Геополитическая доктрина евразийства

Категория и концепция месторазвития

Евразийство возникло в 1921 г. в Европе в среде русских эмигрантов и су­ществовало до начала Вто­рой мировой войны. Его отсчет ведется с 1921 г., когда в Софии увидел свет первый сборник евразий­цев «Исход к Востоку». Главная идея евразийства состояла в обосновании лидерства России в анти­европейском глобальном движении. В отношении Азии у евразийцев была достаточно абстрактная и романтичная позиция: они возлагали большие надежды на плодо­творность взаимодействия России с азиатскими культурами. В 1926 г. в Европе появилась их программная работа «Евразийство. Опыт систематического изложения».

Наиболее известными евразийцами были географ П.Н. Савицкий (1859—1968), филолог князь Н.С. Трубецкой (1890-1938), историк Г.В. Вернадский, богослов Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. Веду­щее место среди евразийцев занимал П.Н. Савицкий, автор теории «месторазвития».

Евразийство представляет идейно-философское течение, осно­ванное на тезисе о том, что Россия, занимающая срединное простран­ство Азии и Европы, лежащая на стыке двух миров — восточного и западного, представляет особый социокультурный мир, объеди­няющий оба начала, при доминирующей роли азиатского компо­нента. Обосновывая свою «срединную» позицию, евразийцы писа­ли: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную евразийскую культуру». На смену Европе и Западу, ис­черпавшим свои духовно-исторические потенции, шла мессианская Россия как самобытная евразийская цивилизация.

В свое время публицист и историк П.И. Милюков в дискуссии с евразийцами замечал, что Россия, несмотря на свое положение в Европе и Азии, по своим глубинным корням византийско-греческое, славянское и европейское государство. Европеизация России — это не продукт заимствования, а результат внутренней эволюции, оди­наковой с Европой, но лишь задержанной по условиям среды. Эти тормозящие «условия среды» были обусловлены азиатчиной, по­скольку Россия брала далеко не лучшее, чем была богата Азия.

Заметный всплеск интереса к идеям евразийцев в современных условиях связан с поиском Россией собственной геополитической ниши в ситуации «однополярного мира».

Ключевым понятием в геополитической доктрине евразийцев, как и всей русской школы геополитики, является категория местораз­вития. Концепция евразийцев основана на положении о том, что Россия — это не Европа и не Азия, она является исключительной страной, непохожей на Европу и имеющей большое родство с Азией. Россия — это отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир, именуемый Россия-Евразия, самодостаточный мир, географи­ческие и политические границы которого исторически совпали с границами Российской империи.

Существует множество интерпретаций термина «месторазвитие». Одно из них принадлежит Г.В. Вернадскому:

Под месторазвитием человеческих обществ мы понимаем определен­ную географическую среду, которая налагает печать своих особен­ностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде.

В этом определении социально-историческая среда и географи­ческий фактор взаимовлияют друг на друга, образуя единое целое. По этой причине история развития Русского государства есть про­цесс приспособления русского народа к своему месторазвитию — Евразии, а также и адаптация всего пространства Евразии к хозяй­ственно-историческим нуждам русского народа.

Действительно, в русской истории можно наблюдать различные типы больших и малых месторазвитий. Целостным месторазвитием являлись каспийско-черноморская степь, речные области — объе­динение леса и степи (Днепровско-Киевская, Волжско-Болгарская). Большим месторазвитием является вся Евразия как цельный гео­графический мир. Именно в рамках этого мира образовались такие крупные империи, как скифская, гуннская, или монгольская, а поз­же империя Российская. В процессе образования Российской им­перии русские не только воспользовались географическими предпо­сылками евразийского месторазвития, но и в значительной степени создали «свою» Евразию как единое целое, приспособив к себе гео­графические, хозяйственные и этнические условия Евразии.

Законченный вид это понятие приобретает в концепции месторазвития П.Н. Савицкого. Она очень близка к органицистской шко­ле Ф. Ратцеля. Именно «месторазвитие» выступает объе­диняющим началом России-Евразии при всей национальной, расо­вой, религиозной, культурной, языковой, идеологической мозаике.

Согласно П.Н. Савицкому, географическое положение России можно понять через анализ отношений центра и периферии. Здесь сходство с моделью Хартленда X. Маккиндера. Россия как часть Старого Света есть некое целостное единство, в котором про­тивостоят, с одной стороны, окраинно-приморские области, прости­рающиеся от Китая до Западной Европы включительно, а с другой — его внутренние районы.

Отрыв России-Евразии от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осознанию своей экономической самодостаточности, превращению ее в авто­номный «континент-океан». Евразия в строгом смысле слова, от­мечают евразийцы, подразделяется уже не на Европу и Азию, а на несколько сегментов: срединный континент (собственно Евразия) и два периферических мира: а) азиатский (Китай, Индия, Иран); б) евро­пейский, граничащий с Евразией примерно по линии: реки Неман — Западный Буг — Сан — устье Дуная. Последняя граница является водоразделом двух колонизационных волн с Востока и Запада.

Такое географическое положение России-Евразии способство­вало объединению и синтезу двух начал Старого Света — Востока и Запада. Образовался новый тип культуры с чертами материковой (континентальной) культуры в противовес океанической, а точнее, атлантической культуре Европы, Америки и, вообще, британо-атлантической модели развития. В России-Евразии осуществлен синтез европейского и азиатского начал.

Позже этот исторически складывавшийся в Евразии тип культу­ры Л.Н. Гумилев назвал скифско-сибирским «степным» стилем.

Срединный континент стал «плавильным котлом» для славяно­тюркских народов, сформировавших в результате органический сплав российского суперэтноса: «Надо осознать факт: мы не славя­не и не туранцы (хотя в ряду наших биологических предков есть и те, и другие), а русские». Его культуру составила евразийская куль­тура, синтетическая по своему характеру. Самобытность евразий­ской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась едва ли не единственной хра­нительницей православия по восточному, греческому образцу. В ра­боте «Европа и человечество» (1920) Н.С. Трубецкой писал, что православие является стержнем евразийской культуры.

Русскую культуру отличает от других культур соборность, народность, ее цель состоит в истори­ческой миссии сохранить и множить духовные основы человечества.

Евразийцы выступали против панславизма, говоря, что он был создан поборниками российской великодержав­ности по подобию пангерманизма. Они поддержали «формулу» Ле­онтьева: славянство есть, славизма нет.

Евразийцы негативно относились к идеи европоцентризма, ев­ропейского превосходства. Под ее влиянием неевропейские народы начали рассматривать европейскую культуру в качестве эталона и приходили к выводу о своей национальной неполноценности. Ре­зультатом этого стал отказ от национальных культур и националь­ных корней. Желание «догнать» Европу породило стремление пере­скочить через необходимые ступени собственного исторического развития.

Евразийцы отвергали либеральное государство как слабое, а парламентскую демократию как извращенную форму прав­ления, рассматривая ее скорее как олигархию. По мнению Савиц­кого, евразийское государство должно иметь форму идеократии, быть механизмом реализации идеи, которая в качестве духовного импульса транслируется сверху вниз.

Идея идеократии могла принимать самые различные формы: теократия, «народная монархия», национал-диктатура, партийное государство. Неизменно одно: во главе такого типа государства дол­жен стоять особый класс «духовных вождей». Для их распознания он ввел понятие «географическая личность». Достоинство такой лич­ности состоит в способности подняться над материальной необхо­димостью, органически включать физический мир в единый духовно-созидательный импульс глобального исторического творчества.

Ключевой тезис, который явно проводился в работах евразий­цев, состоял в том, что азиатский фактор играл более существен­ную роль, чем славянский, в формировании и государственности, и российской концепции культуры.

Савицкий отмечал, что благодаря татаро-монгольскому нашест­вию Россия обрела свою геополитическую самостоятельность и со­хранила свою духовную независимость от агрессивного романо­германского мира. Евразийцы считали, что «впервые евразийский культурный мир предстал как целое в империи Чингисхана». Подъ­ем Русского государства с середины XV в. и до середины XVIII в. ха­рактеризуется восхождением Московского государства в качестве преемника и наследника Золотой Орды.

Идеи евразийцев подвергались серьезной критике по многим на­правлениям.

Неоевразийство Л.Н. Гумилева

Идеи основателя геополитической доктрины евразийства П.Н. Са­вицкого оказали огромное влияние на крупнейшего российского географа и историка Л.Н. Гумилева (1912—1992).

Хотя в своих работах Гумилев геополитические темы прямо не затрагивал, однако его теория этногенезаи этнических циклов имеет глубокий геополитический смысл для формирования российской геополитической науки. Термин «этнос» ввел в международный на­учный обиход в 1921 г. русский ученый С.М. Широкогоров (1887— 1939) в качестве собирательного термина для обозначения этниче­ских общностей.

В научной литературе сложились два основных подхода в определении этноса:

1. Этнос — это исторически возникшая общность (форма социальной организации) людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками. Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос явление социальное, ибо он не существует вне собственных социаль­ных институтов различных уровней — от семьи до общества. Следова­тельно, этнос подчинен за­конам развития общества и потому не имеет собствен­ных закономерностей. Со­циальное в широком значе­нии, утверждают они, вклю­чает в себя и этническое. Значит сами этносы пред­ставляют собой социальные институты.

2. Этнос — это устойчивый, естественно сло­жившийся коллектив лю­дей, противопоставляющий себя всем другим аналогич­ным коллективам, что определяется ощущением комплементарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который за­кономерно меняется в историческом времени. Сторонники этого под­хода исходят из того, что этнос явление биологическое (природное), это система, являющаяся связую­щим звеном, «мостом» между социальным и биологическим, явление, в котором биологические признаки играют определяющую роль.

Л.Н. Гумилев полагал, что сущностью этноса, его единства яв­ляется стереотип поведения: «мы такие-то, а все прочие другие (не мы)». В этносе, в отличие от об­щества, работают не сознательные решения, а ощущения и услов­ные рефлексы. Поведение каждого этноса — это способ его адапта­ции к своей географической и этнической среде.

Л.Н. Гумилев считал этносы биологическими явлениями и клас­сифицировал их по стереотипу поведения, фазам этнического раз­вития. По его мнению, этнос возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов и (или) при наличии дополни­тельного фактора — пассионарного толчка, который представляет собой микромутацию, вызывающую появление пассионарного при­знака в популяции и приводящую к возникновению новых этниче­ских систем в затронутых ею регионах.

Скептики критикуют Л.Н. Гумилева за то, что он не объясняет природу толчка. Тем самым, идея пассионарного толчка представ­ляется ими как вмешательство извне (космическое, божественное).

В данном случае применяется подход: «Необъяснимо, значит не­возможно». Вместе с тем, доктрина Л.Н. Гумилева отвечает объек­тивным законам развития мира. Она создана на основе науки о ритмах и находит свое подтверждение в ряде исследований.

Пассионарный толчок проходит на поверхности планеты в виде полос шириной 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности Земли. Его признак — массовое появление на некоторой территории сверхактив­ных людей, начинающих ломать существующие традиции и создавать новый этнос. Возникнув этнос проходит ряд закономерных фаз разви­тия, т.е. имеющих временные рамки, стадий процесса этногенеза (раз­вития этноса), которые определяются направлением, скоростью и пре­делами изменения в данном этносе «пассионарного напряжения», т.е. степени влияния, возможности и способности пассионариев (индиви­дов энергоизбыточного типа) проводить в жизнь свои поведенческие ус­тановки. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного распада около 1500 лет, за ис­ключением случаев, когда нормальный ход его развития прерывается искусственно — в результате агрессии, иного действия или события. Фазы, на которые разделяется процесс жизни этноса, характеризуют различные этапы его существования, его «возраст».

Первая фаза — фаза пассионарного подъема этноса. Она продолжается около 300 лет. Основной стереотип поведения этой фазы: «Будь тем, кем ты должен быть».

Вторая фаза — акматическая фаза, которая продолжается около 300 лет. В ней пассионарное напряжение в этносе достигает наивысшего уров­ня. Она характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом субэтносов. Основной стереотип поведения: «Будь самим собой».

Третья фаза — фаза надлома, которая продолжается около 200 лет. Это фа­за резкого снижения уровня пассионарного напряжения. Она характе­ризуется ростом числа субпассионариев (индивиды энергодефицитного типа), острыми конфликтами внутри этноса. Стереотип поведения: «Мы устали от великих, дайте жить».

Четвертая фаза — инерционная, которая продолжается около 300 лет. Это пора «золотой осени». Стереотип поведения: «Будь таким, как я».

Пятая фаза — фаза обскурации. Она продолжается около 200 лет. Пас­сионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Стереотип поведения: «Будь таким, как мы».

Шестая фаза — мемориальная, знаменующая завершение процесса эволю­ции этноса. Стереотип поведения: «Будь сам собой доволен».

Таким образом, каждая фаза эволюцию этноса характеризуется:

1) изменением уровня активности этноса (миграционной, социаль­но-экономической, политической, природообразовательный и др.);

2) господствующими в данной фазе типом пассионариев опреде­ленного уровня и количеством, ролью субпассионариев;

3) единым для данной фазы общественным императивом поведения;

4) степенью внутренней сложности этноса, т.е. количества и направлений изменения составляющих его субэтносов;

5) направлением изме­нения и уровнем резистентности этноса;

6) особыми, присущими только ей отличительными признаками.

Применительно к геополитике Гумилев довел до логического конца идею Савицкого о том, что русские — это не просто ветвь восточных славян, а особый этнос, сложившийся на основе тюрко-славянского слияния. В его концепции татаро-монголы выступают не в качестве поработителей, а в роли хранителей русского государ­ства от католической агрессии Европы.

Постулирование полярности Россия — Запад (в лице ее лидера — США) основано на вере в будущее воссозданной евразийской импе­рии, обладающей большими историческими возможностями. Неиз­бежно центр тяжести должен переместиться к более молодым этносам. Западная цивилизация находится в последней стадии этногенеза, является конгломератом «химерических» этносов. Великороссы, по утверждению Гумилева, являются относительно «молодым» этно­сом, сплотившим вокруг себя суперэтнос евразийской империи.

В современном мире насчитывается более двух тысяч этниче­ских общностей. Их количество продолжает изменяться. Одни эт­носы возникают, другие распадаются и исчезают. Эволюция этносов, их возникновение и распад относятся к числу самых глубинных процессов, определяющих прогресс человечества и, возможно, сам факт его существования.

Основная идея евразийства — идея о су­ществовании целостной евразийской нации, развивающейся на почве объединяющей идеи православия, была мифом. Эта идея на­циональной исключительности была искусственной конструкцией. Более того, характерной чертой современного развития России стало стремление значительных слоев населения войти в семью европей­ских народов Запада. Европейская идентичность рассматривается как условие демократических ценностей и всесторонней модерни­зации России.

Наши рекомендации