Две школы геополитики и их особенности
Два континента - две школы
Несмотря на общность доктринальных основ, в геополитике выделяются две основные геополитические школы — континентально-европейская и англо-американская, в которых по-разному интерпретировалась природа мирового господства, механизм и формы контроля за пространством, принципы и нормы глобального взаимодействия государств для борьбы с нарастающей динамикой угроз и вызовов.
Различия в американской и европейской геополитике связаны с расхождениями в геостратегических приоритетах Америки и Европы, уходящими корнями в культуру. Разногласия касаются самого главного вопроса — моральности, желательности и эффективности применения силы. Европа проявляет отвращение к силе, обходит ее стороной, создавая самодостаточный мир законов, правил, международных переговоров и сотрудничества, как это видел И. Кант. Это связано с тем, что история европейского континента перенасыщена кровавыми войнами и конфликтами и особенно двух последних в прошлом столетии, особенно тяжелых для европейцев.
США используют свою силу в анархическом гоббсианском мире, где нельзя полагаться на нормы международного права. На Американском континенте со времен его открытия Колумбом кроме варварского уничтожения коренного населения – индейцев, не было ни одной войны. Америка вела и ведет военные действия за пределами своего континента.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Принципы гуманизма, законности и международного права были выстраданы европейцами в ходе двух мировых войн. По этой причине видение мира европейских политиков намного сложнее и богаче нюансами: они пытаются оказать влияние на других с помощью искусной политики и маневров, они более терпимы и гуманны, предпочитая дипломатию и убеждение. Американская элита стала проникаться этими ценностями лишь после 11 сентября 2001 г., когда США содрогнулись от атаки международного терроризма.
Национальная идентичность континентальной школы геополитики
Интерес к геополитике в начале XX в. был связан с процессами политико-государственного размежевания в Западной Европе и гетерогенность культурной среды. В основе континентально-европейской школы геополитики лежит идея связи веры, почвы и крови, воплощенной в феномене национализма. Он стал одной из причин двух мировых войн в Европе.
Национальное чувство является превалирующим в Европе: практически повсеместно сознание европейцев сформировано организацией общества в рамках Государства-Нации. В своей основе оно имеет одни условия: язык общения, образование, опирающееся на национальную историю; национальную экономическую и социальную системы; национальные представления. В течение XIX—XX вв. эволюция благоприятствовала Государству-Нации, которые возникали в Европе с конца XVIII столетия. Европейские национальные государства различны, как минимум, по трем критериям:
1) Длительности существования Государства-Нации. Интенсивность национального сознания определенным образом связана с длительностью существования государства. По этому критерию можно выделить три группы государств — «пожилого» возраста, «взрослые» и «молодые».
К государствам «пожилого» возраста можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Данию, Швецию, Швейцарию, Россию. Здесь существует давняя национальная традиция, отличающаяся сильно развитым национальным чувством, которая порой уживается с довольно активным региональным партикуляризмом.
«Взрослые» государства, возникшие позднее, в XIX в., хранят память о славном историческом и культурном прошлом, которое сумело обеспечить развитое национальное чувство; к ним можно отнести Германию, Италию, Грецию, Болгарию, Сербию, Бельгию, Люксембург.
«Молодые» государства были созданы или «воссозданы» в XX в., причем одни располагали государственностью в прошлом, как Польша или Ирландия, а другие были созданы относительно искусственно, как Югославия. К этой группе относятся Румыния, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Финляндия, балтийские государства и Норвегия — единственное государство в этом ряду, возникшее не в результате вооруженного конфликта. Для них характерна общая черта: их границы были навязаны им в ходе различных переговоров с участием великих держав, что было чревато требованиями и претензиями в прошлом, настоящем и будущем.
2) Размер Государства-Нации. Мощное государство обладает более развитым национальным чувством, чем малое. Национальное чувство может быть наступательным или оборонительным, продиктованным лишь желанием сохранить независимость. Первые, например, французы или немцы, склонны проецировать всякое межгосударственное строительство на европейский уровень, как продолжение их собственной национальной мощи; вторые, как скандинавы или жители Бенилюкса, стремятся в региональных перегруппировках найти дополнение национальной целостности. Отсюда различные концепции Европы, различный смысл, вкладываемый в это понятие.
3) Географическое расположение, занимаемое в Европе. Обычно говорят о странах Западной, Центральной, Средиземноморской, Скандинавской Европы. «Центром тяжести» европейского континента, несомненно, является пара Франция — Германия: их взаимоотношения играли огромную роль в судьбах континента, в отличие от стран северной или южной периферии.
Развитие европейского сознания имеет своей направленностью «снятие» противоречий на более высоком уровне сознания. Поэтому на первый план в европейской геополитической теории вышла проблема единства геополитического пространства. Ее осмысление породило множество геополитических концепций — от проатлантической до мондиалистской. Однако центральной идеей европейской школы является концепция континентального блока. Приверженность идее континентального строительства и континентальной политики была характерна для всех крупных геополитиков Европы XIX—XX вв. Она приобретала специфические конкретно-исторические черты: «страны Оси» (Р. Челлен), «срединная Европа» (Ф. Науманн), «блок Берлин — Москва — Токио» (К. Хаусхофер).
Благодаря усилиям историков, европейцев объединяла «общность судьбы» или «общеевропейский культурный рынок»: на протяжении всей истории Европы прослеживаются следы существования этой общности. В сравнении с неевропейскими народами (американцами, азиатами, африканцами) европеец чувствует свое отличие в образе жизни, понятиях, культуре, однако из этого еще не вытекает европейское единство. Сознавать себя европейцем, стремиться быть им вплоть до желаний создать сплоченное сообщество обитателей Европы — значит предпринять активные, конструктивные действия, перейти на другой этап, перейти в чувство слитности с неким целым, по аналогии с национальным чувством гражданина по отношению к Нации. Именно так поставлена проблема в коллективном исследовании под руководством профессора Р. Жиро «Европейская идентичность и европейское сознание в XX в.»
По этой причине для современной континентальной геополитики характерен поиск новых идей геополитической идентификации «федерации государств», как именует себя Европейский Союз, включающий 27 государств. Европейская геополитика XXI в., от которой зависит международная стабильность во всем мире, стоит перед выбором геополитического вектора объединенной Европы в условиях смещения глобального баланса, возникновения новых угроз и вызовов, известного охлаждения отношений с США. Это хорошо понимают многие европейские геополитики, приверженные идее прагматизма и консенсуса.