Глобальные риски современной Африки
Цивилизационные риски мирового беспорядка
Современную Африку не обошла стороной ни одна из острых проблем новейшей истории. Терроризм в некоторых из африканских стран стал одним из элементов жестокой повседневности, племенные и межконфессиональные конфликты потрясают многие государства и приводят к многочисленным жертвам, миллионы людей десятилетиями не могут выбраться из ужасающей нищеты. Ситуация кажется безнадежной, хотя очень не хочется верить, что она действительно такова.
Глобализация в ее современном варианте не расширяет, а резко сокращает область устойчивости миропорядка. Благодаря новым финансовым, информационным, технологическим возможностям международные игроки теперь способны оказывать глобальный и эффективный прессинг на общественное мнение в разных странах, политическую стабильность, общее состояние международной безопасности. Разноцветие реальных и виртуальных акций, мировых политических и финансовых игр не только выходит за границы сложившегося миропорядка, но и проявляет способность обрушить многие его устои. Система глобального доминирования небольшой группы государств во главе с США задает упрощенные, жесткие параметры международной безопасности. Возникающий новый мир реализует такие варианты самоорганизации и саморегуляции, которые, строго говоря, находятся уже за рамками мировой цивилизации или мировой культуры как сети взаимодействий основных международных субъектов. Мировые процессы становятся более самопроизвольными, неопределенными, закрытыми для универсального понимания. Отсюда целый ряд ключевых рисков нарастания глобального хаоса:
»разрушение механизмов формирования и согласования национальных интересов;
»локализация принципа realpolitik — безопасность, прежде всего, глобальная;
»распространение практики нелегитимного принуждения и насилия;
»институционализация в широких масштабах применения насилия;
»расширение «теневой зоны» как части нового мирового порядка.
Проблема безопасности
Для большинства африканских государств решение проблемы безопасности представляется не как задача усиления государственной военной машины, а исключительно как возможность эффективно решить ряд взаимозависимых и жизненно необходимых задач для выживания и воспроизводства собственного населения.
Говоря о военно-политических измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский континент, как и вся «зона четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.
Задача укрепления безопасности африканских государств невозможна сегодня без участия международных организаций, реализации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреждения и реакции на возникающие конфликты под эгидой международного сообщества при непосредственном участии общеафриканских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.
Миграция
Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политической дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с миграцией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африканцев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отношении массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.
Южная Африка — индустриальная страна, которая предоставляет много возможностей другим африканским странам, нуждающимся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских мигрантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Южная Африка является «большим братом», который должен принимать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не прибегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им политической нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды.