Геополитические идеи Цицерона
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106— 43 до н.э.) не создал какой-либо самостоятельной геополитической концепции, поскольку больше заботился о популяризации политических знаний греческих мыслителей — Платона и Аристотеля. Однако государство Цицерона отличается от платоновского идеала своей реальностью: это была Римская республика в лучшую пору ее существования. В рамках своей юридической концепции государства он высказал ряд догадок, связанных с ролью географического фактора в обеспечении устойчивого функционирования искомого им идеала правления — смешанной формы государства.
1) Влияние природы на государство проявляется в том, что идеальное государство должно быть организовано в соответствии с природой вещей, на основе естественного права. Истинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он придал учению греческих стоиков о естественном праве форму, в которой оно было известно в Западной Европе вплоть до XIX в. В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. Следовательно, под «природой как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в учении Цицерона имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе», в силу ее божественного начала, согласно Цицерону, присущи разум и законосообразность, определенный порядок.
В работе «О государстве» Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Согласно Цицерону, естественное право (высший, истинный закон) — это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно. Истинный закон — один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена. (О государстве, III, XXII, 33.) В соответствии с этим изменяется понимание государства (respublica) Цицероном: он определяет его как дело, достояние народа (res populi). Причем он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Следовательно, государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как «правовое государство», т.е. согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».
2) Значительное преимущество Рима, полагает Цицерон, обусловлено географическим расположением города на суше, но, благодаря Тибру, легко соединяющемуся с морем. Это, по мнению
Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный географический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане.
Приморским городам, — пишет Цицерон, — свойственны, так сказать, порча и изменение нравов, ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого времени.
Политическим следствием близости города-государства к морю являются нестабильность его строя, частые смены власти. Так, причину бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон усматривает в географических недостатках, связанных с приморским расположением эллинских полисов.
3) Цицерон доказывал право римлян повелевать варварами, утверждая, что «рабство устанавливается для блага этих людей» (Позже миссия европейцев по «приобщению к цивилизации» отсталых народов достигла кульминации в эпоху империализма.).
При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!
java="1.0"; java1=""+"refer="+escape(document.referrer)+"&page="+ escape(window.location.href); document.cookie="astratop=1; path=/"; java1+="&c="+(document.cookie?"yes":"now"); java="1.1";java1+="&java="+(navigator.javaEnabled()?"yes":"now") java="1.2"; java1+="&razresh="+screen.width+'x'+screen.height+"&cvet="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) java="1.3" java1+="&jscript="+java+"&rand="+Math.random(); document.write("")
(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter2139304 = new Ya.Metrika(2139304); yaCounter2139304.clickmap(true); yaCounter2139304.trackLinks(true); } catch(e) {} }); })(window, 'yandex_metrika_callbacks');
SplashImage='http://webarhimed.ru/assets/images/111/smart4.png'; SplashImageWidth=450; SplashImageHeight=388; SplashImageLink='http://lumenmarket.ru/component/k2/itemlist/category/8-smart'; google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);
Webarhimed
Главная
УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ
ЭЗОТЕРИКА
РАЗНОЕ о неизвестном
ОТДЫХ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Наши партнеры
КОНТАКТЫ и ОПЛАТА
Рекламодателю
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);
Главная » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ГЕОПОЛИТИКА » ЛЕКЦИИ - ГЕОПОЛИТИКА » Лекция 5 "ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ"
Лекция 5 "ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ"
«Геополитические идеи Средневековья и Возрождения»