Выбор целевых сегментов и позиционирование товаров
Сегментация и выявление целевого рынка состоит в том, что в целях достижения преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами, повышения эффективности и целенаправленности своих действий, избежания конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке предприятие должно выявить целый ряд групп потребителей, отличающихся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Кроме того, предполагается выбор наиболее соответствующего своему профилю и возможностям фирмы целевого сегмента рынка, то есть конкретной группы потребителей, в отношении которой и будет производиться интенсивная маркетинговая работа по продвижению товаров. Сегментация и выбор целевого рынка связаны с задачей оптимизации затрат предприятия и повышению конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта.
Сегментация рынка предусматривает выявление товарных ниш, т.е. более узких, чем сегмент, рыночных образований, обычно небольших на первоначальном этапе их развития. Привлекательностью ниш является, во-первых, отсутствие или незначительность в них конкуренции, во-вторых, возможная перспективность, если реализуемый в этой нише товар будет обладать большим рыночным потенциалом (например, стеклопластик, инфракрасные обогреватели и др.) (рисунок 5.7).
Рисунок 5.7 – Последовательность действий при создании (формировании) новой товарной ниши
Выбирая целевой сегмент (сегменты), товаропроизводитель должен решить непростую задачу — какую долю занять на каждом сегменте. Решению этой задачи во многом помогает позиционирование. Однако при наличии на целевом секторе значительной конкуренции позиционированию обязательно предшествует определение позиций всех основных конкурентов.
С учетом позиций, занимаемых конкурентами, фирма может использовать два варианта определения своей рыночной позиции. Первый вариант — позиционировать себя рядом с конкурентом и начать конкурентную борьбу за долю на рынке. Успеха можно, однако, добиться при определенных условиях:
1) фирма располагает более значительными ресурсами, чем конкурент;
2) фирма может выйти на рынок с продуктом, потребительская ценность которого превосходит аналог конкурента;
3) рынок достаточно емкий, чтобы вместить двух конкурентов или более;
4) избранная позиция в максимальной степени соответствует возможностям конкурентных преимуществ фирмы.
Второй вариант — создание продукта рыночной новизны, с помощью которого можно заполнить существующую «брешь» на рынке при отсутствии конкуренции. Успеха в этом случае также можно добиться при определенных условиях:
1) наличие значительного технического задела;
2) экономические возможности реализации проекта при просчетном уровне цен;
3) достаточное число потенциальных покупателей, которые предпочтут новый товар.
Существуют различные типы позиционирования (рисунок 5.8), но все они объединены стремлением выделить товар таким образом, чтобы он выгодно отличался в представлении потенциальных потребителей от аналогичных товаров конкурентов повышенными или совершенно новыми потребительскими характеристиками.
Рисунок 5.8 – Основные типы позиционирования товара на рынке
При проведении позиционирования необходимо соразмерять позицию товара, к которой стремится фирма, с его объективным качеством и потребительской ценностью, а также с возможностями фирмы-производителя при необходимости улучшить характеристики товара в соответствии с ожиданиями потребителей. Оценки товара в целом и его отдельных характеристик фирмой и отдельными группами покупателей, естественно, могут различаться. Однако важно, чтобы, во-первых, это различие не было значительным, а во-вторых, чтобы оно не затягивалось во времени. Фирма должна либо убедить потенциальных покупателей, что они занижают качество товара, либо модернизировать товар с целью повышения его потребительской ценности в соответствии с требованиями реальных и потенциальных покупателей.
Покупателям (потребителям) очень импонирует, когда товаропроизводитель, идя навстречу их пожеланиям и требованиям, улучшает свои продукты, создает их модификации, оснащая товары новыми дополнительными характеристиками.
Возможности позиционирования различаются и предусматривают:
• позиционирование на основе эмоциональных ценностей;
• позиционирование на основе соотношения «цена/качество»;
• позиционирование на основе использования;
• позиционирование с учетом потребителей товара;
• позиционирование с учетом конкурентов;
• позиционирование с учетом класса продукта.
Иначе говоря, возможны разнообразные методы позиционирования на основе определенных преимуществ товара (качественных и ценовых), удовлетворения специфических потребностей, устойчивых восприятий и представлений и др.
Очень важно выполнять определенные условия, позволяющие правильно позиционировать товар (рисунок 5.9). Каждое из таких условий достаточно важно, но взятые в совокупности, они позволяют провести правильное всесторонне обоснованное позиционирование.
Рисунок 5.9 – Условия правильного позиционирования товара на рынке
Позиционирование товара — довольно сложная работа, предусматривающая использование особых стратегических подходов, методических приемов, аналитических исследований. Правильно спланированная и профессионально осуществляемая работа приносит хорошие результаты, позволяя фирме уверенно работать на рынке и занимать на нем прочные конкурентные позиции.
Позиционирование — это логическое продолжение и завершение процесса сегментации рынка и исходный момент для детального планирования и программирования комплекса маркетинга.