Цивилизационные основы индийской геополитики
Индия одна из немногих стран, которые называют колыбелью человеческой цивилизации. Еще в VII—VI тыс. до н.э. населявшие ее первобытные племена перешли от охоты, рыболовства и примитивного собирательства к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству. А в конце III тыс. до н.э. в долине реки Инд, на территории современных Северо-Западной Индии и Пакистана, возникла высокоразвитая культура городских поселений — Хараппская, названная по имени местечка, рядом с которым были произведены археологические раскопки. Предположительно в это же время началось растянувшееся на несколько столетий переселение многочисленных индо-арийских племен в Индию из области южнорусских степей, Приуралья и Прикаспия через территорию современной Средней Азии, Ирана и Афганистана. Продвигаясь на восток и юг страны, они либо ассимилировали, либо оттесняли в лесистые горы носителей Хараппской культуры и многочисленные дравидийские и австралоидные (ведлоидные) племена. В дальнейшем родственные племена объединялись, смешивались, образуя новые общности, однако ни в древности, ни в Средние века крупные единые народы так и не сложились.
Большинство индийцев (более 70 %) говорят на языках индоарийской группы хинди (около 40% населения), бенгали, маратхи, урду и др. В разных языках используются и различные виды письменности: в настоящее время их насчитывается 24. В обиходе на этих языках говорит лишь немногим более половины населения Индии. Остальные используют местные языки и их диалекты. Всего таких «незарегистрированных языков» около 500, а также несколько сотен их диалектов и местных говоров. Примерно столько же (около 500) насчитывается в Индии малых народностей, или «зарегистрированных племен».
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Основы современного административного деления Индии были заложены в период английского колониального завоевания (середина XVIII — середина XIX вв.), когда большая часть страны, разделенная на крупные провинции, вошла в состав Британской Индии. Меньшая часть состояла из 500 вассальных княжеств. После получения Индией независимости в 1947 г. практически все княжества были присоединены к ближайшим к ним штатам — бывшим провинциям Британской Индии. Отдельные штаты образовали княжества Кашмир, Трипура и Манипур, еще одна группа княжеств объединилась в штат Раджастхан. При проведении границ штатов учитывался этнический состав населения, поэтому, как правило, в штате проживает одна из основных народностей Индии, и делопроизводство там ведется на одном из «зарегистрированных языков». Всего в стране насчитывается 25 штатов.
Помимо штатов в Индии существует семь союзных территорий, образованных в основном из бывших французских и португальских колоний. Они были малозаселены и охватывали небольшую территорию, поэтому не могли получить статус полноправного штата. К союзным территориям относится и Дели (плошадь 1,5 тыс. км2, население 9,4 млн человек).
Геополитический код Индии
Почти 200 лет Индия была под властью Великобритании. Колонизация Индии европейцами началась в XVI в. Индийский народ не переставал бороться за независимость. Наиболее известно синайское восстание 1857—1859 гг.
Многолетняя борьба Индии за независимость связывается в первую очередь с именем Махатмы Ганди. Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) — вождь индийского национально-освободительного движения, с 1920 г. лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК). На его учение — гандизм — немалое влияние оказала философия вед. Еще при жизни Ганди стали называть Махатма — Великая душа.
15 августа 1947 г. Индия обрела независимость.
Становление независимой Индии, ее политической системы, выработка ее геополитического кода связана с именем ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру (1889—1964), почитаемый на родине как «архитектор новой Индии».
Геополитический код Индии, своими истоками восходящий к древним традициям индо-буддийской цивилизации, Дж. Неру сформулировал в книге «Открытие Индии». Он опирался на традицию политического и культурного синтеза.
Неру всегда придерживался старой индо-буддийской идеи, что если в мире есть божественная сущность, то каждый человек обладает ее частицей и способен ее развить. В 1958 г. в статье «Основной подход» эта мысль кладется в основу социальной программы классового примирения. Это рассуждение ведет к старой концепции Вед, согласно которой все, чувствующее и нечувствующее, является частью органического целого и во всем есть искра того, что можно назвать божественным импульсом, или, основной энергией жизненной силы, наполняющей Вселенную.
Сформулированный Неру геополитический кодекс Индии включает три уровня ее геополитического позиционирования:
= на местном уровне Индия предложила неофициальный протекторат над небольшими гималайскими королевствами Непалом и Бутаном и отеческое отношение к Шри Ланке;
= на региональном уровне констатировалось острое соперничество с Пакистаном в Южной Азии и с Китаем в более широком азиатском масштабе;
= на глобальном уровне Индия претендовала быть мировой державой. Эта претензия базировалась на нетрадиционном для геополитики критерии: Неру выступил как основатель движения неприсоединения и творец новой архитектуры политического порядка, опирающейся на политический синтез, а не на противопоставление (биполярность) двух систем — капитализма и социализма.
Индийский геополитический код Дж. Неру включает:
а) политику «позитивного нейтралитета», направленную на борьбу за мир, международное сотрудничество, против угрозы войны;
б) разработку концепции «Панча шила» — пяти принципов межгосударственных отношений.
Предложенные Неру пять принципов«Панча шила» включали:
1- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;
2- ненападение;
3- невмешательство во внутренние дела друг друга;
4- равенство и взаимную выгоду;
5- мирное сосуществование.
При жизни Неру Индия сумела организовать широкое международное движение неприсоединения в рамках «Панча шила». Но после его смерти страна, раздираемая внутренними противоречиями, перестала играть важную роль на мировой сцене. Несмотря на это, наследие Неру для Индии до сих пор значимо как принцип неприсоединения. Поэтому геополитики выделяют Южную Азию как особый геополитический регион мира.
Внутриполитический курс Дж. Неру
Сущность «курса Неру» «достижение общества, основанного на принципе равновесия преемственности и перемен» в экономической политике состоит в следующем:
≈осуществление поддержки национального предпринимательства, его защита от иностранной конкуренции,
≈государственное регулирование частного сектора,
≈жесткий контроль над финансовыми операциями,
≈в государственном секторе — преимущественное развитие основных отраслей тяжелой промышленности и энергетики.
С 1991 г. в стране проводится экономическая реформа, направленная на ослабление государственного контроля над частным бизнесом, и осуществляется приватизация некоторых государственных предприятий.
За годы независимости общий объем промышленного производства возрос более чем в девять раз, и Индия вошла в первую десятку промышленно развитых стран мира.
Если в колониальной Индии основными отраслями промышленности были текстильная, угледобывающая и пищевая, то за 60 лет независимого развития в стране созданы практически все отрасли современного промышленного производства (кроме гражданского самолетостроения), включая сложную электронику, автомобилестроение, атомную энергетику (в 1998 г. прошли первые испытания ядерного оружия). С 1962 г. в Индии осуществляются космические исследования, в 1975 г. советской ракетой-носителем был выведен на орбиту первый индийский спутник, а с 1980 г. начались запуски космических ракет индийского производства.
Вызовы и угрозы современной Индии
Во многом возрастание политического веса Индии в международной политике связано с ее способностью решить внутриполитические проблемы, истоки которых берут начало в древности. Если попытаться структурировать их по значимости, то можно представить следующую иерархию угроз.
Демографический бум, нищета и неграмотность
Основная социально-экономическая проблема Индии — это перенаселенность и весьма низкий жизненный уровень. В течение XX в. плотность населения страны возросла в три с половиной раза, причем лишь 30— 35% индийцев принадлежат к среднему классу, около 1 % составляют богатые, остальные 65—70% населения — беднота, в 1991 г. неграмотными были 48% населения. Следствием этого является политическая нестабильность и частые конфликты.
Кастовая система Индии
Это явление уникальное. В Индии насчитывается 3 тыс. каст. Еще в эпоху вед возникло иерархическое деление общества на четыре сословия (варны):
›брахманы (жрецы, учителя, ученые);
›кшатрии (воины, правители, знать);
›вайшья (земледельцы, торговцы, скотоводы);
›шудры (зависимые земледельцы, ремесленники, слуги).
Постепенно внутри варн появились более мелкие образования — касты (докати), отражающие социально-классовые отношения в индуистском обществе, характерные для данной местности. Принадлежность к той или иной касте определена от рождения, а между кастами, в особенности между брахманскими и кшатрийскими, с одной стороны, и шудрскими — с другой, существуют многочисленные ограничения в бытовом общении, в частности на проведение совместных трапез. Кроме того, установлен либо полный запрет, либо ограничения на браки между членами различных каст.
Нижнюю ступень иерархии занимают так называемые вневарновые, или зарегистрированные, касты. В основном это потомки рабов и крепостных, в древности и Средневековье эксплуатировавшихся землевладельческой верхушкой сельской общины, а также выполнявших традиционно считающуюся «нечистой» работу кожевников, ассенизаторов, уборщиков, сторожей и т.д. Даже их прикосновение к лицам высших каст воспринимается, как осквернение, поэтому они получили название «неприкасаемые» («отверженные») - далиты (16,5% жителей страны).
Религиозный экстремизм
Много веков последователи различных религий в Индии, как правило, мирно соседствовали друг с другом. Положение изменилось в 1947 г., когда страна получила независимость и некоторые спорные пограничные территории были переданы Пакистану. Раздел происходил по религиозному признаку и сопровождался кровавыми столкновениями индуистов и сикхов с мусульманами, в ходе которых погибли сотни тысяч человек.
До сих пор различные политические партии, представляющие интересы религиозных общин, в первую очередь индуистов, постоянно провоцируют индуистско-мусульманские столкновения. Особенно это проявляется в Пенджабе и Кашмире.
Конфессиональный раскол
Подавляющее большинство населения Индии (82,6%; данные 1991 г.) составляют индуисты, последователи одной из древнейших мировых религии — индуизма. Возникновение индуизма — первоначально религии древних индоарийцев — относят ко II тыс. до н.э. От этого периода сохранились четыре обширных сборника священных преданий — вед, которые в последующем тысячелетии обросли множеством комментариев. В I тыс. до н.э. складываются громадные по объему поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Большинство населения северозападных областей и Восточной Бенгалии были обращены в ислам. Эти части Индии вошли в 1947 г. в состав Пакистана, из которого в 1971 г. выделилась его восточная провинция, ныне Бангладеш. Индийские мусульмане, потомки переселенцев из Средней Азии, Персии, а также индийцев, принявших ислам, составляют немногим более 12% всего населения (1991 г.), но по абсолютной численности (более 100 млн человек) представляют одну из крупнейших мусульманских общностей в мире.
Около 1 % населения Индии исповедует такие древние религии, как буддизм и джайнизм. Обе они возникли в середине I тыс. до н.э. и в последующие несколько сотен лет играли роль государственных религий в некоторых древних и раннесредневековых государствах Индии. Однако затем были почти полностью вытеснены индуизмом. Примерно 80 тыс. жителей Индии исповедуют зороастризм. Эта религия получила распространение в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане и других странах.
Последователей христианства в Индии насчитывается около 20 млн человек (немногим более 2% населения).