ГЕРЦЕН Александр Иванович, с.543-553

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 1800-1917. Биографический словарь, т.1, М., 1992.

ГЕРЦЕН Александр Иванович, с.543-553

1812-1870.

Родился в доме дяди Александра Яковлева.

Отец – Иван Яковлев, родовитый московский барин, гвардии капитан в отставке.

Мать – Генриетта Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Незаконнорожденный. Придуманная фамилия. Остро переживал свое ложное положение. Ощущение, что оставлен на свои собственные силы.

Рано выучился франц. и немец. языкам, пристрастился к чтению. «Женитьба Фигаро» Бомарше («перечитывал 20 раз»). Любил убегать на двор поиграть с дворовыми мальчишками... Передняя и девичья составляли единственное живое удовольствие. Именно впечатления передней развили в Герцене «непреодолимую ненависть ко всякому рабству и ко всякому произволу», по словам Самого Герцена. Из домашних учителей наибольшее влияние оказали Бушо и Протопопов, который знакомил со стихами Пушкина и Рылеева.

Свое духовное рождение связывал с выступлением декабристов. Вместе с другом Огаревым на Воробьевых горах дает клятву в 1826/7 «отомстить казненных». Размышляет над Сравнительными жизнеописаниями Плутарха, идеями Руссо, историей ВФР, увлекается драмами Шиллера.

С октября 1829 Герцен – студент физико-математического отд. Моск. университета, где приобрел «метОду», которую считал важнее всякой суммы познаний (благодаря лекциям Павлова М.Г.). Вокруг Герцена и Огарева складывается кружок вольномыслящей молодежи (Сазонов, Сатин, Савич, Пассек, Кетчер). В центре внимания кружка – политические вопросы, события современной истории. «идеи были смутны, но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию и правительственному произволу». Большое воздействие оказали Революция в 1830 во Франции и подавление восстания лионских ткачей (1831), жестокая расправа над участниками Польского восстания 1830-31. подтверждение несовершенности порядков в современной Зап.Европе и опору мечтаниям об обществе всеобщего счастья нашел в сен-симонистском учении в 1832-33.

К студенческим годам относятся первые его работы: рефераты и переводы книг по естествознанию, печатавшиеся в журналах, а также первые сочинения. В первом из них – философском эссе «О месте человека в природе» - попытка изложить основы своего мировоззрения: призыв соединить методу рациональную и эмпирическую, принятие диалектики. Заметка «Развитие человечества как одного человека»: мысли о законосообразном развитии общества через «естественный закон противуположения в фазу человеческую, фазу гармонии». Статья «Двадцать осьмое января»: высоко оценивая историческую роль Петра I, все же пишет, что дворянство стало угнетать всем гнетом феодальной касты со времен слабого Шуйского». (почти все написанное им до 1840 года опубликовано посмертно).

1833 – оканчивает университет (канд. «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», серебряная медаль). Служба в Московской экспедиции Кремлевского строения (отец записал еще в 1820 году), начинает ряд произведений, знакомится с Полежаевым, посещает Дмитриева, Полевого. В 1834 задумывает программу журнала, задуманного с целью следить за человечеством в главнейших фазах его развития, чтобы вывести свое положение, обратить внимание на свои надежды.

В июле 1834 арестован по ложному обвинению в распевании «пасквильных» песен, порочащих царствующую фамилию. С начала сентября содержится в Крутицких казармах. Где работает над повестью «Легенда», занимается итальянским языком.

Его отсылают «служить» в Пермь под строгое наблюдение. В мае переведен в Вятку, где служит в канцелярии губернского правления. Здесь ближе узнал саму Русь, раскрыл для себя чиновничий мир провинции во всем его безобразии. В это время усилилась религиозность, отразившаяся в переписке с двоюродной сестрой Натальей Захарьиной.

В 1836 в Телескопе публикуется «Гофман» с подписью Искандер, над которым он работал в 1833-34 — первое оригинальное произведение Герцена, появившееся в печати. Здесь выявляются характерные черты его писательской манеры: непосредственное обращение к читателю, сочетание сюжетного повествования с публицистическими рассуждениями, образность языка. Другие произведения этого периода ссылки.

Благодаря ходатайству Жуковского, посетившего Вятку вместе с наследником престола, 1837 – разрешен переезд во Владимир. Служит в канцелярии губернатора. 1838 – тайно наезжает в Москву, 9 мая увозит из Москвы Наталью Захарьину, в 1839 - венчаются, рожают детей (4 выжили, еще 5 умерли в младенчестве).

1839 – снимают полицейский надзор, временами посещает Москву, где знакомится с Белинским, Бакуниным, Грановским — молодежью, увлеченной Гегелем. Зачисленный в канцелярию МВД через два месяца, в мае 1840, переезжает в Питер. Здесь он входит в круг столичной интеллигенции, сходится с Белинским, помогает ему преодолеть идею «примирения с действительностью».

В кон1840 – перлюстрировано письмо с резким отзывом о душегубстве петербургского будочника, и тогда царь выслал Герцена вне столиц за распространение неосновательных слухов. 30 июня 1841 – выехал с семьей в Новгород, назначен советником губернского правления.

1840 – первое опубликованное худ произведение «Записки одного молодого человека». Романтизм произведений молодости сменился Реализмом. Обнаружило ведущую черту творчества Герцена — мемуарный, автобиографический характер. Близки прозе Гейне («Каждый человек есть вселенная, под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история») и перекличка с Лермонтовым («История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»)

В Новгороде духовный кризис. Процесс освобождения соц-теор мышления Герцена От религиозных форм. Спор с Филиппович, где прямо заявил: нет ни бога ни бессмертия души.

Июль 1842 – выходит в отставку в чине надворного советника, получает разрешение жить в Москве (Огарев, Соллогуб) и переезжает туда. Посещает Чаадаева, сближается с Боткиным, Грановским, Кавелиным, Тургеневым, встречается и переписывается с Белинским. Живет в «тучковском доме», где сейчас его музей (Сивцев Вражек, 27). В цикле статей, задуманном еще в Новгороде, «Дилетантизм в науке» ратует за соединение философии и науки с жизнью. Стремится философским образом обосновать закономерность развития человечества к обществу, лишенному антагонизмов, формулирует этический принцип: В разумном, нравственно свободном и страстно энергическом деянии человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий». Успех.

Этот успех побудил его создать цикл взаимоотношения философии и естественных наук. Много учится, штудирует работы по физике, химии, эмбриологии, посещает лекции Рулье, Глебова, и философию- Гегеля и Фейербаха. И тогда – «Письма об изучении природы» - высшее достижение отечественной философии своего времени. Центр идея (сформулирована в первых письмах) – необходимость ликвидировать временный антагонизм между естественными науками и философией. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии — призрак, метафизика, идеализм. Эмпирия давлеющая себе вне философии — сборник, лексикон, инвентарий»

Дневник, начатый в день его 30-летия — подспорье в работе Герцена над философскими статьями. Из него видно, какие труды изучает Герцен, его сложное отношение к славянофильству, нарастание разногласий с Грановским и т.д.

Осень 1845 – возвращается к работе над романом «Кто виноват?» (Начат в Новгороде в 1841, и брошен в 1842 из-за холодного принятия первых глав друзьями). Роман пронизан пафосом борьбы с крепостничеством, искажающим все человеческие отношения, главный герой романа продолжает череду «лишних людей». Почувствовав себя писателем, еще не закончив «КВ», создает повести «сорока-воровка»(история крепостной актрисы, яркое художественное обличение антигуманности крепостничества) и «Доктор Крупов» (герой приходит к мысли, что человечество повально повреждено, корень зла – вместо действительных интересов всем заправляют мнимые).

Май 1846 – умирает отец, Герцен становится состоятельным человеком.

1846 – снят полицейский надзор, 1847 январь – переезжает с семьей границу с Пруссией. «Меня манила даль, ширь, открытая борьба и вольная речь, я искал независимой арены, мне хотелось попробовать свои силы на воле» - Герцен. Через Кенигсберг, Берлин, Ганновер, Кельн, Брюссель направляется в Париж, бывший для него олицетворением революции. Здесь возобновляются отношения с Сазоновым Бакуниным Анненковым. «Письма из Авеню Марини» (улица, на которой поселился) — изложение первых зарубежных впечатлений, которые стали 1-4 главами «Писем из Франции и Италии». Восторгается Европой. Выступает с развернутым изложением социалистических убеждений. Разглядел внутреннюю болезнь Западной Европы, описал новый для России образ буржуа — мещанская нравственность, любовь к деньгам и порядку. увидел два Парижа – буржуазный и пролетарский.

Октябрь 1847 — едет в Италию, где наблюдает освободительное движение, что возрождает его веру в социалистическое будущее запада и надежду на рев. Обновление Европы. Это в письмах с «Via del Corso”. Также вошедших в «Письма из Франции и Италии».

14 января 1848 решает посмотреть на Неаполь в революции. 11 февраля присоединяется к демонстрации по поводу подписания королем Фердинандом II конституции. Вернувшись в Рим узнает о баррикадных боях в Париже. 16 апреля – уезжает во Францию, так как не может не быть в Париже, когда там республика. В Париже участвует в политических банкетах. Остро переживает июньские дни, когда восстание пролетариев было жестоко подавлено лавочниками в мундирах. Цикл «Опять в Париже» + «С того берега» - драматическое восприятие Герценым поражения революции 1848-49 гг. Подвергает резкой критике социалистический утопизм и романтические иллюзии. Ставит под сомнение способность человеческого сознания верно отразить и предвидеть направление ист движения, отказывает в научности понятию «прогресс». Не видя на западе совпадения действительности хода истории с развитием общественной мысли, Пессимистически оценивает перспективы социального переворота на Западе.

Пришел к осознанию двух основных факторов социалистической ситуации 19в: поворота буржуазного либерализма к контрреволюции и неспособности пролетариата того времени взять власть в свои руки, построить социалистическое общество. Считает антидемократичным навязывание народу свободу и равенства сверху. Признавая закономерным кровавый характер прошлых революций, он не приемлет саму идею кровавой террористической революции как способа установления социалистического строя. Переворот должен не столько разрушить старое, сколько создать новые формы общественной жизни. Становится противником революции буржуазного типа, когда массы слепо участвуют в политическом перевороте.

1849-1852 — Париж-Швейцария-Париж-Ницце (из-за боязни ареста). Изучает полит жизнь Запада. Связи с западными демократами, но отказывается участвовать в политических действиях, имеющих целью совершить революцию без обходимых условий.

В 1849 пришел к мысли остаться на Западе, несмотря на разгул реакции. Чтобы работать, так как «борьба здесь». Приходит к выводу о необходимости начать заграничную русскую литературу. Берет на себя миссию знакомить Европу с Русью. В кн. «О развитии революционных идей в России» 1851 раскрыл революционной традиции как народа, так и интеллигенции. Впервые, анализ исторического значения восстания декабристов, деятельности Чаадаева, Белинского, спора западников и славянофилов, социалистической пропаганды петрашевцев. Вывод: Россия пойдет к социализму путем, отличным от западного.

Выдвинутая концепция «русского социологизма» сводилась к формуле: «человек будущего в России мужик, точно так же, как во франции работник». Для самого Герцена это своего рода преодоление социального пессимизма. в сельской общине он увидел зародыш будущего социалистического общества, возможность миновать путь западного, буржуазного развития. «Россия», «Русский народ и социализм», «Русское крепостничество».

Сент. 1850 — отказывается вернуться в Россию, суд признает его вечным изгнанником без прав. Летом 1851 натурализуется в одном из кантонов Швейцарии, чтобы не быть выданным русскому правительству.

1850-1852 — удары в личной жизни: 1851 — погибают в кораблекрушении мать и его младший сын Коля (события совпадают с контрреволюцией Луи Бонапарта), 1852 — смерть жены и только что родившегося сына (интервал в несколько часов).

Август 1852 — с сыном Сашей переезжает в Лондон (намеревался не надолго — остался на 12 лет). Общается с английскими демократами, поддерживает отношения с Мишле, Прудоном, Гарибальди и Гюго. Посвящает свою деятельность освобождению родине от самодержавно-крепостнического гнета. С этой целью в 1853 при помощи польских иммигрантов основывает Вольную русскую типографию (попытка создать подобную в Германии еще в 1850 не удалась). Первыми изданиями типографии стали листовки «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству», «Поляки прощают нас!», брошюра Герцена «Крещенная собственность». Собственные произведения Герцена «С того берега», «Прерванные рассказы», также статьи и стихи других авторов. Первое время все это практически не проникает в Россию, призыв Герцена к соотечественникам использовать его типографию не находит отклика. В 1853 приезжает Щепкин от имени московских друзей просит прекратить деятельность типографии. Во время Крымской войны занимал пораженческую позицию, что осложнило его положение.

Перелом наступил после смерти Николая I и оживления общественной жизни в России. 1855-1868 — альманах «Полярная звезда» (в названии указание на связь с декабристами). Печатались стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, материалы о декабристах, Философическое письмо Чаадаева, ряд сочинений самого Герцена. Политическая платформа «Полярной звезды» была сформулирована в «Письме к императору Александру Второму», с призывам дать свободу русскому слову и отмене крепостничества.

Приток материалов из России позволил начать выпуск «Голосов из Росиии» и др. Имя Герцена становиться символом свободы русского слова. В 50-х — 60-х годах Герцена в Лондоне посещают многие представители русской культуры: Тургенев, Л.Н. Толстой, Островский, Достоевский, Рубинштейн.

Апрель 1856 - в Лондон приезжает Огарев с идеей издания революционной газеты. 1857-1867 — издание первой революционной русской газеты «Колокол». С началом издания газеты начинается пятилетие самой бурной и влиятельной деятельности Герцена. Влияние «Колокола» сразу переросло влияние «Полярной звезды», чему способствовала яркая памфлетная форма многих из печатавшихся материалов. Возрастало число корреспондентов, с 1862 — Бакунин. До реформы 1861 Герцену были свойственны некоторые либеральные иллюзии о революции сверху, но после грабительского освобождения крестьян Герцен пересматривает свою политическую позицию. «Народ царем обманут!» - провозгласил «Колокол», вставший на защиту обманутых крестьян и бичевавший либералов, предавших интересы народа.

Рубеж 50-60 — спор между редакциями «Колокола» и «Современника». Связан с ограниченной информацией, доступной Герцену и его недопониманием трактовки социально-философической и эстетической проблем Добролюбовым и Чернышевским. Для объяснения в 1859 Чернышевский совершает поездку в Лондон.

Важнейшей заслугой Герцена как издателя «Колокола» было воспитание нового поколения революционеров. «Как декабристы разбудили Герцена, так и Герцен и Его Колокол помогли пробуждению разночинцев» (Ленин :D). Деятельность «Колокола» способствовала созданию революционного подполья.

1862 — апогей «Колокола» (35 номеров общим объемом 288 страниц.), но одновременно и отток от Герцена дворянского читателя. Реакционная травля Герцена. Тогда же разрыв со многими давними друзьями, из-за их либерального соглашательства с царской репрессивной политикой.

Понимая неподготовленность польского восстания 1863-64 тем не менее открыто выступил в защиту повстанцев, хотя знал, что это вызовет негодование многих бывших его почитателей, захваченных квазипатриотизмом. Все определеннее делая объектом своих надежд «Новую Россию» все с большей настороженностью относится к проявлениям незрелости и авантюризма русского революционного движения. После событий в Польше в «Колоколе» все чаще Россия подлая противопоставляется «Росии Новой». Когда в Женеве собралось достаточно много русской революционной молодежи Герцен предпринимает попытки сближения с ними. Кон.1864-65 участвует в съезде эмигрантов в Женеве, что укрепило его мысль, что ««Колокол» издавать в Лондоне при новом взмахе в России нельзя».

15 марта 1865 навсегда покидает Англию. Встречается с Гарибальди и Гюго. Начинает издавать колокол в Женеве. Но надежды на подъем революционного движения. В России не оправдались, после покушения Каракозова в 1866 году они рассеиваются. Не произошло и сближения с молодой иммиграцией, несмотря на немалые усилия.

1867 — последний выпуск Колокола. Потом еще будет 15 номеров газ. Kolokol на французском языке. И ряд русских к ней приложений. В личной жизни снова беда: вторая жена с 1857 — Тучкова-Огарева не смогла найти подхода к старшим детям, близнецы от нее родившиеся в 1861 году умерли от дифтерита в 1864. Еще была дочь от 1858 года.

Конец 1860-х - нападки революционных «птенцов» и разногласия с Бакуниным, который был прямолинейно революционен и упорно игнорировал экономические и нравственные стороны революции, был сторонником переворота, неразборчив в людях и участвовал в прокламационных авантюрах с Нечаевым.

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Замысел этого произведения как рассказ о семейной драме возник в 1852 году. Но по мере написания «Былое и думы» превращались в «Биографию человечества». Герцен работал 15 лет, не давая книге определенной формы. НЕ поддается определению жанра — слияние воспоминаний и публицистики, дневника и литературных портретов, беллетристических новелл и строгих фактов.

Уехав из Англии Герцен буквально мечется по Европе, спасаясь «удободвижимостью которая развлекает»: Женева, Ницца, Флоренция, Берн, Марсель, Люцерн, Брюссель, Париж.. Нарастает конфликт в семье. В революционном движении Герцен стоит особняком: со старыми товарищами он более расходится, а с новыми революционерами — не может найти контакта из-за нетерпимости их вожаков. В 1867 отказывается от участия в конгрессе «Лиги мира и свободы», в которой активно действовал Бакунин. Зато его внимание привлекают конгрессы I Интернационала и нарастание рабочего движения в Европе, возрождается вера Герцена в революционную активность западных работников.

1870 - «К старому товарищу» - вершина идейных поисков и теоретическое завещание Бакунину. Здесь выступает против призыва Бакунина к немедленному социальному перевороту, требования не «учить» народ, «бунтовать» его, идеи уничтожения государства. Герцен писал, что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое общество. Для этого нужны созидательные идеи, развитое народное сознание.

Январь 1870 — простужается, быстрое развитие воспаления легких привело к смерти.

11(23)января 1870 прах погребен на кладбище Пер-Лашез. Из-за множества присутствующих на похоронах демократов и рабочих полиция принимала меры, чтобы процессия не переросла в демонстрацию. Присутствовал декабрист Тургенев. В том же году прах Герцена, согласно его завещанию, был перезахоронен в Ницце.

Наши рекомендации