Геополитические идеи в Англии

В Англии, начиная с 60-х годов XIX в., возрос интерес к позити­визму как философской доктрине. Особенно важное значение име­ла апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отве­чавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Глобаль­ному метафизическому историзму с его субстанциональными схе­мами социального развития и утопическими идеалами прогресса позитивистская философия противопоставила идею бесконечно трансформирующейся эволюции. Оперируя термином «эволюция», представители позитивизма стали обращать особое внимание на проблемы настоящего сквозь призму исторического прошлого. Основанием прогрессивного развития для их размышлений по­служили прогресс знания и бесповоротность научного развития человечества (Конт), законы социальной эволюции в их аналогии с органическим развитием и психологической спецификой (Спен­сер), синтез разнородных и многообразных эволюции (Тард). Как следствие, произошла смена приоритетов в определении предмета философии истории, инициированная во многом воззрениями анг­лийского социолога Герберта Спенсера.

Позитивизм Г. Бокля

Одним из позитиви­стов, чья методология оказала влияние на развитие геополитики, был Генри Томас Бокль (1821—1862) — английский историк и социолог, представитель географической школы в социологии, известный своим трудом «История цивилизации в Англии» (History of Civilization in England, 1857 — 1861). Основная идея его работы заключа­лась в том, что цивилизация является не­обходимым результатом закономерной це­пи причин и что основным фактором общественного развития в странах умеренного климата, где человек не находится в рабстве у природы, является разум, т.е. знание, наука, просвещение, тогда как в нецивилизованных странах общественная жизнь находится целиком во власти природы. Для установления законов исторического процесса необходимо поэтому изучить зако­ны разума и природы.

Исходной методологической посылкой, лежащей в основе его ра­боты «История цивилизации в Англии» является положение о том, что человеческая история не является игрой слепого случая, свобо­да воли — лишь иллюзия. Поэтому к истории следует применить методы естествознания. Климат, пища и почва, доказывал Бокль, определяют физическое и умственное развитие нации, и он обосно­вывал этот тезис, приводя примеры из истории различных стран и эпох. В его изложении история человечества является историей борьбы между обскурантизмом и просвещением, насилием и свобо­дой, мертвящей ортодоксией и живым скептицизмом. В завершен­ной части работы сформулированы общие принципы анализа исто­рического процесса: географический детерминизм, прогрессистский эволюционизм, фритредерство и т.д. Будучи представителем гео­графического детерминизма, Г. Бокль объяснял особенности исто­рического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи).

Методология исследования Г. Бокля опирается на тезис, что «все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних яв­лений на дух человека и духа человеческого на внешние явления». Среди внешних, физических причин — влияние климата, пищи, почвы и ландшафта. Пища вторична, поскольку зависит главным образом от климата и почвы. От них же целиком зависит первона­чально «история богатства»: «почвой обусловливается вознагражде­ние, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянство самого труда».

Плодородная почва через избыток про­довольствия увеличивает народонаселение, а это, по Боклю, ведет к уменьшению заработной платы каждого работника. На юге пища более дешева и требует меньших усилий для ее добывания. Отсюда — громадное население, нищета работников, чудовищное богатство правителей. Ландшафт, значение которого особенно подчеркивает Г. Бокль, «действует на накопление и распределение умственного капитала». Г. Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображе­ние (различные виды «грозной природы»), и ландшафты, способст­вующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это — места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вы­звали неравное распределение богатства, другие — неравномерное распределение умственной деятельности, сосредото­чив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображе­ние. Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было под­чинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе.

Согласно Боклю, для понимания истории Европы надо больше уделять внимания не физическим условиям, а умственному разви­тию, позволяющему шаг за шагом подчинять природу человеку. Роль физических законов отступает перед значением законов «умствен­ных», а эти последние можно изучить лишь по истории человечества.

При этом Бокль «констатирует «неподвижное состояние нравст­венных истин» при прогрессирующем изменении «умственного фактора». Для Бокля он и является «истинным двигателем», что может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий.

Таким образом, применительно к Европе все сводится у Г. Бокля в конечном счете к однофакторной идеалистической модели.

Наши рекомендации