Геополитические взгляды Аристотеля
Время расцвета геополитической мысли в Древней Греции приходится на V-IV вв. до н.э. и связано с именем Аристотеля (384-322 до н.э.), создавшим политическую науку, предметом которой являлось государство, а целью — поиск совершенного государственного устройства. В процессе конструирования умеренной, идеальной формы правления Аристотель осмысливал роль географического фактора в поддержании ее стабильности.
1) Географическому положению и природным условиям (прежде всего, климату) Аристотель приписывал первостепенную роль в зарождении государства. Так, по его мнению только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий генезису и расцвету государств. В работе «Политика» (книга седьмая) Аристотель замечал, что жизнь людей возможна вне гражданского общества, о чем свидетельствует существование обществ, живущих этносами, без городов-государств (полисов), однако это более низкая ступень организации общественной жизни. В Западной Европе с ее холодным климатом, отмечает Аристотель, люди преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями. Напротив, в Азии, где жаркий климат, люди обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества. Одни эллины, живущие в промежуточной зоне с умеренным климатом, и только они, в отличие от кельтов и персов, обладают в равной мере обоими этими качествами, поэтому их привилегией стал полис.
2) Аристотель стремился осмыслить значение внешних условий, в частности, пространства (территории) и его свойств, для стабильного функционирования идеального государства. Государство, по мнению Аристотеля, существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и права, выражение общего интереса граждан. Однако для стабильности государства необходимы внутренние и внешние условия.
Внутренними условиями идеального государства, по Аристотелю, являются: (а) количество правящих и (б) цели правления (моральная значимость). В результате формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и «неправильные» (тирания, олигархия и демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Наилучшей и стабильной формой государства является полития, создающая всякому человеку возможность благоденствовать и жить счастливо, благодаря сочетанию в себе достоинства единоличного (монархия) и компетентного (аристократия) правления, а также объединению интересов имущих и неимущих (демократия). Кроме того, форма государственного устройства должна соответствовать этическим принципам: «принципом аристократии служит добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода» (Политика, VI, 1294а). Полития, которая включает эти три принципа, является совершенной формой правления, ибо она объединяет интересы зажиточных и неимущих.
Внешними условиями стабильного существования идеального государства в трактате «Политика» Аристотель называл два фактора: (а) численность населения, достаточная для того, чтобы обеспечить его всем необходимым; (б) протяженность и обозримость территории, что означает возможность ее защиты от агрессора. С военной точки зрения, территории надлежит быть «легко обозримой», чтобы ее было легко защищать, иметь удобные выходы, но в то же время быть труднодоступной для вторжения по границам. Столице государства следует быть теснее связанной как с материком и морем, так и со всей территорией государства. Она должна выделяться на фоне всего окружающего пространства как центральный пункт, из которого возможно выслать помощь во все стороны. На случай военных действий весьма важно иметь удобный тайный выход для жителей, для неприятелей же город должен быть труднодоступным для нападения по географическим условиям. Самодостаточным, по мнению философа, является то государство, в котором достигнут баланс между численностью населения и размерами территории, поскольку государство с малочисленным населением на большой территории не сможет защитить его от внешних врагов. Напротив, государству с чрезмерно большим населением трудно прокормиться, а следовательно, в нем не сможет властвовать средний класс — социальная опора политии. К тому же «чрезмерно большое количество не допускает порядка», а значит, и невозможно будет учредить совершенное политическое устройство.
3) Аристотель пытается осмыслить и роль моря как фактора политического могущества на примере острова Крита:
Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии. Вот почему и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил....
Однако близость к морю воспринималась Аристотелем неоднозначно: с одной стороны, она дает геополитические преимущества государству, а с другой — несет серьезные опасности. Так, близость к морю, портам и гаваням обеспечивает экономические блага, развивает торговлю, способствует общению людей. Однако прибытие в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», способно, по мнению Аристотеля, пошатнуть право и мораль в государстве. Возникновение подобной опасности легко предупредить путем издания законов, которые точно бы определяли, кому дозволено и кому запрещено прибывать в порты.