Идеи жизненного пространства и анатомии сила
Идеи «жизненного пространства» и «мировой державы»
Основоположником современной геополитики как научной дисциплины считается немецкий этнограф и профессор политической географии Фридрих Ратцель (1844—1904). Он продолжил разработку принципа географического детерминизма. На его мировоззрение значительное влияние оказали идеи родоначальника социологии О.Конта: эволюционизм, признание воздействия географической среды на развитие народов и государств, роль демографического и космического факторов в жизни этносов и функционировании политических систем.
Ратцель считался признанным патриархом направления географического детерминизма в социальных и гуманитарных науках и основателем политической географии конца XIX — начала XX вв. Будучи профессором географии в Мюнхенском, а позже в Лейпцигском университете, Ф. Ратцель написал свои главные работы по политической географии: «Законы пространственного роста государств» (1896), «Политическая география» (1897), «Море как источник могущества народов» (1900), которые принесли ему мировую славу.
Доктринальные основы учения Ф. Ратцеля неоднородны и связаны с идеями авторов, которые развивали идеи географического фатализма (И. Канта, В. фон Гумбольдта, К. Риттера и других немецких мыслителей).
В основе геополитической доктрины Ратцеля лежит учение о государстве как географическом и биологическом организме и пространственной экспансии, что показывает влияние «органической теории общества» Г. Спенсера в социологии, согласно которой социальная эволюция является продолжением и составной частью биологической эволюции.
В работе «Политическая география», опубликованной в 1898 году, ученый обосновал тезис: государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами и стремящемся к постоянному расширению. По его мнению государство как продукт органической эволюции, укорененный в земле подобно дереву нуждается в земле чтобы жить. В процессе взаимодействия между землей, почвой (Boden) и народом (Volk) государство приобретает свою организационную форму, свою органическую сущность.
Характеристики государства определяются свойствами этноса, территорией и местоположением, а процветание зависит от способности адаптироваться к условиям среды. Одним из путей усиления этого организма является территориальная экспансия и расширение жизненного пространства. Исходя из такой посылки, он проводил мысль о том, что основные экономические и политические проблемы Германии вызваны нехваткой территории, сковывающей динамизм нации.
По мнению Ратцеля, государство успешно развивается лишь тогда, когда его политические деятели и население обладают чувством пространства. В работе «О законах пространственного роста государств» (1901) Ратцель сформулировал принципы пространственного роста государств:
- пространство государства растет вместе с ростом его культуры;
- рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность во всех сферах жизни общества;
- рост государства осуществляется в результате присоединения и поглощения малых государств;
- граница — это периферийный орган государства, признак его роста, силы или слабости, изменений в его организме;
- в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами;
- движение к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций;
- тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций — характерная черта государств, которая переходит от одного из них к другому, постоянно набирая силу.
Ратцель первым высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. Конфигурация геополитического пространства, по Ратцелю, определяет противостояние между континентальными и морскими мировыми центрами.
Он считал, что главное противостояние произойдет в зоне Тихого океана, «океана будущего», где будет решаться соотношение пяти держав: Великобритании, США, России, Китая и Японии. В этом конфликте континентальные державы с их богатыми ресурсами будут иметь преимущество перед морскими державами, не обладающими ни достаточным пространством, ни достаточными ресурсами в качестве своей геополитической базы. Государства, имеющие преимущества в зоне Тихого океана, смогут претендовать и на доминирующее положение в мире.
Положения теории Ратцеля показывают качественное отличие политико-географических теории от концепций географического детерминизма. Для последних характерен акцент на роли физической среды в жизнедеятельности народов и государств, в политико-географических же теориях анализируются политические и политико-стратегические аспекты влияния географического фактора, особенно пространства.
На идеях Ратцеля основывали свои концепции Р. Челлен и К. Хаусхофер, их принимали во внимание А. Мэхэн и X. Маккиндер, русские евразийцы П. Савицкий и Л. Гумилев.
Доктрина «анатомии силы государства» и «великих держав»
Термин «геополитика» (сокращенный вариант словосочетания «географическая политика») был введен в научный оборот шведским географом и государствоведом Рудольфом Челленом (1864-1922), учеником Ф. Ратцеля и германофилом по убеждениям. Челлену принадлежит авторство первой модели «континентального блока» — «страны оси» (союза малых стран Европы во главе с Германией).
После знакомства с идеями Ф. Ратцеля мировоззрение Челлена стало основываться на социал-дарвинизме, который рассматривал биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. В понимании Челлена геополитика — это наука о государстве как географическом организме, развивающемся в пространстве. Геополитические взгляды Р. Челлена были изложены в работах: «Великие державы: очерки из области современной большой политики» (1914), «Государство как форма жизни» (1916), «Основы системы политики» (1920).
В главном своем труде «Государство как форма жизни» Челлен разрабатывал проблему географических основ создания сильного государства.
По мнению ученого, государство как географический организм имеет «тело» в виде пространства и «душу», представленную нацией. Как биологический организм государство обладает особым видом «разума» и наделено волей к власти, возвышаясь над индивидами и одновременно включая их в себя. Как живой организм государство стремится к постоянному расширению. Для этого ему приходится вести борьбу за существование, успешность которой зависит от его мощи (силы).
Силу государства Челлен определял как функцию пяти его свойств: 1) государство как народ; 2) государство как общество; 3) государство как географическое пространство; 4) государство как хозяйство; 5) государство как управление.
По мнению ученого, государства возвышаются благодаря силе. Сила — более важный фактор существования государства, чем закон, поскольку последний может поддерживаться только силой.
Наряду с хозяйственными, демографическими и управленческими, геополитические факторы, являются основой мощи государства, той силы, без которой государство обречено на гибель. Представление о мощи государства, по Челлену, может быть выражено формулой: мощь государства = /(естественно-географические свойства + хозяйство + народ + форма государственного правления).
Сильное государство, с его точки зрения, должно стремиться к своему расширению путем завоеваний и колонизации. В борьбе за географическое пространство истощаются людские и материальные ресурсы, но присоединение новых территорий приводит к многократному увеличению государственного могущества, компенсирующему затраты на их «освоение».
В этой связи Челлен проявлял интерес к обширным пространствам России. Они, по его мнению, были бы ценны как «приз» любому завоевателю и открывали бы доступ ко многим морям и океанам.
Согласно Челлену, рост крупных государств неминуемо ведет к вытеснению на периферию малых государств. К этому процессу не применимы понятия справедливости или несправедливости. Государственный деятель обладает лишь свободой пролагать путь данной естественной необходимости, и это не подлежит осуждению.
Основной идеей геополитического учения Челлена было объединение Европы под эгидой Германии. Развивая мысль Ратцеля о «континентальном государстве», Челлен доказывал, что именно Германия является тем пространством, которое обладает осевым динамизмом и способно объеденить вокруг себя остальные европейские государства. Первая мировая воина была воспринята им как естественный геополитический конфликт между Германией и противодействующими ей периферийными европейскими и внеевропейскими государствами (Антантой).
После Первой мировой войны ученый обосновал тезис о трех географических факторах, играющих главную роль в глобальной геополитике: расширении, территориальной монолитности и свободе передвижения. Конкретизируя этот тезис, он утверждал, что Великобритания в большой степени обладает свободой передвижения благодаря могущественному флоту и господству на морских коммуникациях, а также расширению, обусловленному масштабами колониальных владений. Вместе с тем она лишена территориальной монолитности ввиду разбросанности империи по земному шару, и это обстоятельство является ее слабой стороной. Россия же обладает протяженной территорией, монолитностью, но лишена свободы передвижения из-за ограниченного доступа к теплым морям.
Труды Челлена приобрели большую известность в Германии. Они были переведены на немецкий язык и широко рекламировались в нацистских учебных заведениях. Многие положения теории Челлена были опровергнуты последующим развитием истории.
Идеи Ратцеля и Челлена стимулировали дальнейшее развитие геополитических концепций. Принципиальное отличие этих концепций от положений географического детерминизма прошлых времен состояло в создании общей геополитической картины мира. Из разрозненных взглядов на пространственную структуру Земли рождались геостратегическая теория и доктрины глобального масштаба.
2. Идея мировой политики и концепция Срединной Европы
Ф.Науманн и его теория «Mitteleuropa»
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Другую версию Центральной Европы сформулировал немецкий публицист Ф. Науманн В разгар Первой мировой войны в 1915 г. В своей работе «Mitteleuropa» он обосновывает необходимость создания Срединной (Центральной) Европы последствиями Первой мировой войны.
Ф.Науманн видел такое устройство Европы, при котором будут две «великие китайские стены» военного и экономического характера, простирающиеся с севера на юг через весь континент: одна между Германией и Францией, а другая — между Германией и Россией. Он обосновывал, что появление третьей стены между Австро-Венгрией и Германией могло ослабить обе страны, и этого нельзя было допустить.
Науманн полагал, что потребности обороны и экономическая централизация сделают для малых стран невозможным выживание без союзов с великими державами. Поэтому он настойчиво обосновывал идею о необходимости присоединения к Срединной Европе балканских государств и Италии.
В проекте Срединной Европы он предлагал создать подобие сверхгосударства (Oberstaat) в форме конфедерации, занимающейся прежде всего экономическими и оборонными вопросами. Экономической основой конфедерации должен стать центрально-европейский общий рынок. Важным условием реализации своего проекта Науманн считал формирование наднациональной центрально-европейской идентичности. В его модели предусматривалась возможность создания наднациональных, надгосударственных образований вплоть до формирования «Соединенных Штатов Планеты». Господствующие позиции в этом центрально-европейском сообществе Науманн отводил Германии.
Неоратцелизм
Развитие идей Ратцеля и Челлена в начале XX в. в Германии породили новые теории, стремящие обосновать особое место Германской империи в мировой и европейской политике.
Именно в это время была сформулирована идея мировой политики (Weltpolitik), включающая передел колониальных владений, а также преодоление отрицательных свойств континентальности Германии за счет строительства военного флота. Достижение целей внешней экспансии предполагалось за счет континентальной и морской политики. Континентальная политика была устремлена на Восток, а морская политика предполагала приобретение новых территорий вдали от Германии за счет создания флота по примеру Великобритании.
Наряду с Weltpolitik появляется концепция Центральной (Срединной) Европы — Mitteleuropa, отражавшая стремление Германии овладеть жизненным пространством прилегающих государств и обрести выход в Средиземное море и страны Азии. Другим народам региона также предлагалась защита от внешней опасности, особенно от Франции на Западе и России на Востоке. Территориальная экспансия в Европе считалась единственным способом для достижения этой цели.
Одна из первых концепций Центральной Европы была сформулирована Ф. Ратцелем в 1901 г. В ней провозглашалась идея создания экономического союза всех государств западнее Вислы под немецкой гегемонией, которая обосновывалась тем, что Германия находится в «сердце Европы». Наиболее законченный вид эти идеи получили в книге немецкого географа И. Парча «Mitteleuropa» (1906), разработавшего концепцию европейской конфедерации — конгломерата государств, основываясь на центральности положения Германии. Он предложил «структурное образование», которое должно иметь границы, «пока что далекие от границ его отчизны». Итоги Первой мировой войны не реализовали данную идею.
Теория Центральной Европы была реанимирована в нацистской Германии, где она была объединена с расистской и военно-политической доктринами.
Однако поражением Германии во Второй мировой войне, а позже раскол Германии на две части — ГДР и ФРГ, привели к потере актуальности данной идеи.
Реанимация концепта Центральной Европы произошла после объединения Германии и распада мировой системы социализма в 1989 г. В современных условиях она используется как теоретическая матрица для обоснования процесса возвращения этих бывших государств Варшавского договора (Польши, Венгрии, Чешской Республики, Словении, Словакии, Болгарии, Румынии) в Европу, а точнее, их интеграции в военно-политический блок НАТО и Европейский Союз. Обоснование этого подхода сводилось к тому, что культура, история, мировоззрение населения стран Центрально-Восточной Европы ближе к демократическим странам с рыночной экономикой Германии, Франции и др.