Понятие международного права и его особенности
Понятие международного права и его особенности
Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.
Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия.
Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jusgentium" ("право народов").
Реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствамикак суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.
Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главными принципами реализации его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.
Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения.Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом. Суверенитет государства осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (parinparemnonhabetimperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.
Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов
1.6 Принцип суверенного равенства государств
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
1.8 Принцип нерушимости государственных границ
1.9 Принцип территориальной целостности государств
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод
В отличие от императивных норм остальные нормы международного права являются диспозитивными,то есть соглашением государств может быть установлено иное правовое регулирование соответствующих отношений, нежели то, что следует из общего международного права.
Под международным правом, если прямо не указано иное, понимают как общее международное право, так и локальные международно-правовые нормы.
При разграничении объекта и предмета международного права следует учитывать, что объект – это то, по поводу чего субъекты могут вступать в правоотношения, на что воздействует международное право, а само такое воздействие является предметом международного права. Поэтому следует отличать объект международного права от предмета международного права, то есть от самих международных правоотношений.
Под предметом международного права принято понимать такие международные отношения, которые могут складываться в процессе реализации субъектами международного права своих прав и обязанностей. Такие отношения регулируются принципами и нормами международного права. Предмет международного права, как и объект международного права, лежит в основе деления международного права на отрасли. Так, различаются правоотношения по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров (право международных договоров), в области использования морей и океанов (международное морское право), использования и исследования космического пространства и небесных тел (международное космическое право) и так далее.
Пространственная сфера
Пространственная (или, менее точно, территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право. Поскольку основным критерием для определения сферы действия международного права является его объект, то можно смело утверждать, что оно действует всюду, где есть межгосударственные отношения.
В договорной практике удобства ради речь обычно идет о территориальной сфере действия или применения. Очевидно, исходя из этого, некоторые юристы отождествляют пространственную и субъектную сферы. Совпадение двух сфер имеет место в тех случаях, когда речь идет о нормах, обязывающих государство к их осуществлению в пределах его территории. В других случаях они могут существенно расходиться. Так, действие универсальной нормы, обязательной для всех государств, может ограничиваться космическим пространством или Антарктикой и не иметь отношения к территории участников. С другой стороны, двусторонний договор может запретить участникам испытание ядерного оружия не только на их территории, но и где бы то ни было, т.е. может иметь глобальную сферу действия. Наконец, у такого субъекта, как международная организация, вообще нет своей территории.
Этот вопрос не смогла удовлетворительно решить и Комиссия международного права ООН. В представленном ею проекте статей о праве международных договоров содержалась статья "Применение договоров к территории", при прочтении которой создавалось впечатление, что национальное и международное право действуют на государственной территории на равных основаниях. Учитывая это, автор от имени советской делегации на Венской конференции по праву международных договоров предложил новую формулировку, которая и была принята без изменения: "Статья 89. Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории". Следовательно, была признана правильной формулировка, согласно которой нормы международного права обязывают государство, и уже оно обеспечивает осуществление норм на своей территории.
Понятие "вся территория участника" включает не только государственную территорию, но и выходящие за ее пределы пространства, на которые в той или иной мере распространяется юрисдикция государства в соответствии с международным правом.
Таким образом, наблюдается явная тенденция к расширению сферы действия международного права на все новые межгосударственные отношения. Объясняется это как появлением новых видов взаимодействия государств, так и растущей потребностью в правовом регулировании.
Классическое мп
Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642-1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций ХVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права. Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат (первый дипломатический конгресс) сформулировал новые, ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 годы и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие: 1. – договор – главный источник мп 2. – демократизация мп 3. – колониализм 4. – война, как нежелательный но возможный способ разрешения международных разногласий
Международному праву Средних веков не были широко известны демократические принципы. Такими принципами являлись народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др. При капиталистическом укладе жизни эти принципы становятся неотъемлемой ее частью и находят свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и др.). Рост количества международных договоров связан, конечно же, с образованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей. Появились первые специализированные международные организации, ведающие отдельными вопросами: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Начали заключаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать правовой режим важнейших морских каналов и проливов (Бульвер-Клейтоновская конвенция 1850 Г., заключенная между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала и др.) Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно в соответствии с предложением голландского ученого К. Бинкерсгука, сделанным им в 1702 г., стало пониматься как часть Мирового океана, примыкающая к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Практика международной жизни свела это предложение к 3-х мильной полосе, считая от линии наибольшего отлива. Международный договор постепенно становится главным источником международного права. Структура большинства международных договоров трехзвенная: преамбула, основные положения, заключительная часть. Нередко появляются приложения к договорам. Основными способами обеспечения договоров являлись различные международные гарантии и поручительства в отличие от
существовавших ранее дачи клятв, взятия заложников. качестве важнейшего элемента международной правосубъектности, как и раньше, оставалось право государств на войну. Осуждение войны носило лишь моральный характер. Юридического запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением. Но если иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, государства могли обратиться к войне. Международные соглашения той эпохи содержали формулировки типа «государства, прежде чем начать войну, должны использовать все мирные средства разрешения споров.) Но все это было лишь рекомендациями, обращенными к государствам. Государства могли следовать им, могли и не следовать. По-прежнему война прекращала действие всех договоров между государствами - участниками войны.
10. МП после 2 Мировой Войны
Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права. Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях. Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".
В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике. В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая. Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. так, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права.
Современное МП
Фундамент современного межд. права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление.
В основу межд. права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного межд. права является утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд. права, которые являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд. права. Создание развитой системы межд. организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.
Можно назвать следующие характерные признаки современного МП:
- запрещение применения силы и угрозы силой, мирном разрешении межд. споров;
- отказ от концепции «международное право - право цивилизованных народов»;
- гибкое сочетание универсального, общего, регионального, локального и партикулярного регулирования международных отношений;
- наличие эффективных механизмов создания, обеспечению и применения международного права;
- возрастание роли международных организаций;
- гуманизация международного права;
- возрастание роли процессуальных, процедурных компонентов между международного права;
- расширение сферы международно-правового регулирования.
Глобализация и МП
С развитием глобализации происходит укрупнение акторов мировой политики; на первый план выходят региональные интеграционные сообщества и различные военно-политические блоки, которые и определяют современную
геополитику, т.е. сегодня мы видим, что именно интеграционные и военно-политические блоки определяют современные геополитические реалии. Это становится тем более очевидным с превращением событий, развивающихся вокруг Украины, в явную угрозу, способную взорвать мир не только в регионе, но и во всем мире, становится все более очевидно, что Соединенные Штаты, которые в украинском контексте действуют в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом и НАТО. Поэтому в начале ХХI века новой тенденцией в развитии международного права является становление такой его отрасли как интеграционное право, которое и направлено на изучения закономерностей и динамики развития новых акторов мировой политики. Интеграционные процессы, без которых невозможно представить современных международных отношений [4. С. 24-26], заставляют по-новому взглянуть на ряд правовых категорий. Основной из таких категорий является суверенитет. Можно очень долго перечислять имена ученых, занимавшихся проблемой суверенитета, начиная с Ж. Бодэна, заложившего основы концепции суверенитета, и заканчивая ведущими современными юристами, однако следует подчеркнуть, что сегодня интеграционные процессы развиваются настолько стремительно, что доктрина часто «не успевает» отразить те правовые явления, которые порождены глобализацией. Следует подчеркнуть, что именно развитие интеграционных процессов в двадцать первом веке привело к пониманию того, что эволюция концепции суверенитета на сегодняшний день еще не закончена. Сегодня вопрос о суверенитете связан, в первую очередь, с формированием интеграционных сообществ, с развитием новой отрасли международного права – интеграционного права. Таким образом, в век глобализации для достижения своих национальных интересов государства создают региональные интеграционные сообщества и военно-политические блоки. На сегодняшний день именно эти акторы, пытаясь обеспечить или сохранить свое доминирующее положение и установить контроль над процессами, происходящими в различных регионах мира, стремятся обеспечить свое доминирующее влияние в мировой политике. Поэтому можно говорить о том, что интеграционное право сегодня служит своеобразным механизмом, целенаправленно используемым для регулирования процессов, вызванных глобализацией.
Система
Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных норм международного права, которые распределяются по относительно обособленным комплексам, направленным на регулирование однородных общественных отношений. Она включает отрасли, институты и нормы.
Отраслями международного права являются комплексы норм, регулирующих качественную однородную сферу международных отношений. К традиционным относят право международных договоров, право международник организаций, право внешних сношений, международное морское право, право международной безопасности, право вооруженных конфликтов. Среди относительно новых отраслей права необходимо назвать: международное право прав человека, международное уголовное право, международное экономическое право, международное экологическое право, международное атомное право, международное воздушное, международное космическое право, международное трудовое право и некоторые другие.
Институтом международного права является система относительно обособленных норм в пределах определенной области международного права, регулирующих отдельную группу взаимосвязанных международных отношений (международное признание, международная ответственность, правопреемство)
Норма международного права - это юридически обязательное правило поведения государств и других, субъектов международного права в международных отношениях.
Понятие международного права и его особенности
Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.
Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия.
Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jusgentium" ("право народов").
Реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствамикак суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.
Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главными принципами реализации его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.
Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения.Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом. Суверенитет государства осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (parinparemnonhabetimperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.