Корректировка политики РФ в отношениях с СНГ в XXI в., е прагматизм.
Рубеж XXI столетия ознаменовался началом нового этапа в формировании политики России в отношении СНГ. Россия - углубления двусторонних связей с государствами-членами СНГ в качестве необходимой предпосылки для дальнейшего развития интеграционных процессов. Отношения с каждым из этих государств отныне строятся с учетом ответной заинтересованности в сотрудничестве, готовности должным образом учитывать интересы России, в том числе в области безопасности и в обеспечении прав наших соотечественников.Курс на развитие двусторонних отношений со странами СНГ рассматривается Россией как необходимый этап на пути углубления многостороннего интеграционного взаимодействия. При всем многообразии интересов стран-членов СНГ их объединяет объективная заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества по ряду конкретных направлений. Так, большинство из них демонстрирует готовность совместно искать ответы на новые угрозы и вызовы – такие, как терроризм, проявления воинствующего сепаратизма и религиозного экстремизма, трансграничная организованная преступность, контрабанда наркотиков и оружия.
На заседании Совета глав государств-участников СНГ 21 июня 2000 г. (Москва) была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, а также принято решение создать в Москве, на базе ФСБ России, Антитеррористический центр государств-участников СНГ.
В настоящее время главным консолидирующим инструментом обеспечения безопасности и развития военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ является Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В 1999 году он был продлен на очередной пятилетний срок. На майской 2000 г. сессии Совета коллективной безопасности утвержден пакет принципиальных документов в рамках процесса адаптации ДКБ к новым геополитическим реалиям, что значительно усиливает, в частности, антитеррористическую составляющую Договора. Эта линия нашла свое дальнейшее закрепление в рамках деятельности СКБ и его органов в 2001 году.
Россия выступает за активизацию многостороннего взаимодействия и в других сферах: внешней политике, культуре, образовании, здравоохранении, обмене информацией. Для реализации зафиксированных в Декларации глав государств-участников СНГ от 2 апреля 1999 г. основных направлений сотрудничества разработана конкретная программа действий на период до 2005 года.Сегодня в рамках СНГ происходит естественный для всех регионально объединенных государств процесс «экономизации». С 1999 года Россия перестала настаивать на наделении органов Содружества наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников.С апреля 1999 г. ведется предметная работа по реформированию органов СНГ. Создан единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган – Исполнительный комитет. Утверждено положение об Экономическом совете СНГ, который будет обеспечивать выполнение решений руководящих органов Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по прочим вопросам социально-экономического сотрудничества.
Особая проблема – урегулирование конфликтов на пространстве СНГ. В результате усилий России, предпринятых во взаимодействии с ООН и ОБСЕ, в «горячих точках» на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье) повсеместно остановлены боевые действия, сохраняется режим прекращения огня, созданы условия для разрешения конфликтов политическими средствами.
Опыт последнего десятилетия наглядно продемонстрировал как сложности процесса интеграции в рамках СНГ, так и его потенциальные возможности.
Таким образом, время, прошедшее после одобрения Президентом России В.В.Путиным новых начал политики в отношении СНГ, показало, что их практическая реализация уже привела к позитивным изменениям в отношениях России с партнерами. Базируясь на прочном фундаменте взаимного учета интересов, они стали более прагматическими, прозрачными и предсказуемыми. К этому следует добавить благоприятную конъюнктуру в области торгово-экономических связей. Так, за 2000 год товарооборот России с государствами СНГ увеличился более, чем на 40% по сравнению с 1999 годом, превысив 25 млрд.долларов.