Механизм правового регулирования, его основные элементы
Механизм правового регулирования и его состав
Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Основные структурные элементы механизма правового регулирования:
1.Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует условия, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
2.Акты реализации юридических прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.
Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования — обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак). Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
5) охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).
89. Правосознание: понятие, признаки, виды, структура и роль в правовом регулировании.
Понятие и структура правосознания
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, которые выражают отношения людей к правовым явлениям общественной жизни.
Правосознание – это также одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
Особенности правосознания:
1)в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права;
2)особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность).
Структура правосознания:
Научное правосознание (правовая идеология).
Правовая идеология – система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни.
2. Обыденное правосознание (правовая психология).
Правовая психология – совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.
Виды правосознания
■ Классификация правосознания:
В зависимости от уровня правовой культуры:
а) обыденное (определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом (например, человек знает, какой срок предусмотрен в текущем законодательстве за хулиганство или грабеж, какие документы необходимы для поступления в вуз и т. д.)). Обыденное правосознание очень ограничено. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме того, оно представляет собой элемент здравого смысла, которого недостаточно, чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.
б) профессиональное;
в) научное.
Профессиональное и научное правосознание формируется в результате специального обучения в юридических вузах и оттачивается затем в процессе юридической практики.
а) общественное (включает в себя правовые взгляды, идеи и теорий, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества);
б) групповое (прежде чем общественное сознание проникает в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей);
в) индивидуальное (становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека).
Эти разновидности правосознания поразному влияют на совершенство законодательства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие правовые требования они выдвигают.