Геополитические взгляды Аристотеля

Вре­мя расцвета геополитической мысли в Древней Греции приходится на V-IV вв. до н.э. и свя­зано с именем Аристотеля (384-322 до н.э.), создавшим политическую науку, предметом которой являлось государство, а целью — по­иск совершенного государственного устройства. В процессе конструирования умеренной, иде­альной формы правления Аристотель осмысли­вал роль географического фактора в поддержа­нии ее стабильности.

1) Географическому положению и природным условиям (преж­де всего, климату) Аристотель приписывал первостепенную роль в зарождении государства. Так, по его мнению только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствую­щий генезису и расцвету государств. В работе «Политика» (книга седьмая) Аристотель замечал, что жизнь людей возможна вне граж­данского общества, о чем свидетельствует существование обществ, живущих этносами, без городов-государств (полисов), однако это более низкая ступень организации общественной жизни. В Запад­ной Европе с ее холодным климатом, отмечает Аристотель, люди преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способ­ностями. Напротив, в Азии, где жаркий климат, люди обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает му­жества. Одни эллины, живущие в промежуточной зоне с умеренным климатом, и только они, в отличие от кельтов и персов, обладают в равной мере обоими этими качествами, поэтому их привилегией стал полис.

2) Аристотель стремился осмыслить значение внешних усло­вий, в частности, пространства (территории) и его свойств, для стабильного функционирования идеального государства. Государст­во, по мнению Аристотеля, существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и права, выра­жение общего интереса граждан. Однако для стабильности государ­ства необходимы внутренние и внешние условия.

Внутренними условиями идеального государства, по Аристотелю, являются: (а) количество правящих и (б) цели правления (мораль­ная значимость). В результате формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и «неправиль­ные» (тирания, олигархия и демократия), преследующие лишь лич­ное благо правителей. Наилучшей и стабильной формой государст­ва является полития, создающая всякому человеку возможность благоденствовать и жить счастливо, благодаря сочетанию в себе достоинства единоличного (монархия) и компетентного (аристокра­тия) правления, а также объединению интересов имущих и неиму­щих (демократия). Кроме того, форма государственного устройства должна соответствовать этическим принципам: «принципом аристократии служит добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода» (Политика, VI, 1294а). Полития, которая включает эти три принци­па, является совершенной формой правления, ибо она объединяет интересы зажиточных и неимущих.

Внешними условиями стабильного существования идеального го­сударства в трактате «Политика» Аристотель называл два фактора: (а) численность населения, достаточная для того, чтобы обеспечить его всем необходимым; (б) протяженность и обозримость террито­рии, что означает возможность ее защиты от агрессора. С военной точки зрения, территории надлежит быть «легко обозримой», чтобы ее было легко защищать, иметь удобные выходы, но в то же время быть труднодоступной для вторжения по границам. Столице госу­дарства следует быть теснее связанной как с материком и морем, так и со всей территорией государства. Она должна выделяться на фоне всего окружающего пространства как центральный пункт, из которого возможно выслать помощь во все стороны. На случай во­енных действий весьма важно иметь удобный тайный выход для жителей, для неприятелей же город должен быть труднодоступным для нападения по географическим условиям. Самодостаточным, по мнению философа, является то государство, в котором достигнут баланс между численностью населения и размерами территории, поскольку государство с малочисленным населением на большой территории не сможет защитить его от внешних врагов. Напротив, государству с чрезмерно большим населением трудно прокормить­ся, а следовательно, в нем не сможет властвовать средний класс — социальная опора политии. К тому же «чрезмерно большое количе­ство не допускает порядка», а значит, и невозможно будет учредить совершенное политическое устройство.

3) Аристотель пытается осмыслить и роль моря как фактора политического могущества на примере острова Крита:

Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Гре­цией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасает­ся с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места по­селения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии. Вот почему и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил....

Однако близость к морю воспринималась Аристотелем неодно­значно: с одной стороны, она дает геополитические преимущества государству, а с другой — несет серьезные опасности. Так, близость к морю, портам и гаваням обеспечивает экономические блага, разви­вает торговлю, способствует общению людей. Однако прибытие в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», способно, по мнению Аристотеля, пошатнуть право и мораль в го­сударстве. Возникновение подобной опасности легко предупредить путем издания законов, которые точно бы определяли, кому дозво­лено и кому запрещено прибывать в порты.

Наши рекомендации