Наличие конкурентоспособных предприятий
высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).
Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера
Сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер
Лидерство частного сектора
Инициативы открыты и независимы от программ партий, администраций. Инициативы кластера определенным образом структурированы.
Широкое вовлечение участников кластеров и взаимодействующих институтов
Географическая концентрация и близость
Показатели, характеризующие высокий уровень специализации региона.
Участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и активного взаимодействуют.
Ориентация продукции кластера на экспорт
Чистый экспорт продукции, производимой кластером.
Чем больше доля кластера на мировом рынке, тем выше его конкурентоспособность
Широкий набор участников и наличие «критической массы»
Показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер. Количество компаний и организаций, относящихся к секторам, входящим в кластер.
Взаимодействие малого и среднего бизнеса направлено на продвижение товаров и услуг на существующие и новые рынки.
Наличие конкуренции внутри кластера
Соперничество побуждает к постоянному совершенствованию деятельности, инновационному поиску и научным исследованиям.
Инновационная направленность кластера
Показатели выпуска инновационной продукции и уровня технической оснащенности.
Быстрая реакция на потребности покупателей
Гибкость состава и структуры
Отсутствие жестких ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению кластера.
Дисциплина: М2.Б.1. Кадровая политика в органах государственного и муниципального управления
Методологические подходы к обоснованию кадровой политики организации. Виды кадровой политики.
Кадровая политика – целенаправленная деятельность по регулированию каких-либо проблем, возникающих в системе управления персоналом. КП каждая организация формирует самостоятельно.
Перед разработкой кадровой политики необходимо сделать анализ системы управ-ления персоналом.
Управление персоналом – целенаправленная деятельность, направленная на фор-мирование коллектива, способного решать производственные задачи. Первым о формиро-вании кадровой политики заговорил Тейлор.
Системы управления персоналом:
I. Рынок труда (Америк.)
предприятие не тратит деньги на обучение;
узкая специализация;
нет возможности продвижения по карьерной лестнице;
нет решения социальных проблем работника;
затраты на рекламу.
II. Система управления человеческими ресурсами (Япония)
человек рассматривается как капитал, приносящий прибыль;
затраты на обучение работников (постоянное обучение);
обучение работников широкого профиля;
социальная ответственность бизнеса (предприятие должно обеспечить ра-ботнику старость)
III. Договорные отношения при формировании кадровой политики (Европа)
Действует в России. Действуют партнерские отношения, заключаются договора в зависи-мости от уровня (Генеральное соглашение – отраслевые тарифные соглашения – кол.договора – областные соглашения).
Полномочия работодателей определяются в законе «об объединениях работодателей», а полномочия работниках опред-ся в законе «О профсоюзах». Союз работодателей отстаи-вает интересы работодателей.
Типы кадровой политики:
1. Крепость. Долгое время работают люди, небольшая текучесть кадров, стабильные отношения, новички поддерживают устои этой организации.
2. Дом отдыха. Руководитель заботится о взаимоотношениях в коллективе, но эффек-тивность такой системы низкая, т.к. на производственную часть не смотрят.
3. Вертикаль управления. Жесткая дисциплинарная ответственность, нет взаимопо-нимания. Самое главное – производственные показатели. Авторитарный стиль.
4. Система управления командой. Все решения принимаются коллегиально. одинако-во обращают внимание на производственные показатели и взаимоотношения в коллективе.