Европейская гражданская служба
Осуществление целей и задач европейской интеграции, претворение в жизнь решений, принимаемых институтами, и реализация предписаний европейского законодательства, контроль за его осуществлением в решающей степени зависят от административных служб ЕС.
Статут Европейской гражданской службы 2004 г.
Первоначально каждый из институтов Сообществ располагал собственной административной службой. После подписания соглашения о слиянии институтов был разработан единый статут Европейской гражданской службы, одобренный в 1968 г. В последующем в этот нормативноправовой акт, принятый в форме регламента, были внесены многочисленные изменения и поправки. Все они приняты в виде регламентов, общее число которых немногим менее ста. В большинстве случаев эти поправки касаются технико-юридических и специальных вопросов. Вместе с тем весьма важное место в этих поправках занимают постановления, относящиеся к социальным гарантиям, обеспечению трудовых прав и совершенствованию механизма продвижения по службе. Очень многие регламенты уточняют порядок и сумму оплаты труда чиновников, занятых на службе в ЕС. Представленный Комиссией документ нового статута был одобрен Советом 22 марта 2004 г.
Административный аппарат и публичная служба — понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Под административным аппаратом понимается совокупность всех служб и административных структур, а равно служащих и должностных лиц, участвующих непосредственно в отправлении функций управления делами Европейских сообществ и Европейского Союза. Европейская гражданская служба — это особый институт, обнимающий всю совокупность штатного персонала и временно занятых по найму в ЕС лиц. Условия их найма, работы, продвижения, а равно вознаграждения и социальных гарантий определяются особым статутом.
Центральное звено административного аппарата как по объему и характеру полномочий, так и по численному составу образует аппарат, подчиненный Европейской комиссии. Главные структурные подразделения аппарата Комиссии составляют генеральные департаменты (главные управления). Все они, в свою очередь, подразделяются на департаменты (управления), а последние делятся на отделы, секторы и бюро. В общей сложности на работе в аппарате, подчиненном непосредственно Комиссии, заняты около 25 тыс. человек.
Аппарат Европейского парламента включает службу Председателя Парламента и генеральный секретариат, а равно генеральные директораты по вопросам управления, по работе комитетов и делегаций, по вопросам информации и связям с общественностью, по вопросам исследований, по кадровым вопросам, по административным вопросам, по вопросам перевода и обслуживания, по финансовым вопросам и вопросам финансового контроля, а также самостоятельную юридическую службу, приравненную по своему статусу к генеральному директорату.
Несколько тысяч человек занято на службе в аппарате Совета ЕС. Он включает в себя аппарат Генерального секретаря.
Весьма многочисленна юридическая служба. Она включает целый ряд внутренних подразделений, специализирующихся преимущественно на функциональной основе по вопросам, относимым к ведению Европейского Союза. Отдельные секторы этой службы специализированы непосредственно по праву того или иного государства-члена. В составе аппарата Совета имеется целый ряд генеральных директоратов, которые дифференцируются по сферам деятельности.
Относительно меньший административный аппарат находится в ведении судебных органов ЕС, Счетной палаты, Экономического и социального комитета, Комитета регионов и некоторых других органов ЕС. Обращает на себя внимание специальное постановление, содержащееся в статуте Европейской гражданской службы и предусматривающее распространение его положений на служащих не только институтов, но и других органов ЕС, в том числе ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка и других.
Правовые основания, характерные черты и особенности Европейской гражданской службы были закреплены в Регламенте № 259/68. Согласно этому акту с последующими изменениями и дополнениями все служащие Европейских сообществ и Европейского Союза образуют единый административный корпус. Под служащими понимаются лица, занимающие постоянную должность в штате одного из институтов или органов ЕС и назначенные на эту должность во исполнение действующих правовых установлений компетентными органами, наделенными правом приема на службу в аппарат ЕС. Лицо, зачисленное на штатную должность, остается в составе гражданской службы вплоть до ухода на пенсию по возрасту. Досрочная отставка может иметь место на добровольных началах, по болезни или в связи с совершением тяжелого служебного проступка. В последнем случае решение выносится компетентными служебными органами при участии представителей персонала, которые входят в состав различного рода совещательных органов, рассматривающих все случаи служебных нарушений или проступков. Каждый служащий занимает тот или иной пост в структуре определенного генерального департамента, его управления, отдела или иного подразделения в соответствии со штатным расписанием. Количество и характер штатных должностей закрепляется за каждым институтом, органом или организацией в соответствии с бюджетными предписаниями. Такого рода акты определяют также и номенклатуру должностей. Все назначения и перемещения могут иметь место только в пределах действующих бюджетных установлений.
В соответствии с Регламентом 1968 г. зачисление на штатную должность в администрацию Сообществ проводилось, как правило, на основе конкурса. Объявление о конкурсе, характере и предназначении объявленных к конкурсу должностей, условиях, которым должен отвечать претендент, и порядок проведения конкурса подлежали опубликованию в Официальном вестнике ЕС. В конкурсе могли участвовать только граждане государств — членов Сообщества, обладающие необходимой образовательной и профессиональной подготовкой. Подтверждением этому могли служить наличие диплома о соответствующем образовании и документы, подтверждающие опыт работы по специальности. Конкурс проводился обычно в два этапа. Предварительный отбор осуществлялся главным образом на основе анализа и оценки представленных документов. Второй этап заключался в сдаче экзамена. Как правило, проводился письменный и устный экзамен. Победитель конкурса зачислялся на официальную штатную должность. Детали проведения конкурса, порядок его организации определялись специальным приложением III к Статуту.
Равенство шансов, провозглашаемое в нормативных актах, знало на практике целый ряд существенных изъятий и ограничений. В частности, этому способствовало применение принципа так называемой положительной дискриминации. Согласно этому принципу определенное число или определенный процент мест резервировались для женщин или лиц, страдающих инвалидностью. Формально такого рода меры были призваны гарантировать интересы определенных демографических или социальных групп, недостаточно представленных в администрации Сообществ. На практике это привело к тому, что женщины действительно заняли доминирующие позиции в аппарате, но почти исключительно на низовых должностях.
Все лица, состоящие в Европейской гражданской службе, подразделялись на четыре основные категории — А, В, С и D. Высшая категория А, в свою очередь, подразделялась на восемь разрядов — от наиболее высокого А1 до А8, В и С — на пять разрядов, D — на четыре. В рамках каждой категории и каждого разряда служащие дифференцируются по старшинству в зависимости от выслуги лет. Такое эшелонирование существенно влияет на заработную плату. Включение в ту или иную категорию увязывается с обладанием дипломом о высшем образовании или соответствующем специальном среднем образовании, дополнительными дипломами, а равно зависит в значительной мере от того, какие должности занимал соискатель в прошлом в рамках национальной гражданской службы или в частном секторе. В случае, если речь идет не об общей администрации, а об определенных технических службах, необходимо наличие соответствующего специального диплома и опыта работы по данной специальности. Начиная с разряда АЗ, было введено специальное подразделение LA для лиц, занятых на переводческой работе.
На всех служащих и должностных лиц ЕС распространяются привилегии и иммунитеты, предусмотренные специальным протоколом. Они включают определенный судебный иммунитет, непреследование за высказывания и выступления, связанные с осуществлением служебных функций, освобождение от уплаты местных налогов и сборов, возможность приобретения товара без уплаты НДС, права на особую пенсию, сохранение привилегий после окончания службы и выхода в отставку. Все это в сочетании с высокими должностными окладами привлекает к участию в конкурсе на замещение вакантных должностей весьма большое число соискателей. Нередко заявление об участии в конкурсе на каждую вакансию подают сотни и даже тысячи соискателей. В этих условиях объективный и беспристрастный отбор, равно как необходимость отобрать наиболее достойных кандидатов, требует применения строгих конкурсных правил.
Помимо служащих, состоящих в штате Сообществ, в состав административного корпуса могут также входить и другие работники. К ним относятся, в частности, лица, занятые на работе по найму в Сообществах на временной основе. Их положение и получаемое вознаграждение определяет трудовое соглашение, которое заключается на определенный срок и которое, как правило, не может возобновляться более чем один раз. В составе корпуса служащих имеются также специальные советники, которые могут привлекаться к работе на началах совместительства. Трудовые соглашения с данной категорией лиц заключались на срок не свыше двух лет.
Состояние на службе в Сообществах связано с обладанием значительными социальными гарантиями. Получаемая каждым служащим заработная плата, согласно Статуту 1968 г., зависит от его принадлежности к категории, разряду и эшелону. Помимо базовой заработной платы выплачивались также на определенных условиях семейные пособия на детей и иждивенцев, жилищные пособия, а равно различные дотации и возмещения.