Теория потребностей Д. МакКлелланда
Людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
· Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.
· Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения.
· Потребность в причастности развита у людей, которые заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Модель мотивации по В. Вруму (теория ожиданий)
· Особое внимание нужно вознаграждению – оно должно совпадать с тем, что хочет индивидуум. Результаты труда могут рассматриваться и как привлекательные и как непривлекательные.
· Данная теория придает особое значение ожидаемым от человека линиям поведения.
· Уровень усилий, затрачиваемых индивидуумом, определяется на основе его собственного восприятия результатов выполненной им работы, полученного им вознаграждения и удовлетворения индивидуальной цели, а не реальными, фактическими результатами.
Теория справедливости Джеймса Стейси Адамса
· Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
· Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение, недовольство, т.е. мотивация снижается.
Теория справедливости
Возможные реакции человека на состояние неравенства
1. Снижение интенсивности и качества труда
2. Стремление повысить вознаграждение
3. Проведение переоценки своих возможностей
4. Влияние на организацию и сравниваемых лиц
5. Изменение объекта для сравнения
6. Переход в другое подразделение или увольнение
Выводы:
1. Нужна прозрачность системы вознаграждения
2. Люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения
Реакция персонала на «несправедливую» оплату труда
При сдельной оплате труда:
1. «Переоцененные» сотрудники начнут производить меньшее количество изделий, но более высокого качества.
2. «Недооцененные» сотрудники будут стремится производить большее количество изделий, но со снижением качества.
При повременной оплате труда:
1. «Переоцененные» сотрудники будут работать с большей эффективностью, чем сотрудники, труд которых они считают справедливо оцененным. Будут повышать и качество и количество продукции.
2. «Недооцененные» сотрудники будут выпускать еще меньше продукции и со снижением качества
Комплексная модель Портера-Лоулера
· В модели используются пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
· Устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Лоулер: Установление взаимосвязи между зарплатой и достигаемыми результатами
Зарплата разбивается на три части:
1. Выполнение должностных обязанностей
2. Выслуга лет и факторы стоимости жизни (индексация)
3. Достигнутые результаты в предшествующий период
Производительность влечет за собой бОльшие изменения в оплате
Современные подходы к повышению мотивации служащих.