Политические идеи в нецивилизованном обществе
Если есть основания считать, что политическая организация общества и право возникли вместе с человечеством, то оправдан вывод: история политических идей и история человечества начинаются одновременно. Последнюю принято делить на два этапа - до достижения коллективами людей цивилизации и после. При этом под цивилизацией понимают довольно обширную совокупность культурных достижений человечества, главными из которых являются профессиональная специализация, письменность и город как тип поселения наряду с деревней. Отсюда следует, что и в истории политических учений также возможно выделить два длительных периода - до и после вступления человечества в эпоху цивилизации.
Многочисленные этнографические данные свидетельствуют о присутствии в нецивилизованных политических организациях общества охотников и собирателей, а также примитивных земледельцев и скотоводов своеобразной системы политических идей. В ней можно выделить несколько основных компонентов.
1. Политическая организация общества рассматривается функционирующей успешно, если политические лидеры оказываются способными удовлетворять систему нужд составляющих ее людей возможно более полно. Причем правовые нормы обеспечивают в целом эквивалентный обмен материальными и духовными благами между членами политической организации общества. Другое дело, что материальные блага могут обмениваться на духовные и наоборот в пределах общей нормы эквивалентности обменов.
2. Лицо, способное отказать в помощи своим партнерам по политической организации общества, но отдающее им более значительное количество материальных и духовных благ, чем получающее от них, пользуется большим политическим влиянием, чем эти люди. Равным образом человек, прощающий окружающим причинение себе вреда в случаях, когда в состоянии добиться их должного наказания, также повышает свой политический авторитет. При решении проблем правового регулирования прощенные им индивиды обыкновенно считают своим долгом соглашаться именно с его мнением, когда им приходится выбирать из нескольких в одинаковой степени аргументированных позиций, отстаиваемых разными лицами.
3. Максимальное влияние на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни оказывают люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнедеятельности.
4. С возрастом политическое влияние человека сначала, как правило, возрастает, поскольку окружающие понимают, что сведения, которыми располагает всякий индивид о конкретных процессах социальной жизни и о взаимодействии общества с природой, обычно накапливаются по мере того, как он становится старше. Поэтому при обсуждении политических проблем позиция, занятая старшим человеком, для общественного мнения более предпочтительна, чем столь же веско аргументированное мнение младшего лица. Однако с наступлением старости, когда ослабление физических и умственных способностей индивида преклонного возраста становится очевидным для контактирующих с ним людей, его политическое влияние на последних уменьшается.
5. Окружающие политическую организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в качестве таких же ее членов, как и составляющие политическую организацию общества люди. Считается, что регулирующие отношения людей правовые нормы действуют и в отношении этих природных объектов. Получая от естественных феноменов разнообразные блага, люди признают своей юридической обязанностью отплачивать им встречными услугами. Отсюда значительная часть рабочего времени членов общества тратится на культовую деятельность, которая, как убеждены люди, приносит пользу жизненно важным для них природным объектам.
6. Политическая организация общества, в которой люди живут, как правило, признается ими лучшей, чем окружающие ее подобные образования. Их членам зачастую приписываются отрицательные качества, которыми они не обладают. Это способствует сплоченности политической организации общества.
7. Имеют место простейшие способы осознания единства коренных долговременных интересов всех членов политической организации общества. Их существованием, в частности, обусловлен тот факт, что органы управления политической организации общества в случаях, когда возмещение ущерба от правонарушения невозможно, стараются исключить в отношении правонарушителя действие принципа талиона, причиняя правонарушителю меньший ущерб, чем вред, нанесенный им. Так, в ряде исследованных этнографами политических организаций общества эскимосов убийца карался смертной казнью лишь в случае рецидивного убийства.
8. При прочих равных условиях мужчина обладает большим политическим влиянием, чем женщина, так как политика - в основном сфера межсемейных отношений, которыми главным образом занимается именно мужчина. На плечи же женщины обыкновенно падает масса дел по практической реализации внутренних функций семейного коллектива.
9. Наибольшим политическим влиянием в нецивилизованном обществе пользуется мужчина зрелого возраста, но не престарелый; умеющий выполнять на самом высоком уровне квалификации максимально широкий круг подлежащих правовому регулированию видов деятельности, дающий другим членам его политической организации общества большее количество материальных и духовных благ, чем получающий от них; и прощающий окружающим причинение себе вреда в случаях, когда в состоянии добиться их должного наказания. Отсюда видны пути приобретения человеком максимально возможного влияния на правовое регулирование в нецивилизованных политических организациях общества, доступные мужчинам в гораздо большей мере, чем женщинам:
Во-первых, достижение зрелого возраста.
Во-вторых, получение как можно более высокой квалификации в подлежащих правовому регулированию видах человеческой деятельности.
В-третьих, выработка большего, чем нужно для личного жизнеобеспечения, количества материальных и духовных благ, а также безвозмездная передача окружающим той их части, которая не требуется для собственного существования.
В-четвертых, прощение человеком причиненного ему зла в условиях, когда потерпевший способен добиться справедливого наказания вредителя.
Открытые и сознательно использованные людьми до достижения цивилизации эти способы приобретения максимального политического влияния широко применяются и в цивилизованных политических организациях общества.
2.2. Закономерности политической организации общества
в произведениях Гомера
В поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых древнегреческому поэту VIII в. до н.э. Гомеру, сформулирован ряд закономерностей политической организации общества. Их характеристика дана самими героями поэм. Особенно выразительны высказывания гомеровских персонажей об основных этих закономерностях:
1. Сосредоточение сил каждого члена политической организации общества на том виде человеческой деятельности, к которому он больше всего способен. Так, в «Илиаде» Полидамас обращается к Гектору, пытавшемуся достичь совершенства в ряде сфер общественной жизни: «Бог перед всеми тебя одарил на военное дело; ты же и советов мудростью всех превысить желаешь! Нет, совокупно всего не стяжать одному человеку. Бог одного одаряет способностью к брани, другому Зевс, промыслитель превыспренный, в перси разум влагает светлый; плодами его племена благоденствуют смертных; оным и грады стоят». В гомеровском эпосе нет героя, который не превосходил бы в чем-то своих друзей и врагов, как нет героя, который превосходил бы разом их всех и во всем. Даже Ахилл, величайший из ахейских героев, говорит о себе как о воине, «которому равного между героев ахейских нет во брани, хотя на советах и многие лучше».
2. Взаимообразный характер отношений между людьми. Например, Ахилл произносит следующее по поводу обиды, нанесенной ему царем Агамемноном: «Гнев мой жесток: после бедствий, какие в боях претерпел я, деву, которую мне в награжденье избрали ахейцы, ту, что копьем приобрел я, разрушив град крепкостенный, деву ту снова из рук у меня самовластно исторгнул царь Агамемнон». В свою очередь, последний для того, чтобы его простил Ахилл, посылает ему «десять талантов золота, двадцать лоханей блестящих; семь треножников новых, не бывших в огне, и двенадцать коней могучих, ... семь непорочных жен, рукодельниц искусных, ... лесбосских, ... красотой побеждающих жен земнородных».
3. Те, кто больше получают благ от политической организации общества, должны больше и давать ей. В этом, в частности, убежден троянский герой Сарпедон. В своем обращении к Главку, другу и соратнику, он заявляет: «За что перед всеми нас отличают местом почетным ... и полной на пиршествах чашей в царстве ликийском и смотрят на нас, как на жителей неба? И за что мы владеем ... лучшей землей, виноград и пшеницу обильно плодящей? Нам, предводителям, между передних героев ликийских должно стоять и в сраженье пылающем первым сражаться. Пусть не единый про нас крепкобронный ликиянин скажет: нет, не бесславные нами и царством ликийским пространным правят цари: они насыщаются пищею тучной, вина ... сладкие пьют, но зато их и сила дивная: в битвах они пред ликийцами первые бьются!».
4. Критерий оценки качества политического руководства - степень удовлетворения потребностей людей в политической организации общества. Так, вот что говорит в «Одиссее» неузнанный Одиссей-странник Пенелопе: «Женщина, ты - словно царь безупречный ... Строго повсюду правда царит у него. Ячмень и пшеницу приносят черные пашни; плоды отягчают древесные ветви; множится скот на полях, и рыбу моря доставляют. Все - от правленья его. И народы под ним процветают».
2.3. Древнегреческий поэт VII в. до н.э. Гесиод
о качествах образцового политического руководителя
и правилах примерной жизни в государстве
В поэме «Теогония» Гесиод характеризует наилучшего политического руководителя. Во-первых, это хороший оратор. «Речи приятны с уст его льются. Как на собранье пойдет он, меж всеми он там выдается». Во-вторых, образцовый политический руководитель умеет помирить людей. В «Теогонии» сказано, что «разумным, решительным словом даже великую ссору тотчас прекратить он умеет». В-третьих, наилучший политический руководитель умен и в состоянии обеспечить законность, справедливость и мир. В поэме эта мысль передана аллегорически: «Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость; больше всего она знает меж всеми людьми и богами ... Себе ее в чрево Кронион (то есть Зевс. - С.Д.) отправил, дабы ему сообщала она, что есть зло и что - благо. Зевс же второю Фемиду блестящую (то есть “правосудие” в переводе с древнегреческого. - С.Д.) взял себе в жены. И родила она ... Евномию, Дике и Ирену» (имена дочерей Зевса в переводе с древнегреческого обозначают соответственно «доброзаконие», «справедливость» и «мир». - С.Д.).
Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены Гесиодом в поэме «Труды и дни». Основные из этих норм автор поэмы сформулировал так:
1. «Во всем соблюдай справедливость ... Правду блюди в решеньях и думать забудь о кривде. Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего от дурного совета советчик страдает».
2. «Усердно работай, чтоб голод тебя ненавидел. Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает».
3. «Только дающим давай, ничего не давай не дающим.»
4. «Меру во всем соблюдай».
5. «Для смертных порядок и точность в жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок».
Гесиод заявляет, что «там ... , где суд справедливый находят и житель туземный, и чужестранец, где правды никто никогда не преступит, ... процветают народы. Мир, воспитанью способствуя юношей, царствует в крае; войн им свирепых не шлет никогда Громовержец-владыка. И никогда правосудных людей ни несчастья, ни голод не посещают ... Всякие блага у них в изобилии ... Кто же в надменности злой и в делах нечестивых, ... тем воздает по заслугам владыка-Кронид дальнозоркий ... Беды великие сводит им с неба: ... голод совместно с чумой». Особенно тяжкие последствия влекут за собой несправедливые действия правителей. В таких случаях, отмечает Гесиод, «страдает целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду неправосудьем своим от прямого пути отклонивших».
2.4. Политические деятели Древней Греции VII-VI вв. до н.э.