Подходы к оценке эффективности государственной и муниципальной службы
Оценкадеятельности госслужащих - это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Эффективность управленческого труда - это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства.3
Оценка эффективности и результативности деятельности служащего - это процесс, который:
1. создает условия для эффективного управления работой каждого сотрудника в отдельности;
2. проясняет индивидуальные задачи, определенные в соответствии с задачами организации;
3. определяет необходимые знания и навыки;
4. способствует улучшению результатов работы; позволяет регулярно обсуждать итоги оценки и предоставлять информацию, полученную от сотрудника, его непосредственному начальнику и наоборот;
5. помогает сотруднику развивать профессиональные навыки путем определения его потребностей в подготовке и повышении квалификации и поощряет самостоятельную работу;
6. регулярно предоставляет результаты оценки, с которыми может быть связано увеличение оплаты труда или повышение чина.
Для госслужащих за основу оценки эффективности деятельности работников можно принять качество работы, надежность и своевременность принимаемых решений.
Как правило, процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:
1. установление четких стандартов деятельности для каждой должности (рабочего места) и критериев оценки эффективности этой деятельности в должностных регламентах госслужащих;
2. выработка процедуры оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);
3. непосредственно оценка эффективности деятельности по тем или иным методам;
4. обсуждение результатов оценки с работником;
5. принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.
Оценка эффективности деятельности гражданского служащего может осуществляться:
1. специалистами кадровой службы органа государственной власти;
2. иными гражданскими служащими (к примеру, в составе аттестационной комиссии; существуют и специальные методы оценки служащими своих коллег);
3. руководителями государственного органа или соответствующего структурного подразделения этого органа;
4. независимыми аналитиками, экспертами, аудиторами, представителями научных и образовательных учреждений (в том числе в составе аттестационной комиссии);
5. потребителями государственных услуг (гражданами, общественными объединениями) – на основе специальных методов оценки качества оказания государственных услуг;
6. политиками (по результатам отчетов органов государственной власти и управления, а также должностных лиц, предоставляемых, к примеру, в законодательный орган или публикуемых в СМИ).
В профессиональной оценке эффективности две последних категории субъектов не участвуют.
Оценка эффективности деятельности госслужащих базируется на принципах:
1. учета специфики объекта оценки (оценка не только экономической, но и социальной эффективности);
2. определение результатов деятельности гражданского служащего на основе его должностных обязанностей и функций органа государственной власти управления;
3. использование двухсторонней шкалы оценки результатов деятельности;
4. локальность критериев оценки эффективности деятельности;
5. использование коэффициентов трудового вклада работников.4
46. Критерии эффективности государственной и муниципальной службы
Критерии эффективности – признаки, стороны проявления исследуемых процессов, отношений, посредством анализа которых можно определить их уровень, качество, а также соответствие потребностям и интересам общества.
Оценкадеятельности госслужащих - это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Как правило, процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:
- установление четких стандартов деятельности для каждой должности (рабочего места) и критериев оценки эффективности этой деятельности в должностных регламентах госслужащих;
- выработка процедуры оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);
- непосредственно оценка эффективности деятельности по тем или иным методам;
- обсуждение результатов оценки с работником;
- принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.
Группы критериев:
1. соц показатели – ключевые показатели
2. макроэкономические показатели
3. показатели качества услуг
4. опросы общественного мнения об эффективности дея-ти ОВ и управления
5. показатели эфф-ти управления политикой
Факторы эфф-ти ГиМС:
1. базовые ценности, стратегические цели государства, политический курс страны
2. организация системы ГВ и управления и местной власти, ее функционирование как единого механизма, единое политическое и правовое пространство
3. состояние гос аппарата, методы и стили управляющей деятельности, профессионализм, уровень доверия населения к власти, участие в управлении государством
4. экономическая, политическая, соц стабильность или нестабильность общеста
Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 (ред. от 28.12.2012) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"