Причины популярности ваххабизма на Кавказе
В начале 90-х годов XX в. тотальный контроль со стороны государства за деятельностью исламских организаций прекратился, и это значительно облегчило ведение миссионерской деятельности. Основная масса тех, кто называл себя мусульманами, имела лишь самые общие и не всегда верные представления о своей религии. Подобная неграмотность населения привела на первых порах к резкому увеличению численности реформаторски настроенных мусульманских общин, призывавших вернуться к «чистому» исламу. Действительно, за 70 лет господства атеизма на Северном Кавказе под видом ислама бытовали верования и обряды, которые порой противоречили духу и букве Корана и Сунны пророка. Наиболее тяжелым бременем на них ложилась традиционно пышная на Северном Кавказе церемония похорон и поминовения усопших.
Одним из путей проникновения ваххабитской идеологии в Россию стала учеба молодых людей из республик Северного Кавказа в Саудовской Аравии и Кувейте. Только из Республики Дагестан исламское образование за границей получили около 1500 юношей.
Многих мусульман привлекали простота и доступность провозглашаемых идей, здоровый образ жизни членов ваххабитских общин, царящий в них «дух братства» (принятое обращение среди членов джа-маатов — «брат»). Немалую роль сыграли разорение и безработица экономически активного населения, рост негативных настроений в связи с коррупцией в руководстве государства и преступностью. Ваххабитские проповедники активно критиковали все эти негативные явления в современном северокавказском обществе, умело использовали в своих целях идеи братства и социальной справедливости, заложенные в исламе, и призывали немедленно и любыми методами установить шариат для устранения существующих пороков.
Успеху ваххабитской пропаганды способствовала также солидная помощь зарубежных негосударственных исламских фондов, в основном из Саудовской Аравии и Кувейта. На их средства, в частности, велась активная издательская деятельность и даже предпринимались попытки организовать теле- и радиовещание соответствующей направленности на территории так называемой Кадарской зоны в Буйнакском районе Дагестана. Широкую известность получили благотворительный фонд «Аль-Харамейн», «Аль-Ига-са», международная исламская благотворительная организация «Тайба», Всемирная ассамблея исламской молодежи, Общество социальных реформ, Международная исламская организация спасения, фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим» и др.
Организационная структура ваххабитского движения на Северном Кавказе довольно проста. Каждый джамаат возглавляет амир — человек, руководящий как его религиозной, так и общественной жизнью. Джама-аты обычно автономны, хотя знают о существовании друг друга и контактируют. Однако какой-либо объединяющей организации или партии у ваххабитов в регионе нет. Каждая община старается обзавестись двумя немаловажными исламскими институтами: школой при мечети и шариатским судом. В основном это удавалось достаточно крупным джамаатам на территории Северо-Восточного Кавказа, попытки же создания таковых на территории Северо-Западного Кавказа достаточно быстро были пресечены властями.
При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!
Лекция 31: "ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ"
Лекция 31: "ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ"
Образование новых государств в Латинской Америке
История колонизации Америки
Американский материк был открыт для завоевания и последующей эксплуатации в 1492 году Христофором Колумбом, мореплавателем, состоявшим на испанской службе. Испанцы пришли первыми на эти богатые земли.
Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV - начале XVI в., т.е. в эпоху средневековья. Завоевание "Индий" (так официально именовались испанские колонии) рассматривалось как миссия, обращение в христианство язычников-индейцев, но оно осуществлялось военно-феодальными методами.
Большая часть индейских племен жила еще первобытнообщинным строем. Только майя, ацтеки и инки перешли уже к земледельческой культуре, знали частную поземельную собственность, классовое расслоение и некоторые атрибуты государственности.
Используя свое военное превосходство и доверчивость индейцев, испанцы залили их кровью огромные территории - от Мексики до Огненной земли. Спустя несколько лет после завоевания практически все индейцы были истреблены. Там, где существовала традиционная индейская государственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т.д.).
Первый удар испанцев приняли на себя индейские племена Вест-Индии: Кубы, Гаити, Пуэрто-Рико. В 1518-1521 гг. испанский вооруженный отряд во главе с Кортесом захватил Мексику, разрушив древнее ацтекское общество и «государство».
Через несколько лет началось завоевание Южной Америки. Первой его жертвой сделалась «империя» инков, находившаяся на территории Перу.
В XV же столетии в Южной Америке стали возникать первые португальские поселения, положившие начало порабощению Бразилии. К середине XVI века огромные пространства Южной Америки перешли к испанской короне. Труднее всего Испании досталось завоевание Аргентины, где индейцы вели беспощадную борьбу с угнетателями.
Северная Америка была колонизована позже, в XVII столетии. Ее поделили Англия и Франция.
Принятая в Южной Америке (со времен Колумба) система принудительного труда давала право белому поселенцу держать у себя в хозяйстве такое количество рабов-индейцев, какое только он в состоянии захватить. Обоснование этой системе дала, конечно, церковь: «будучи свободными, индейцы могут возвратиться к язычеству».
Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадоров и католической церкви. Широкое распространение получила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев.
Юридически считалось, что индейские общины, находившиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж - долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях.
С началом XVIII века в испанских и португальских колониях в Америке господствуют две формы землевладения: так называемая асьенда и рабовладельческая плантация. Занятые в асьенде работники (батраки) были лично свободны, но они не имели земли и потому поступали в пожизненную или наследственную кабалу землевладельца. Асьенда представляла собой весьма устойчивый тип феодальной эксплуатации крестьянства, главным образом индейского.
Система колониального управления
Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии.
На вершине властной пирамиды стоял испанский король, общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая палата, а с 1524 г. - созданный при королеСовет по делам Индий, первый в мировой истории специализированный центральный орган колониальной администрации. Высшую власть в самой Америке осуществляливице-короли, которые олицетворяли собой испанскую корону.
К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства:
- Новая Испания (столица Мехико - Мексика и Центральная Америка),
- Новая Гранада (столица Богота - Венесуэла, Эквадор и Колумбия),
- Перу (столица Лима - Перу и Чили),
- Рио-де-ла-Плата (столица Буэнос-Айрес - Боливия, Парагвай, Уругвай и Аргентина).
В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначалисьгенерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий.
К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой пограничной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.
Важную роль в колониальном управлении играли создаваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.
В провинциях, на которые делились колонии, руководство администрацией, судом, церковью осуществляли губернаторы, которым были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интендантыи субделегаты.
Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, замещались исключительно выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".
Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претендовать на самостоятельность в политической жизни.
К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование.
Образование новых государств в Латинской Америке
Освободительное движение в Латинской Америке
Политика метрополий порождала недовольство у различных слоев населения (индейцы, метисы, мулаты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному режиму проистекала все же со стороны наиболее влиятельной политической силы в колониях - латифундистов-креолов, а также со стороны усиливающейся местной буржуазии. В силу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и политической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Образование Соединенных Штатов и Великая французская революция — два события всемирно-исторического значения — положили начало освободительной революции во всем западном полушарии.
Большое влияние на развитие освободительного движения в Латинской Америке оказала французская революция XVIII в. и ее конституционные документы.
В ночь на 22 августа 1791 года черные рабы Гаити (французской части колонии Сан-Доминго) подняли восстание против угнетателей и Франции. Вождем восстания стал талантливый негр Туссен-Лувертюр. Армия Туссена раздавила сопротивление плантаторов, отбила наступление Англии, пытавшейся прибрать к рукам Гаити, вынудила капитулировать французский экспедиционный корпус генерала Леклерка, посланный Наполеоном. В 1804 г. Гаити завоевала свободу и в 1806 г. провозглашена независимым государством.
В последствии Туссен-Лувертюр, поверив генералу Леклерку, обещавшему мир, приехал для переговоров и был схвачен. Вскоре Туссен умер в одной из французских тюрем, закованный в кандалы.
Война за независимость в Латинской Америке началась после того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с метрополией.
Война Франции против Испании, приведшая к воцарению в 1808 г. на испанском престоле одного из Бонапартов, создала благоприятные условия для национально-освободительной революции в испанских колониях.
Революцию возглавили крупные землевладельцы — креолы, но основную массу сражающихся армий составили крестьяне — индейцы и метисы.
В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.
В 1810 году революция началась в Аргентине. Восставшие свергли вице-короля. Руководство страной перешло в руки революционного совета — хунты. В 1816 году Аргентина провозгласила себя независимой от Испании.
Особенно трудной война с Испанией была в Мексике, где национально-освободительная программа дополнялась программой социальных преобразований: конфискации крупных поместий, отмены рабства, введения демократических свобод. В 1821 году испанская армия была разбита и Мексика стала независимой.
После трудной борьбы с испанской армией (к 1822 г.) добились независимости Эквадор, Венесуэла и Колумбия.
Аргентинская повстанческая армия (около пяти тыс. человек) освободила Чили и высадилась в Перу. Здесь она некоторое время действует в союзе с армией Боливара. «Венцом стратегического искусства» революционных армий стал их общий фронт, объединивший повстанческую армию Севера (во главе с Сан-Мартином). Окончательный разгром испанской армии в Перу и вместе с тем полное изгнание Испании из Америки произошли в 1825-1826 гг. В 1825 году становится независимой Боливия.
Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Америки, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы.
Уже на первом этапе освободительной войны создавались правительственные хунты, которые не просто руководили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государственные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты вырабатывали конкретные формы организации политической и государственной власти, которыми заменяли старую колониальную администрацию.
По мере успехов освободительной войны (главным образом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали независимость отдельных колоний. Как правило, это происходило путем принятия специальных деклараций о независимости.
К концу освободительной войны на месте бывших испанских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.
Война за независимость в Латинской Америке, в виде антиколониального движения, дала толчок этнической интеграции и формированию в последующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т.д.) и соответствующей им национальной государственности.
Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные традиционные привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и помещичьими кругами, не способны были самостоятельно бороться за осуществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободительного движения (например, С. Боливар) проявили осторожность и непоследовательность при подходе к решению политических и особенно социальных вопросов.
Государства Центральной Америки
Центральная Америка (Никарагуа, Гватемала и др.) добились независимости в 1821 году.
Отделение Бразилии от Португалии совершилось иным путем. Оно было декретировано «сверху», но под давлением «снизу» (в 1822 г.).
Сын и наследник португальского короля Педро, оказавшийся в Бразилии, отказался подчиниться приказу португальского парламента о возвращении на родину и заявил об отделении Бразилии: день 9 января 1822 года вошел в историю Бразилии под названием «Я остаюсь». Португалия была слишком слаба, чтобы настаивать на своих «правах».
Национальные революции в Южной Америке имели своим результатом возникновение республик: Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Боливии, а после распада «Великой колумбийской республики» — Колумбии, Венесуэлы и Эквадора.
В Центральной Америке с 1819 года обрели независимое существование (почти без борьбы) республики: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.
Бразилия (ставшая на некоторое время «империей») сохраняла монархический режим до 1889 года. С этого времени сделалась республикой и она.
В 1844 году добивается национальной независимости Доминиканская республика. В 1898 году становится независимым государством Куба, в 1903 году — Панама.
Панама обязана своим существованием решению Соединенных Штатов проложить канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Колумбия, которой принадлежали перешеек и примыкавшая к нему территория, отвергла условия, предложенные правительством США, как невыгодные.
В ответ на это США совершают в Панаме «национальную революцию» и, как это затем стало обычаем, посылают свой флот для ее «защиты». Колумбии ничего не оставалось, как смириться.
Вместе с Мексиканской республикой и республикой Гаити образовалось двадцать Латиноамериканских государств.
В колониальной зависимости оставались следующие американские территории: английская, французская и голландская часть Гвианы, а также многие острова Вест-Индии (Мартиника, Ямайка и др.).
Новые конституции (всюду писаные) были построены по типу конституции Североамериканских штатов: президент, две палаты, узкий круг избирателей.
Вместе с тем сохранялось рабство негров и индейцев, а еще более пеонаж как система крепостнической (полукрепостнической) эксплуатации крестьянства в асьендах.
Формальная отмена рабства заняла в Латинской Америке почти целое столетие: с 1811-го (Чили) до 1888 года (Бразилия).
Свержение монархии и освобождение промышленности от феодальных ограничений, некоторое ослабление пеонажа (по сравнению с предшествующим периодом) позволяют считать латиноамериканские революции частью общего процесса перехода от феодализма к капитализму. Самый распад испанских колоний на множество республик был результатом местного сепаратизма, свойственного всякому феодальному землевладению.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Основой для политического дробления послужили старые испанские провинции, составлявшие в своей совокупности какое-либо вице-королевство — Новую Испанию (Мексика и Центральноамериканские области, а также Куба и Гаити), Новую Гренаду (северные провинции Южной Америки) и т.д.
Территориальное размежевание было совсем не мирным. В особенной степени трудным оказалось упрочение национальной независимости Уругвая (на который претендовали две мощные державы — Аргентина и Бразилия) и Парагвая.
По окончании войн за независимость страны Латинской Америки оказались в руках определенных политических клик, возглавляемых диктаторами — каудильо.
Существование конституций не имело ни малейшего значения, тем более что их непрестанно изменяли и переделывали применительно к нуждам данного режима или сообразуясь с понятиями данного каудильо.
По подсчетам У.Фостера («Очерк политической истории Америки»), в Венесуэле за сто лет конституции менялись 15 раз, в Эквадоре — 13, в Боливии — 19.
С началом экономического проникновения в Латинскую Америку Соединенные Штаты используют «революции» и каудилизм в своих интересах. Диктатуры, установленные с помощью Вашингтона, неизменно оказываются наиболее антинародными, наиболее продажными, наиболее террористическими (в Венесуэле Панаме, на Гаити и др.).
Конституция Бразилии 1891 г. копирует по форме конституцию США: государственный строй и даже федеральное устройство. Каждый из ее 20 штатов располагает некоторой административной и судебной автономией. Официальным названием государства сделалось «Соединенные Штаты Бразилии».
«Демократические» войны США в Латинской Америке
Среди войн (более ста), которые США с момента своего образования вели, большая часть приходится на Латиноамериканские страны. Первой крупной агрессией США явился захват северных провинций Мексики в 1846 году.
Сначала правительство США спровоцировало переворот в Техасе (принадлежавшем Мексике), затем самовольно присоединило эту территорию к своей; после того был предпринят провокационный набег на Мексику, а когда последняя попробовала защищаться, США объявили ей войну. Авраам Линкольн, будущий президент США, осудил эту войну, президент США Грант назвал ее одной из самых несправедливых войн, которую когда-либо сильная нация вела против слабой. Но дело было сделано. На захваченной у Мексики территорий выросли штаты Техас, Калифорния, Аризона и др.
С 1876 года в Мексике установился реакционный режим президента Диаса — индейца по происхождению.
Восстание 1910 года, переросшее в национально-освободительную, буржуазно-демократическую революцию, свергло режим Диаса. В 1917 году Национальный конгресс выработал новую конституцию Мексики, буржуазно-демократическую по своему содержанию. Конституция создавала демократическую республику с всеобщим мужским избирательным правом, она провозгласила отделение церкви от государства.
В 1898 году настала очередь Кубы и Пуэрто-Рико, двух последних колоний Испании в Западном полушарии. США искали повод к войне с Испанией и нашли его, когда в порту Гаваны был неожиданно потоплен крейсер «Мэн».
После кратковременной военной кампании Испания должна была отказаться от Кубы и других своих владений, включая Филиппины. Они перешли к США.
Приблизительно в тот же период Соединенные Штаты начинают экономическое завоевание Латинской Америки, вытесняя Англию. Американские компании захватывают добычу ценных металлов, а затем и нефти.
Несколько отвлекаясь от темы, но, имея в виду постоянные вопросы, задаваемые на лекциях, прибавим следующее. В 1867 году Соединенные Штаты заключили сделку с царским правительством России. За ничтожно малую сумму - 7,2 млн. долларов - они купили у нее Аляску, открытую русскими мореплавателями. На этой территории было добыто затем (по данным У.Фостера) на 400 млн. долларов золота и на такую же сумму меди и серебра.