Состояние здравоохранения Саратовской области в 1988-1989 гг.
1.01.1988 г. | 1.01.1988 г. | 1.01.1990 г. | |
1.Обеспеченность койками (на 10 тыс. населения) 2.Обеспеченность врачами (на 10 тыс. человек) 3.Обеспеченность средним медперсоналом (на 10 тыс. населения) | 130,7 45,6 112,4 | 131,6 46,4 113,7 | 132,8 46,6 114,5 |
Однако количество построенных больниц и поликлиник не соответствовали нормативным показателям. На 10000 человек в области в 1988 г. приходилось 132,8 койки против 137 в среднем по республике. Практически такая же обеспеченность населения койками сохранилась в 1991 г. (131,7 койки на 10000 человек). Нехватка мест в больницах приводила к скученности больных, их переуплотнению, госпитализации в коридорах. По обеспеченности заболевших койками Саратовская область занимала только 59 место в РСФСР.[387] Многие поликлиники и амбулатории располагались в неприспособленных помещениях, не отвечавших санитарным требованиям. Перебои с водой и дезсредствами приводили к нарушению в них санитарно-эпидемиологического режима.
В 1990 г. медицинскую помощь населению оказывали 256 больничных учреждений на 35,5 тыс. коек, 407 амбулаторно-поликлинических учреждений, рассчитанных на 51,8 тыс. посещений в смену.[388]
В 1990 г. положение с вводом в строй больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений ещё более ухудшилось. Годовой план по строительству медицинских учреждений выполнен не был. Выполнение плана по вводу больниц составили лишь 5% (55 коек). Не открылись Саратовская областная больница на 1000 коек, медицинский диагностический центр на 600 посещений в смену, детская поликлиника на 300 мест, инфекционный корпус на 25 коек в Аркадаке, не расширили хирургическое отделение I городской клинической больницы на 60 коек.
Ниже республиканской сохранялась обеспеченность больниц и поликлиник врачами и средним медицинским персоналом (214 человек приходилось на одного врача, 23 место в РСФСР).[389] Плохие условия труда и быта, слабая социальная защищённость врачей и медсестёр приводили к кадровому голоду, нехватке медицинского персонала.
В 1990 г. население области обслуживали 12,9 тыс. врачей. Обеспеченность врачами на 10000 тыс. населения составила 47,6 человек.[390] В середине 1991 г. в Энгельсе обеспеченность врачами составляла 90%, а средними медработниками – 64%.[391] По области обеспеченность населения средним медицинским персоналом составила 115,5 человек на 10000 населения.[392]
Уровень материального обеспечения областной медицины являлся отражение общей кризисной ситуации в стране. В медицинских учреждениях отсутствовали или находились в плачевном состоянии многие виды оборудования — флюорографы, электрокардиографы, аппараты ультразвуковой диагностики, компьютерные томографы. В большом дефиците оказался одноразовый инструментарий (иглы, шприцы, системы), не хватало лекарств, которые к тому же отсутствовали в аптеках. Качество медицинской помощи во многом определялось только профессиональным уровнем и добросовестным отношением медицинских работников к своему труду.
В новых экономических условия, появились возможности для развития сети кооперативов по оказанию медицинских услуг. Увеличилось количество хозрасчётных центров, предоставлявших медицинскую помощь населению. В Энгельсе первым заработал стоматологический кооператив по оказанию помощи населению в лечении и протезировании зубов. В целях пропаганды здорового образа жизни и оказания консультативно-оздоровительной помощи населению в городе был создан хозрасчётный центр «Здоровье».
При крупных научно-производственных и производственных объединениях продолжали функционировать профилактории, где можно было полечиться и поправить здоровье. Санаторий-профилакторий, в котором полноценный отдых и хорошее лечение получали не только взрослые, но и дети, работал при Энгельсском объединении «Химволокно». В марте 1988 г. был введён в строй профилакторий Балаковского химического завода, где в первую смену отдохнуло 145 сотрудников завода и членов их семей. Профилакторий на 100 мест открыло НПО «Алмаз». На хорошем счету находился профилакторий Энгельсского завода автотракторных запальных свечей, в котором в 1991 г. на основании совместного договора отдыхали и работники мебельной фабрики. Санатории-профилактории предприятий начинали постепенно использоваться для оздоровления сельских учителей во время их учёбы в Институте повышения квалификации и в период летних каникул.[393] По числу мест в санаториях-профилакториях Саратовская область занимала 32 место в РСФСР (25 мест на 1000 работающих в 1989 г. против 15,4 в 1985 г.).[394]
Успешно шло развитие санаториев области. Организация отдыха сотрудников находилась в центре внимания профсоюзных организаций объединений, заводов, фабрик, организаций и учреждений. Работники энгельсской ткацкой фабрики, например, летом 1991 г. отдыхали в санаториях «Светлана», «Октябрьское ущелье», «Пугачёвский», «Хвалынский», домах отдыха «Ударник», «Черемшаны». Часть путёвок профсоюзная организация приобрела за свои средства, часть оплачивалась фабрикой.[395]
Областные санатории расширял площади для приёма и лечения отдыхающих, открывали новые лечебные кабинеты. В санатории «Октябрьское ущелье» до 75 коек расширилось отделение реабилитации, на 20 мест увеличилось отделение «Мать и дитя» в санатории «Светлана», где применяли минеральную воду, добываемую на территории санатории. Был перепрофилирован в пансионат с предоставлением лечения Дом отдыха «Отрадное». В новые современные корпуса переехали здравницы нефтеперерабатывающего завода им. Кирова и производственного объединения «Вольскцемент».[396]
Примерно 7500 отдыхающих ежегодно принимал дом отдыха «Ударник», куда приезжали не только жители Саратовской области, но и отдыхающие из Москвы, Мурманска, Волгограда, Астрахани. Отдыхающих привлекали уникальная природа, возможности для занятий водным спортом — вёсельные лодки, водные велосипеды, хороший пляж, медпункт с зубоврачебным, физиотерапевтическим и массажным кабинетами, экскурсии в сёла Красный Яр и Генеральское, краеведческие музеи Саратова и Энгельса.[397]
К концу 80-х гг. увеличилась обеспеченность путёвками на 1000 работавших с 27 до 40. В 1986-1989 гг. по бесплатным и льготным путёвкам за счёт средств государственного социального страхования в санаториях прошли курс лечения более 120 тыс. человек. Диетическое питание получили около 133 тыс. человек.
В 1990 г. население области воспользовалось услугами 11 санаториев, 2-х пансионатов, которые предоставляли лечение, 26 санаториев-профилакториев, 6 домов отдыха 3 пансионатов отдыха, 156 баз отдыха.[398] Например, собственные базы отдыха имели объединение «Саратовкнига» и типография «Полиграфист».
К сожалению, в санаториях на низком уровне оставались комфорт, бытовые удобства, которые были далеки от идеального состояния. Номера были обставлены старой, подолгу не сменявшейся мебелью. Оставляли желать лучшего питание и лечение. В отдельных случаях вызывали нарекания квалификация врачей, обслуживавшего персонала.
Большое внимание развитию социальной сферы, расширению социальных льгот рабочим и служащим уделяли промышленные предприятия, на территории которых открывались магазины, гардеробные, комнаты приёма пищи, душевые, пункты бытового обслуживания. В типографии «Полиграфист», например, к 1991 г. открылись продовольственный магазин и сто заказов, в других крупных типографиях было организовано обеспечение работавших продуктами питания. Обеспеченность гардеробными и душевыми комнатами на производстве достигла почти 100%. Например, на метизном заводе им. Ленина со сложными условиями труда, в каждом цехе были открыты сауны. Комнаты психологической разгрузки, приёма пищи, душевые имелись во многих типографиях области. Обеспеченность столовыми на предприятиях и в организациях практически достигла нормативной.
Каждое третье промышленное предприятие области строило объект соцкультбыта. В заводских микрорайонах возводились прачечные, домовые кухни, кафе, открывались клубы по интересам и новые спортивные сооружения. Энгельсский троллейбусный завод открыл турбазу, пионерлагерь, стадион, подсобное хозяйство. На производственном объединении «Вольскцемент» работники ночной смены обеспечивались бесплатным питанием.
Оказывалась социальная помощь ветеранам войны и труда, престарелым гражданам, тем, кто не имел родственников, нуждался в постоянной заботе и уходе. В области насчитывалось 19 домов-интернатов, рассчитанных на одновременное проживание 4240 человек. Для инвалидов и участников Великой Отечественной войны вводились льготные тарифы для проезда на общественном транспорте.
Делалось немало для улучшения бытовых условий фронтовиков, ветеранов труда, инвалидов, семей погибших военнослужащих. Только за 1988-1989 гг. более 2000 семей указанных категорий были предоставлены благоустроенные квартиры и 1703 отремонтировано.[399] В 1990 г. получили благоустроенные квартиры 372 семьи инвалидов Великой Отечественной войны и погибших военнослужащих, 256 семей участников войны.[400] Улучшалось их торговое обслуживание. В 1990 г. 127 магазинов областного управления торговли и облпотребсоюза обслуживали 161 355 человек, в том числе инвалидов и участников войны, семьи погибших военнослужащих.
Подлинную заботу о ветеранах, которым оказывалась материальная и моральная помощь, проявляли производственные коллективы станции Анисовка, объединения «Химволокно», мясокомбината, завода автотракторных запальных свечей, треста «Энгельсхимстрой».[401] В городе Энгельсе рабочим предприятий электростанций и электротехнической промышленности, достигшим пенсионного возраста, выплачивались единовременные денежные пособия. При уходе на пенсию единовременное пособие в сумме 100 рублей за каждый отработанный год получали пенсионеры заготовительно-комплектовочного производства арендного предприятия «Волгопромвентиляция». Ветераны энгельсского троллейбусного завода могли получить пропуск на предприятие, чтобы пользоваться услугами магазинов, находившихся на его территории.[402] При желании могли воспользоваться путёвками в профилакторий, ветераны войны и труда энгельсской мебельной фабрики. 30% стоимости каждой путёвки оплачивал её владелец, остальную сумму — фабрика.[403]
За 1988-1989 гг. трудовыми коллективами предприятий, колхозов, совхозов, профсоюзными организациями и органами социального обеспечения, Саратовским правлением фонда «Милосердие» была оказана помощь около 10 000 ветеранам на сумму 400 тыс. рублей.[404]
Для оказания стационарной медицинской помощи инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам в лечебных учреждениях области было выделено около 200 больничных палат. По путёвкам профсоюзов и органов социального обеспечения в санаториях, домах отдыха и пансионатах в 1990 г поправили здоровье более 4000 ветеранов.[405]
В канун памятной и трагической даты в истории советского государства — 50-летия начала Великой Отечественной войны отдел социального обеспечения Саратовского облисполкома выдал бесплатно автомобили «Запорожец» большой группе бывших фронтовиков. Многие из них получали автомобили второй, третий раз. С начала 1991 г. саратовские фронтовики получили в бесплатное пользование 225 «Запорожцев».[406]
В городах помощь одиноким и больным людям оказывали работники социальных служб, общественность. Летом 1989 г. в Саратове открылся Центр милосердия, в работе которого принимали участие школьники. В 1991 г. в Энгельсе сотрудники отдела социальной помощи горсобеса обслуживали 320 одиноких больных людей. Для пенсионеров, желавших работать в меру сил в сфере производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг, был образован кооператив «Ветеран».
В Кировском районе Саратова было создано отделение оказания социальной помощи на дому. Оно обслуживало 220 одиноких престарелых граждан. Однако отсутствие штатов не позволяло позаботиться обо всех 3000 человек, нуждавшихся в уходе. Нередко на помощь приходили общественность района, кооперативы. Кооператив «Практика» оплачивал труд двух патронажных сестёр, оказывавших медицинскую помощь престарелым людям, а кооператив «Оздоровление» для этих целей содержал врача и двух медицинских сестёр.[407]
Чтобы нивелировать падение жизненного уровня престарелых граждан, в 1991 г. в качестве компенсации роста розничных цен на территории Саратовской области были повышены размеры пенсий наработавшим пенсионерам, получавшим пенсии по старости, выслуге лет, инвалидности, увеличивались размеры других видов социальных выплат.
Однако на фоне заботливого и участливого отношения к этим категориям граждан, встречалось немало примеров чёрствого, равнодушного отношения к людям, игнорирования их просьб, прежде всего связанных с улучшением жилищных условий, предоставлением различных социальных льгот. Многие ветераны войны при жизни так и не дождались благоустроенных квартир. В конце 1989 г. в исполкомах Советов народных депутатов Саратовской области в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий стояли 1,7 семей инвалидов Великой Отечественной войны, погибших военнослужащих и приравненных к ним, 3,6 семей участников войны, 247 участника войны, проживавших в коммунальных квартирах.[408]
Компенсационные выплаты производились безработным, семьям с детьми, одиноким матерям и другим категориям граждан. В условиях принятой к реализации кризисной программы, подлинную заботу о своих тружениках и членах их семей, проявляли на энгельсском троллейбусном заводе. В 1991 г. здесь выплачивались пособия и компенсации примерно на 160 тыс. рублей в месяц семьям с несовершеннолетними детьми, была увеличена дотация на питание в детских садиках на 150 тыс. рублей, в пионерских лагерях — на 50 тыс. рублей и на лечебное питание — на 106 тыс. рублей.[409]
В поле зрения руководителей отделов народного образования, профсоюзов, предприятий, организаций и учреждений находилась организация оздоровления и отдыха детей. Более 700 детей работников энгельсского объединения «Химволокно» за лето могли отдохнуть в лагере «Орлёнок». К 1990-му г. в области действовали 80 загородных пионерских лагерей. Ежегодно в них укрепляли здоровье более 200 тыс. детей. К сожалению, с 1989 г. пионерские лагеря в области начали закрываться. В условиях расширявшегося экономического кризиса предприятия либо не могли, либо не желали тратить дополнительные средства на отдых учащихся.
Важным шагом в повышении продолжительности жизни населения, сокращения количества преступлений, совершённых в нетрезвом виде, укреплении семьи и дисциплины на производстве, подъёме производительности труда должна была стать антиалкогольная кампания, инициированная высшим руководством страны в мае 1985 г. Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 7 мая 1985 г. требовало создать в каждом трудовом коллективе обстановку нетерпимости к пьянству, к любым нарушениям трудовой дисциплины и порядка.
На первых порах антиалкогольная кампания в области сопровождалась бурной деятельностью. Резко снизилась торговля алкогольной продукции, на продажу которой ввели специальные карточки. Произошло сокращение сети магазинов, торговавших спиртными напитками. Предпринимались меры по увеличению производства и продажи безалкогольных напитков, соков, дополнительно открывались летние стационарные и базалкогольные кафе, ужесточались наказания за появление на работе в нетрезвом виде, активизировалась деятельность медицинских медвытрезвителей.
В Саратовской области было основано местное отделение Всесоюзного добровольного общества трезвости, первичные организации которого создавались на производстве, в организациях, вузах. При горисполкоме активно заработала комиссия по борьбе с пьянством во главе с А.В. Россошанской. Поощрялось проведение безалкогольных свадеб. В ноябре 1985 г. в СГУ было проведена первая безалкогольная комсомольская свадьба студентов истфака С. Наумова и Е. Титаевой.
Согласно официальной статистике, принятые меры дали положительные результаты, в частности, сократилось потребление алкоголя на душу населения. В Саратовской области потребление алкогольных напитков в расчёте на душу населения сократилось с 8,08 литров в 1985 г. до 3,91 литров. Уменьшилось бытовое пьянство.
Однако от антиалкогольной кампании было немало и потерь. Приметой времени стали длинные очереди у специализированных магазинов по продаже ликёро-водочной продукции. Из-за расширявшегося самогоноварения возникла нехватка сахара, дефицит дрожжей ухудшил качество хлеба, вырубались виноградники, в том числе уникальные, не хватало спирта в медицинских учреждениях, увеличились количество отравлений и смертей из-за употребления суррогатов алкоголя, сократились финансовые поступления в бюджет. Власти были вынуждены отступить и осенью 1988 г. отменили ограничения на продажу алкогольной продукции.
В неудовлетворительном состоянии находилось жилищно-коммунальное хозяйство области. Несмотря на героические усилия инженеров, рабочих, трудившихся в ЖКХ, в этой сфере обслуживания населения оставалось немало узких мест. Тревожное положение складывалось с подачей воды, особенно в летнее время, поставкой тепла в жилые помещения, детские учреждения в сеннее-зимний период. Во дворах многих жилых домов отсутствовали детские площадки. В домах протекали крыши, которые подолгу не ремонтировались; в квартирах регулярно выходили из строя системы водоснабжения, в плачевном состоянии находились подвалы домов, залитые водой и нечистотами. Министерство жилищного и коммунального хозяйства РСФСР не принимало радикальных мер по укреплению коммунального хозяйства области, которое обеспечивалось материальными ресурсами только на 40%.[410]
Из-за нехватки финансовых средств, нераспорядительности хозяйственно-эксплуатационных служб страдали санитарная очистка населённых пунктов, состояние ливневых канализаций, которые из-за неисправностей приносили огромный материальный ущерб городским хозяйствам. Обыденностью стали регулярные порывы водопроводов и теплотрасс.
Не в лучшем состоянии находился жилищный фонд, 90% которого находилось в собственности государства. К «ничейному» фонду отношение жильцов подчас было варварским. Грязь, сорванные двери, отсутствие электроосвещения стали непременными атрибутами подъездов многих жилых домов, находившихся в государственной собственности. Плата за жилую площадь и коммунальные услуги оставалась символической, и не окупала расходов коммунальных служб на содержание жилья.
Расходы на содержание жилого фонда ежегодно составляли 15-16 млн. рублей. Квартплатой погашалось только 6,8 млн. Бюджетные ассигнования на содержание жилого фонда составляли 3 млн. рублей, и вместе со средствами, выделявшихся на капитальный ремонт зданий, достигали 15,5 млн. рублей. Но этих средств для содержания жилья явно не хватало. В условиях кризиса, постоянном росте цен, увеличивалась и стоимость содержания жилья. В 1991 г. эксплуатация жилых зданий по области уже обходилась в сумму 57 млн. рублей.[411]
Партийные, советские и хозяйственные органы постоянно получали жалобы населения на неудовлетворительное жилищно-коммунальное обслуживание. Много жалоб поступало от жителей Саратова (около 70% поступавших писем с жалобами).[412] Нерешённость жилищно-коммунальных проблем обостряла социальную напряжённость в обществе, усиливавшихся действием других факторов: бездушием, волокитой работников коммунальных служб, безответственностью их руководителей, низким качеством выполняемых работ. Такое отношение к нуждам и запросам порождали озлобленность людей, аполитичность, недоверие к органам власти любого уровня.
С принятием новых союзных законов о жилье, определённые надежды в улучшении содержания жилья, работы жилищно-коммунальных служб возлагались на приватизацию, продажу государственного жилищного фонда в личную собственность. В официальных документах, обосновывавших необходимость приватизации государственного фонда, говорилось: «Многие годы безразличное отношение административно-командной системы к отрасли, выделение ей средств и расходов по остаточному принципу естественно привели к тому, что техническое состояние жилья, водопроводно-канализационного, теплового, электротехнического, благоустройства катастрофически падает, износ достигает уже 50%. Кроме того, из разряда централизованно распределяемого на оптовую торговлю и прямые договора переведены дефицитнейшее оборудование (воздуходувки, насосы, лифты и др.) и материалы (нефтебитум, мазут и др.). При этом условия, при которых возможны прямые связи (практически бартерные сделки) для отрасли невыполнимы. В таком же положении находятся и ведомственные жилищно-коммунальные службы. Таким образом, только на основе передачи жилья в личную собственность и широкого участия населения в его содержании и строительстве может быть изменена динамика решения жилищных проблем».[413] К сожалению, практика показала, что массовая приватизация жилого фонда, рост расходов жильцов на оплату коммунальных услуг не привели к кардинальной перестройке и улучшению работы жилищно-коммунальных служб, качество работ которых продолжало оставаться низким.
Особые надежды на улучшение работы коммунальных служб, обслуживание населения были связаны с реорганизацией предприятий коммунального хозяйства, которая проводилась в 1987-1990 гг. В процессе преобразований в Саратове полностью были расформированы «Горжилуправление» (1900 человек), трест банно-прачечного хозяйства, «Дорремстройтрест», «Спецстрой», вместо которых образовались новые предприятия — районные объединения жилищно-коммунального хозяйства и самостоятельные организации, бывшие ранее филиалами. Но как показала их работа, надежды населения не оправдались.
Острейшей социальной проблемой оставалось обслуживание населения телефонной связью, в которой нуждались инвалиды, участники Великой Отечественной войны, жители отдалённых населённых пунктов. Телефонных номеров не хватало. Чтобы подключиться к телефонной сети приходилось стоять в очереди годы. В материалах общего отдела обкома КПСС, подготовленных к XXVI областной партконференции, отмечалось: «Возрастает количество жалоб и по вопросам телефонной связи. Это связано не только с крайне медленным развитием телефонной связи, но и с бездушным отношением работников связи к просьбам людей… мы до сих пор не можем удовлетворить их заявки на установку домашних телефонов (ветеранам войны и труда ― А.Б.)… Была поставлена задача к концу 1990 г. всех инвалидов I и II групп обеспечить домашними телефонами».[414]
Несмотря на имевшиеся трудности объективного и субъективного характера, телефонная связь в Саратовской области хотя и медленно, но развивалась, о чём свидетельствует таблица:[415]