комитет, созданы пограничный комитет, комитет по вопросам безопасности. Многочисленные проблемы развития интеграции решались, в основном, через постоянную комиссию Парламентского собрания по экономической политике.
8 декабря 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства. 13 декабря он был ратифицирован.
Существует множество факторов, тормозящих сближение хозяйственных систем России и Беларуси и их интеграцию в целом. Среди них: - позиция Запада, не желающего усиления России на западном направлении, а также усиления славянского фактора в Европе. Необходимость противостояния США и НАТО называется в качестве одной из причин создания союза. Враждебность этих сил всячески подчеркивается и российскими, и белорусскими политиками, а также общественными деятелями и деятелями культуры. Действия российской и белорусской оппозиции; - серьезные различия в экономических моделях перехода к рынку: в России реформы направлены на создание предпринимательского класса, прежде всего крупного, в Беларуси существует модель «социально ориентированной рыночной экономики».
В. В. Путин: «Не только историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром интеграционных процессов в содружестве. В период экономического подъема для России здесь открываются новые возможности. Мы будем продолжать кропотливую работу по строительству Союзного государства с Белорусью, стимулировать дальнейшее развитие интеграционных процессов в СНГ в целом. Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в этом направлении дальше».