Торговое право Евросоюза. Евросоюз и ВТО

Торговое право ЕС – совокупность правовых норм, принятых в целях формирования и реализации общей торговой политики ЕС. Торговое право формируется и развивается в тесной взаимосвязи с таможенным правом. Если в сферу таможенного права входят прежде всего вопросы тарифного регулирования, то торговое право охватывает широкий круг вопросов по применению нетарифных мер во внешней торговле – надзора за импортом иэкспортом товаров, количественных ограничений, мер поддержки экспорта, мер защиты от демпинга, субсидирования и торговых барьеров, торговых преференций. Помимо импорта и экспорта товаров, в сферу торгового права ЕС входит регулирование внешней торговли услугами и регулирование вопросов интеллектуальной собственности в международной торговле.

Создание ЕС, подготовка к его дальнейшему расширению, достижение целей единого рынка, практическое формирование экономического и валютного союза в сочетании с внешними факторами, такими как создание Всемирной торговой организации и изменение общей политической ситуации в мире, привели к существенному обновлению нормативноправовой базы общей европейской торговой политики. Торговое право в большей степени стало соответствовать нормам и принципам международного торгового права. Появились новые нормативные акты в области импортного регулирования, квотирования, антидемпинговой защиты, противодействия торговым барьерам в третьих странах, предоставления торговых льгот развивающимся странам. Существенно расширилась система международных торговых соглашений Сообщества, в том числе за счет соглашений со странами, образовавшимися после распада СССР. Регулирование внешней торговли ЕС, включая применение торговых ограничений в связи с общей внешней политикой и политикой безопасности, осуществляется нормами, принятыми на основе Договора о Европейском сообществе. Таким образом, понятие «торговое право Европейского союза» можно считать тождественным понятию «торговое право Европейского сообщества». В настоящее время торговое право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права ЕС. Основные тенденции развития внешнеторгового регулирования заключаются во все большей либерализации мировых товарных рынков, усилении роли между народных организаций, в особенности ВТО, укреплении позиций интеграционных объединений в мировой торговле. Эффективное и продуманное правовое регулирование внешней торговли позволяет ЕС следовать вышеназванным тенденциям и при этом оставаться лидером на мировой торговой арене.

Наряду с США и Японией, Европейские сообщества играют ведущую роль в международных торговых отношениях в рамках ГАТТ (ВТО). По данным ВТО на конец 90-х гг. совокупная доля США, ЕС и Японии в мировом экспорте товаров составила около 62%, в мировом импорте товаров — около 60%, в мировом экспорте и импорте услуг — около 63 и 60% соответственно. По данным Комиссии, в период с 1995 по 1999 г. Европейские сообщества приняли участие в 73 делах (41,7%) по рассмотрению споров в рамках ВТО в качестве истца или ответчика. Если включить участие в качестве третьей стороны, Сообщества участвовали в 103 из 175 всех таких дел. С расширением Евросоюза в 2004 г. лидирующая роль Сообществ в ВТО еще более возрастет.

Что касается собственного правопорядка Сообщества, нормы ГАТТ (ВТО) распространяются на такие отрасли европейского права, как таможенное право, сельскохозяйственное право, правовое регулирование свободного движения услуг и капиталов, транспорта, энергетики. Даже на бытовом уровне правила ВТО непосредственно воздействуют на жизнь граждан ЕС (примером этого может служить регулирование цен на многие сельскохозяйственные товары и продукты питания на общем рынке Сообщества).

Финансовое право Евросоюза

В науке европейского права правовое регулирование в сфере финансовых услуг понимается как регулирование трех областей:

1) банковской системы,

2) страхования,

3) ценных бумаг.

В учредительных актах нет раздела о финансовых услугах, но некоторые акты ЕС, принятые в качестве комментариев к ним, содержат нормы финансово-правового характера. Например, План действий в сфере финансовых услуг 1999 года содержит понятие банковского сектора, как предмета регулирования права ЕС. Некоторые исследователи европейского права, например, Топорнин, утверждают, что финансовое право ЕС включает в себя особую часть отношений, регулирующих систему налогов, пошлин и сборов; а также систему контроля и аудита. Энтин считает, что в финансовое право ЕС следует включить нормы, регулирующие сферу финансовых услуг. Соответственно, финансовое право ЕС состоит из нескольких компонентов, регулируемых напрямую Европейским Союзом – банковского, налогового и бюджетного права.

Таким образом, финансовое право ЕС тесно связано с политикой ЕС в области торговли, единым рынком и сотрудничеством в экономической сфере.

Интеграционное регулирование в сфере финансовых услуг в Евросоюзе прошло несколько этапов, начало которым в 1966 году положил специальный доклад о положении финансовой отрасли в праве европейских сообществ. Основная цель доклада – достижение равного доступа финансово-кредитных организаций к общему рынку европейских сообществ. В 60-80-е гг. было принято большое количество директив, регулирующих финансовую сферу. Например, «О регулярной информации», «Об эмитентах», «О координации финансовых сделок с участием инсайдеров». С 90-х гг. принимается большое число программ и планов действий в финансовой сфере (как правило, на последующие пять лет). Например, План действий ЕС на 1999-2004 гг. (первый финансовый план) предусматривал создание единого финансового рынка, основанного на внедрении новой системно-правовой базы регулирования европейских финансовых рынков. Для этого предусматривалось осуществить 42 специальных мероприятия по регулированию и контролю финансовой сферы. В рамках данного плана были сформулированы 3 стратегические цели:

1) установление единого рынка финансовых услуг для оптовой торговли;

2) реализация более доступных и надежных розничных финансовых рынков;

3) усиление надзорных правил.

В 2005-2010 гг. был представлен новый программный документ – «Белая книга ЕС по политике финансовых услуг». В 2006 году была представлена дополнительная «Зеленая книга», комментировавшая некоторые вопросы белой книги. Эти документы выделили 5 основных задач:

1) развивать достигнутые успехи и следить за четким выполнением уже действующих нормативов;

2) принимать нормативные акты в соответствии с новыми требованиями;

3) усилить и гармонизировать контроль в финансовой сфере;

4) стимулировать конкуренцию в сфере оказания финансовых услуг;

5) развивать кооперацию и конвергенцию финансовых рынков ЕС с другими мировыми рынками в целях дальнейшего укрепления экономической и финансовой мощи ЕС.

Особая роль в достижении указанных задач принадлежит сотрудничеству с ВТО.

В учредительных договорах были выведены 4 критерия сближения в финансовой сфере:

1) достижение высокого уровня стабильности цен (средние темпы инфляции, наблюдаемые в течение года, не должны превышать (всем ЕС) средние темпы инфляции трех государств-членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен, более чем на 1,5 %);

2) удовлетворительный характер состояния публичных финансов (достижение стабильной бюджетной ситуации, когда ежегодный бюджетный дефицит не превышает 3%, а государственный долг – 60% ВВП);

3) соблюдение нормальных пределов колебаний, предусмотренных механизмом валютных курсов европейской валютной системы;

4) устойчивый характер сближения государства-члена и его участие в механизме валютных курсов, которое отражается в уровнях долгосрочных процентных ставок.

На практике в финансовом праве ЕС действует система «Ламфалусси» - т.е. создание нескольких уровней регулирований финансовых услуг:

1) Европарламент и Совет принимают директивы и регламенты на основании проектов Еврокомиссии;

2) рамочные акты уточняются и дополняются директивами (в т.ч. о создании специальных органов при согласовании с Европейским Центральным Банков, например, был создан Европейский Комитет по ценным бумагам);

3) сотрудничество европейских и национальных органов в финансово-правовой сфере (для этого был создан комитет европейских регуляторов ценных бумаг);

4) проверка соответствия юридической практики в государствах-членах ЕС нормам финансового права ЕС с помощью Европейской Комиссии (для этого были созданы европейский банковский комитет и европейский комитет по страхованию и трудовым пенсиям).

В настоящее время ЕС осуществляет программу гарантий прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков. В рамках этой программы происходит борьба с рыночными злоупотреблениями, предъявляются особые требования к проспекту эмиссии, осуществляется информационное сопровождение эмитентов и т.д.

Виды налогов в Евросоюзе

Налоговое право – это совокупность правовых норм, норм учредительных договоров и актов институтов Евросоюза, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям и решений суда Евросоюза по налоговым вопросам.

Налоговая политика в системе политики экономической интеграции образует особое направление, определяющее следующие цели:

1) не допустить замены упраздненных таможенных барьеров другими ограничениями налогового характера;

2) продвинуться в решении проблемы двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов;

3) заложить единые правовые основы регулирования налогов в государствах Евросоюза, а в перспективе – единую систему норм, регулирующих общеевропейские налоги, которые будут составлять бюджет Евросоюза.

Таким образом, речь идет об интеграционной политике в сфере налогообложения.

Принципы налоговых отношений:

1) запрет платежей, заменяющих таможенную пошлину;

2) гармонизация законодательства государств-членов Евросоюза о косвенных налогах;

3) устранение юридических и налоговых препятствий в сотрудничестве европейских предприятий и организаций;

4) взаимодействие государств и институтов Евросоюза в налоговых вопросах, возникающих в связи с трансграничным перемещением капиталов.

В налоговом праве действуют специальные акты институтов Евросоюза, которые раскрывают указанные принципы. Например, Регламент №1079/77 о введении налога на молоко и молочные продукты. Директивы устанавливают единые требования к определению элементов налога. Например, Директива Совета 2006/112 Об общей системе налога на добавленную стоимость. Решения Совета носят более общий характер и, как правило, адресованы государствам. Например, Решение № 70/243 О замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами. Европейский суд неоднократно выносил решения, связанные с налогообложением. Например, Решение по делу Кассис де Дижон от 20 февраля 1979 года установило принцип запрета тарифных и нетарифных ограничений внутри европейских сообществ. Решение по делу «Налоговая служба города Кёльн против Роланда Шумакера» от 14 февраля 1995 года установило принцип запрета дискриминации по признаку гражданства в связи с налогообложением физических и юридических лиц.

При классификации налогов в Евросоюзе принята концепция собственных ресурсов, которая означает финансовую самостоятельность Евросоюза. В соответствии с этой концепцией разделяют:

1) сельскохозяйственные налоги,

2) таможенные пошлины,

3) НДС,

4) Подоходный налог физических лиц, работающих в аппарате Евросоюза.

Некоторые вопросы указанных налогов (объекты, предметы, ставки) напрямую регулировались директивами Совета. Например, Директива о единой системе косвенных налогов (классификация по предмету).

Лиссабонский договор ориентирует государство на политику влияния на институты Евросоюза при принятии решений по налоговым вопросам.

Наши рекомендации